Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:42, курсовая работа
Менеджмент - совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.
Так или иначе, но антикризисный менеджмент считается на порядок сложнее менеджмента классического, осуществляемого в устойчивой, стабильной внешней среде. Поэтому антикризисных управляющих готовят особым образом – по специальной программе, разработанной Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению.
Атакующий менеджмент - менеджмент с «активной позицией», пытающийся влиять на внешнее окружение, а не просто приспосабливаться к нему. Обеспечение лидерства по новым товарам или услугам, новым рынкам, новым технологиям невозможно без активного, отчасти даже агрессивного начала в управленческой системе. Лучшая форма защиты - нападение.
Вирусный менеджмент - совершенно новый термин, появившийся недавно. Отражает концепцию «заражения» организации естественным способом той или иной «болезнью». Например, какая-нибудь организация «заболевает» идеей глобализма и каждый управляющий территориальным подразделением стремится расширить сферу своего рыночного влияния, раскинуть «сети» как можно шире. От этого зависит его статус, денежное вознаграждение и, самое главное, внутренняя самореализация.
Можно «заболеть» идеей опережения всех конкурентов по какому-нибудь продукту, или идеей достижения «сверхрезультата» по прорывному показателю качества, или идеей создания корпорации как единой, дружной «семьи» и т.д. Важно, что вирусный менеджмент предполагает определенную автоматичность изменений, внутреннюю «одержимость» той или иной новацией, задействование неформального личностного фактора.
Коммуникационный менеджмент использует для принятия решений информацию, полученную, главным образом, из общения, через коммуникационные каналы.
Механистический менеджмент - система управления, в которой все доведено до автоматизма. Царствуют формализованные отношения. Бюрократическая структура. Видимо, чаще всего механистический менеджмент встречается в государственных учреждениях.
Преобразующий менеджмент - менеджмент реорганизации, или система управления изменениями. Он управляет крупными изменениями, обеспечивает реализацию новых целей, принципов организации и методов управления, включает менеджеров особого типа - лидеров организации.
Проблемно-
Прогностический менеджмент, наоборот, предполагает активную деятельность по прогнозированию возможных ситуаций, последствий, решений. Суть прогностического управления - в непрерывном опережающем отражении процессов развития и конечного состояния управляемой системы, а также в выявлении возможных путей и средств достижения желаемых состояний этой системы. Прогнозирование позволяет перейти от реактивного управления, базирующегося лишь на реакциях системы на текущие проблемы, к проактивному управлению, своевременно упреждающему угрозы и распознающему новые возможности будущего развития. Прогностическое управления наиболее адекватно рыночным условиям хозяйствования. Оно позволяет обеспечить устойчивость предприятий даже в условиях высокого уровня внешних и внутренних рисков.
Проектный менеджмент - такое управление, в котором непрерывный процесс как бы разбивается на отдельные конечные проекты, имеющие начало и конец. За каждым проектом закрепляется проектный менеджер, несущий ответственность за этот «кусок работы». При этом процесс управления становится обозримым и прозрачным.
Пульсирующий менеджмент. Под ним понимается менеджмент, работающий с нечеткими объектами, а также горизонтально организованный менеджмент, менеджмент переходного периода. Он реализует фактический переход от избыточной бюрократизации управления к общественному системообразованию.
Раскрепощенный менеджмент - технология управления, базирующаяся на свободном, осознанном, раскрепощенном сознании и поведении менеджеров, не боящихся ошибиться, сделать что-нибудь не так. Следует отметить, что в России страх - явление почти генетическое. Жесткая система наказаний, которая была характерна для нашего общества на протяжении достаточно длительных исторических периодов, заметно поубавила смелости в неординарных и смелых поступках.
Рациональный менеджмент базируется на алгоритмическом, взвешенном подходе. Алгоритм - это точное предписание, определяющее процесс управления с определенной последовательностью и логикой.
Сигнальный менеджмент - имеет основной целью установление критических параметров-сигналов - реализация которых предупреждала бы управленцев о недопустимых отклонениях в управляемых объектах и процессах. Сигнал - аналог желтого света светофора, предшествующего красному. Когда светит зеленый свет- все в порядке.
Следует отметить, что из опыта общения с современными лидерами бизнеса становится понятной высокая степень актуальности сигнального менеджмента. Многие предприниматели озабочены разработкой своеобразных норм и нормативов, отражающих внутреннее благополучие фирмы. Передача ответственности по линиям управления тоже связана с установлением определенных лимитов, сигнализирующих о приемлемом уровне риска по тому или иному продукту, ресурсу, бюджету. Сигнальный менеджмент имеет в условиях рынка большую перспективу развития.
Ситуационный менеджмент - делает акцент на изучении и использовании в дальнейшей практике как можно более широкого спектра различных типовых ситуаций. В обучении этот метод называется «кейс-стади». До 70% времени занимают кейс-стадии в учебных процессах западных вузов, готовящих современных менеджеров. В России тоже стала создаваться база данных по деловым ситуациям. Получают развитие деловые игры при подготовке управленцев. Но находится этот процесс пока в самом начале.
СЭЛФ-менеджмент - другими словами, самоменеджмент. Лишь личностное развитие управленца может привести к развитию участка бизнеса, за который он отвечает в своей деятельности. Должна быть синхронность самоменеджмента и менеджмента организации.
