Сравнительный анализ организационных структур управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 22:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: изучение структуры и функционирования организаций.
Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы организационных структур управления;
2. Провести сравнительный анализ организационных структур;
3. Провести анализ структуры управления ООО «Волжский Социальный Банк».

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы организационных структур управления……..
……………………………………………………………………………………...…4
Понятие организации и организационной структуры……………………..4
Методы построения гибких структур управления…………………….……6
Принципы построения ОСУ………………………………………...………10
Классификация ОСУ……………………………………………………..….12
Бюрократические ОСУ……..……...……………………………………..…12
Адаптивные ОСУ………………………………………………….………..18
Глава 2. Сравнительный анализ структур управления организацией ….……....23
Глава 3. Анализ действующей организационной структуры ООО «Волжский Социальный Банк»…………………………………………………………….…....28
3.1. Характеристика исследуемого объекта……………………………….……...28
3.2. Анализ работы функциональных подразделений и уровней управления ООО «ВСБ»………………………………………………………………………....30
Заключение…………………………………………………………………….…....34
Биографический список……………………………………………………….…...36

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 101.04 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «САМАРСКИЙ ГОСУДАСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему «Сравнительный анализ организационных структур управления»

по дисциплине «Основы менеджмента»

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка 3 курса

Специальности Менеджмент организации

К.Е. Абибулаева

Научный руководитель:

кандидат экономических наук, доцент

Николаева К.С.

 

 

Самара 2013

Содержание:

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1.Теоретические основы организационных структур управления……..

……………………………………………………………………………………...…4

    1. Понятие организации и организационной структуры……………………..4
    2. Методы построения гибких структур управления…………………….……6 
    3. Принципы построения ОСУ………………………………………...………10
    4. Классификация ОСУ……………………………………………………..….12
      1. Бюрократические ОСУ……..……...……………………………………..…12
      2. Адаптивные ОСУ………………………………………………….………..18

Глава 2. Сравнительный анализ структур управления организацией ….……....23

Глава 3. Анализ действующей организационной структуры ООО «Волжский Социальный Банк»…………………………………………………………….…....28

3.1. Характеристика исследуемого  объекта……………………………….……...28

3.2. Анализ работы функциональных подразделений и уровней управления ООО «ВСБ»………………………………………………………………………....30

Заключение…………………………………………………………………….…....34

Биографический список……………………………………………………….…...36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из наиболее важных функций управления является функция организации, с помощью которой устанавливаются постоянные и временные взаимоотношений между всеми подразделениями фирмы, определяется порядок и условия функционирования фирмы. Анализ функционирования организационной структуры управления любого предприятия довольно трудоемкий и длительный процесс. С целью его упрощения, в рамках теории организационных структур управления, выделяют два вида типовых организационных структур: классические и адаптивные. Их изучение и анализ дают возможность судить о том, какими недостатками и преимуществами они обладают.

Выбранная мной тема курсовой работы «Сравнительный анализ организационных структур» очень актуальна, так как руководитель должен уметь реально оценивать структуру своей организации, её возможности, преимущества и недостатки, что в дальнейшем может помочь ему принять меры по повышению эффективности в способах управления.

Цель курсовой работы: изучение структуры и функционирования организаций.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие  задачи:

1. Рассмотреть теоретические  основы организационных структур управления;

2. Провести сравнительный анализ организационных структур;

3. Провести анализ структуры управления ООО «Волжский Социальный Банк».

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы организационных структур управления.

1.1. Понятие организации и организационной структуры

      Организация - пространственно-временная структура производственных факторов и их взаимодействие с целью получения максимальных качественных и количественных результатов в короткий период времени с минимальными затратами факторов производства.

Признаки организации:

  • Связь с внешней средой
  • Обособленность
  • Наличие внутренних элементов и структурных связей между ними
  • Внутренний мир
  • Саморегулирование деятельности
  • Наличие цели
  • Организационная структура

      Организационная структура - это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта.

     Для того, чтобы эффективно управлять организацией нужно, чтобы ее структура соответствовала целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена к ним. Организационная структура является основой для формирования отдельных административных функций. Структура определяет и устанавливает связь сотрудников внутри организации.

      Существуют вертикальные и горизонтальные связи и разделение элементов управления.

 

   Вертикальные связи - совокупная деятельность различных государственных и общественных институтов, участвующих в перераспределении доходов и ресурсов, формирующихся на микроуровне экономической среды бизнеса, координирующих и контролирующих горизонтальные связи между субъектами бизнеса.

     Горизонтальные связи – совокупная деятельность предпринимательских фирм, которые выполняют посредническую роль на отдельных секторах рынка. Выделяются следующие типы посредничества:

  • производственное посредничество;
  • торговое посредничество на рынке товаров и услуг;
  • финансовое посредничество на рынках банковских, инвестиционных и страховых услуг;
  • трудовое посредничество на рынке рабочей силы;
  • информационное посредничество на рынках информации, образования, консалтинга, рекламы, связей с общественностью.

     Горизонтальное разделение осуществляется по отраслевым признакам. Оно может быть ориентировано на:

  • готовую продукцию;
  • промышленно-производственные процессы
  • пространственные производственные условия.

Организационная структура  регулирует:

  • разделение обязанностей по подразделениям;
  • их компетентность в решении конкретных проблем;
  • общее взаимодействие этих элементов.

Тем самым фирма создается как иерархическая структура.

     На организационную структуру влияют следующие факторы:

  • размеры предприятия;
  • применяемая технология;
  • окружающая среда.

     Организационная структура управления должна соответствовать следующим требованиям :

  1. Соответствие целям и стратегиям компании;
  2. Устойчивость к воздействию факторов внешней среды;
  3. Подвижность и готовность к изменениям;
  4. Предприимчивость и готовность предложить свои услуги раньше других;
  5. Прозрачность и понятность для сотрудников и инвесторов.

1.2. Методы построения гибких структур управления.

     Построение и совершенствование ОСУ осуществляется на основе реализации системно-целевого подхода путем применения различных конкретных методов и их сочетания. Прежде чем рекомендовать к применению те или иные методы для предприятия, необходимо провести их классификацию и дать сравнительный анализ. 
 
     Сегодня наиболее известны следующие методы формирования ОСУ: метод структуризации целей, экспертно-аналитический метод, метод сравнения и аналогий и метод организационного моделирования. Рассмотрим каждый метод отдельно.

 
     Метод структуризации целей основан на представлении производственно-хозяйственной организации как многоцелевой системы.

    Он предусматривает выработку системы целей, включая их количественную и качественную формулировки, с последующим построением и анализом альтернативных организационных структур управления, оценивая их соответствие системе целей. При системно-целевом подходе к формированию организационных структур этот метод имеет особенно важное значение, так как с помощью него реализуется одна из главных идей данного подхода — регламентация и оценка деятельности звеньев управления по критерию их ответственности за достижение поставленных целей, а не выполнения определенных функций. Значение такого подхода и метода возрастает также в динамичных условиях рынка.         

     В быстро меняющейся среде любая попытка строго регламентировать функции каждого управленческого звена приводит к повышению его инерционности, ухудшению приспособляемости и, как следствие, снижению эффективности работы. Поэтому использование в качестве ориентира деятельности четко определенных целей является средством развития хозяйственной самостоятельности работников и звеньев аппарата управления, что обеспечивает гибкость структуры, согласование формальных и неформальных отношений в организации, т.е. те свойства, без которых в условиях рынка не обойтись. 
 
    Данный метод проектирования ОСУ выполняется в несколько этапов:

  1. Структуризация целей по одному из трех способов: графическому (древо целей), матричному (таблица), списочному (перечисление и кодирование целей).
  2. Установление состава функций управления и управленческих работ, с помощью группировки которых можно определить структурные подразделения.
  3. Составление принципиальной схемы распределения задач и функций управления за конкретными управленческими звеньями.
  4. Формирование внутренней структуры подразделений и система их подчиненности на всех уровнях. 