В монографии В.С. Петрухина «Менеджмент 21 века» утверждается, что сэлфменеджмент - это менеджмент будущего. Самомотивация человека на труд связана с самоутверждением и самореализацией. Это естественно. Это внутренний инстинктивный возбудитель активности человека, движитель прогресса. Самомотивация - свойство свободного человека. Существуют определенные технологии, как разбудить в себе свой глубинный потенциал, развить самомотивацию.
Эффективный менеджмент - это управленческая деятельность, которую по общепринятым меркам следует назвать успешной. Как утверждает Джон Биллсберри в своей книге «Эффективный менеджер» Открытого университета Великобритании, «все люди разные, имеют разные потребности и по-разному участвуют в работе организации. Это разнообразие значительно усложняет работу менеджера, поскольку он должен продумывать последствия своих действий для людей, имеющих разные приоритеты».
Между тем, «разнообразие» - это огромная самостоятельная ценность, и только понимание этого факта позволит сделать менеджмент в действительности эффективным. Баланс различных интересов, целей, подходов - вот что лежит в основе конечного эффекта деятельности.
В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляющем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза, облечения в новые формы и проч., позволяющих более эффективно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с созданием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются информацией и есть все возможности для ее эффективного осмысления и усвоения.
Центральная задача в управлении знаниями состоит в том, чтобы облегчить выявление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передового опыта, творческих возможностей. Это важно, и потому, что в перспективе все крупные организации должны делиться на малые самоуправляемые структуры, которые из-за относительно небольшого собственного информационного и интеллектуального потенциала должны будут добывать и ассимилировать чужие знания.
Все перечисленные виды управления в практике тесно переплетены и взаимообусловлены, что существенно усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей видового разнообразия систем управления ведет к повышению их потенциала и эффективности.
В
целом же, можно констатировать факт, что
разнообразие видов менеджмента связано,
прежде всего, с разнообразием направлений
использования и особенностей реализации
процесса управления и что дифференциация
менеджмента имеет объективный характер.
2.
Анализ состава видов
менеджмента
Охарактеризуем типичное для начала ХХI века состояние менеджмента как сферы знания и практики. Перечень выявленных в данном исследовании видов менеджмента послужил основой исследования взаимосвязи видов менеджмента. Так как средой настоящего исследования является сфера экономики, остановимся на видах менеджмента, использующихся в экономике. Тем самым выделяется первый признак классификации видов менеджмента (отношение к экономике).
На
рис. 1 представлено процентное соотношение
видов менеджмента, не связанных с экономикой,
и видов менеджмента, используемых в экономике.
Абсолютное большинство видов менеджмента
(84%) используется в экономике. Очевидно,
что с течением времени удельный вес последних
будет возрастать, так как в экономику
вовлекается все большее количество сфер
знания (например, сейчас никого не удивляет,
что в деятельности как коммерческих,
так и не коммерческих предприятий используется
знание психологии и социологии, которые
стали практическими инструментами менеджмента).
Рисунок
1 - Распределение видов менеджмента по
связи с экономикой
К видам менеджмента, используемым в экономике, были отнесены 239 вида менеджмента. При этом подразумевается, что составными частями экономики являются коммерческие и некоммерческие организации.
Далее основной интерес будет вызывать менеджмент бизнес-организаций, где под бизнесом подразумевается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Так как «экономика» – довольно обширное понятие, для более точного учета разнообразия ее составных частей, определяющих спектр видов и направлений деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, вторая группа видов менеджмента, разделяемых по критерию «Отношение к экономике», названа «Виды менеджмента, используемые (а не связанные) с экономикой». Как показал анализ, виды менеджмента можно разделить на группы по следующим признакам: 1. Объект управления. 2. Субъект управления. 3. Технология управления. 4. Стиль управления. 5. Национально-культурные особенности управления. 6. Цель управления.
Первые три критерия классификации характеризуют систему управления (объект, субъект и технология (процесс) управления). По поводу трех последних предлагаемых критериев классификации (стиль управления, национально-культурные особенности и цель управления) следует сделать следующие два замечания.
1) Стиль управления в целом является следствием национально-культурных особенностей управления. Под стилем управления, как правило, понимают способ делового общения руководителя с подчиненными, характер отношений между ними в процессе исполнения служебных обязанностей, определяемый форматом распорядительного воздействия и мерой жесткости проявления единоличной воли руководителя.
В настоящей работе стиль управления будет рассматриваться не только по отношению к внутренней среде бизнеса, но и по отношению к внешней среде, где следует говорить не об отношениях руководителя с подчиненными, а об отношениях между бизнес-единицами. Такое толкование стиля оправдано общим определением понятия «стиль» - (1) основная своеобразная форма выражения, возникающая в той или иной сфере человеческой деятельности или (2) «метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения». В отношениях руководителя с подчиненными можно выделить авторитарный, демократический, механистический и конфиденциальный стили управления. В отношениях участников бизнес-процесса может использоваться атакующий, инактивный, интуитивный, креативный, пульсирующий, стихийный или нерегулярный менеджмент и др.
Информация о работе Сравнительная характеристика видов менеджмента