     К достоинствам метода относится и то, что он не требует применения специального инструментария исследования, что делает его довольно простым в реализации. К недостаткам можно отнести отсутствие четких правил построения дерева целей либо других способов структуризации. Реформа, основанная на мнения экспертов из

     Экспертно-аналитический метод. Заключается в обследовании и аналитическом изучении организации с целью выявить проблемы в работе аппарата управления, специфические особенности, разработать рекомендации по устранению недостатков ОСУ, исходя из заключения экспертов. Метод предусматривает диагностический анализ существующей структуры управления, разработку графических и табличных описаний ОСУ и процессов управления, отражающих рекомендации по наилучшей организации этих структур с учетом передовых тенденций в области организации управления, проведение опросов руководителей и работников организации.  
Использование экспертно-аналитического метода обусловливается недостатками нормативной базы, недостаточным развитием количественных методов анализа. Преимущества метода при условии привлечения высококвалифицированных специалистов состоят в относительной быстроте получения результатов анализа и рекомендаций по улучшению ОСУ.

 
     Метод сравнения и аналогий. Данный метод состоит в использовании элементов механизма управления при совершенствовании организации управления, структурных форм и решений, которые оправдали себя на практике в организациях с похожими условиями функционирования. 
     Метод также предусматривает использование типовых структур управления, типового состава функций управления, норм управляемости. Наиболее эффективным способом использования типовых решений при формировании аппарата управления является «блочный принцип». Сущность этого принципа заключается в том, что структуру управления любой крупной организации можно представить в виде ряда относительно обособленных блоков, включающих несколько звеньев или органов. Построение ОСУ управления при этом способе заключается в синтезе укрупненных блоков (линейно-функциональных или программно-целевых), структура которых отвечает типовым решениям.

      Метод организационного моделирования основан на использовании определенных формализованных моделей объекта и системы управления, которые используются в качестве базы для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур в зависимости от изменений наиболее существенных факторов. 
 
     Возможности организационного моделирования возрастают в связи с более широким применением в последние годы для этих целей компьютеров. Так, с помощью компьютеров и экономико-математических моделей стала возможной имитация многих ситуаций управленческой деятельности, что расширяет область организационного анализа, позволяет прогнозировать изменения в системе управления [123]. Вместе с тем известные модели отображают лишь отдельные стороны организационных систем управления и не охватывают в комплексе всех аспектов формирования организационной структуры (административно-управленчес-кого, информационного, поведенческого). Ограничивает сферу практического применения организационных моделей трудность моделирования всего многообразия организационно-структурных отношений и поведения людей. Поэтому моделирование рассматривается как вспомогательный научно-аналитический инструмент для поиска и выбора рациональных решений построения ОСУ.

1.3. Принципы построения ОСУ.

     Принцип как понятие означает «основное исходное положение какой-либо организации», это также «основа устройства», в данном случае — «организационная структура управления». Совокупность принципов построения организационной структуры управления должна выделять, с одной стороны, главные требования к ней, а с другой — основные правила ее построения. Обобщая разнообразие подходов, которое существует в научной литературе применительно к задачам настоящего исследования, можно выделить приведенные ниже основные принципы построения ОСУ. 
1. Принцип функционального разделения и специализации управленческого труда.  Исходя из этого принципа необходимо создавать подразделения отдельно по функциям, не допуская объединения разнородных функций управления в одном подразделении. Этот принцип предусматривает также установление границ между линейным и функциональным руководством. Линейное руководство должно осуществлять управление непосредственно производством, функциональное — оказывать ему техническую помощь, снабжать информацией, практическими рекомендациями. 
 
     При реализации данного принципа необходимо избегать чрезмерно узкого, дробного разграничения деятельности структурных подразделений, поскольку это ведет к чрезмерному объему координационной работы, удлинению иерархической лестницы и, как следствие, рассогласованию целей управленческих звеньев.

Информация о работе Сравнительный анализ организационных структур управления