Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:21, контрольная работа
Главная цель стратегии города Екатеринбурга – обеспечить достаточно высокое и устойчиво повышающееся качество жизни для нынешних и будущих поколений горожан.
Сравнительный анализ стратегических планов развития муниципального образования «г. Екатеринбург»
и
Нижегородской области.
Екатеринбург | Нижегородская область |
Нормативно-правовое обеспечение стратегического плана | |
Решение
Екатеринбургской городской Думы №
40/6 от 10 июня 2003 года «Об утверждении Стратегического
плана развития Екатеринбурга».
Постановление Главы города № 381 от 09.04.2004г. «О процессе разработки, утверждения и реализации стратегических проектов в 2004 году». Распоряжение Главы города Екатеринбурга от 18.09.2003 г. 433-р «О разработке стратегических проектов в 2003 году». Постановление Главы города № 1234 от 25.10.2001г. «О мерах по поддержке и развитию гостиничных услуг на территории г.Екатеринбурга на 2001-2003гг.». |
Постановление Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. N 127 "Об утверждении Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года" (с изменениями от 20 марта 2009 г.) Распоряжение
Правительства Нижегородской
|
Формулировка основных целей развития и миссии города (региона). | |
Главная
цель стратегии города Екатеринбурга
– обеспечить достаточно высокое и устойчиво
повышающееся качество жизни для нынешних
и будущих поколений горожан.
Достижение главной цели предполагает реализацию еще ряда основных стратегических подцелей. Среди них: - формирование благоприятной социальной среды, обеспечивающей всестороннее развитие личности на основе образования, культуры и науки, здорового образа жизни населения, заботы об условиях труда, семьях, внедрения принципов социальной справедливости; повышения уровня общественной безопасности и т.п.; - развитие эффективного инновационного производства, сферы услуг, обеспечивающих интеграцию в региональную, национальную и мировую экономику на базе роста инвестиций, создания новых высококонкурентных рабочих мест, привлечения высококвалифицированных кадров, активизации инновационной деятельности, максимизации доходов городского бюджета, роста прибылей предприятий, эффективного использования муниципального имущества, развития рыночных институтов, роста малого предпринимательства, опережающего развития уникальных и экспертно-ориентированных производств и пр.; - создание благоприятного социально-экономического и правового климата для предпринимателей и жителей города (совершенствование нормативно-правовой базы, формирование имиджа города и городской маркетинговой концепции, развитие рыночной, информационной, инновационной инфраструктуры, развитие системы достоверной и доступной информации, превращение ее в реальную основу сплочения местного сообщества и т.п.); - улучшение городской среды, устойчивое функционирование и развитие инфраструктуры и систем жизнеобеспечения города, позволяющих сформировать здоровую, безопасную, благоустроенную и стимулирующую среду обитания; - формирование гражданского общества и развитие городского местного самоуправления (партнерство в экономической, социальной и культурной сферах, выработка механизмов эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с органами власти субъекта РФ, территориальными органами федеральной власти, развитие межнационального и межкультурного сотрудничества и солидарности, формирование активной городской политики и т.п.). Миссия Екатеринбурга рассматривается не как конечный, застывший результат, а как растянутый во времени сложный результирующий процесс, включающий все стороны функционирования и развития города. Миссия
Екатеринбурга в обозримой перспективе
видится, как трансформация города из
исторически сложившегося индустриально-хозяйственно- |
Главная
цель Правительства - уровень благосостояния
населения и высокие стандарты качества
жизни могут быть достигнуты при наличии
эффективной и сбалансированной экономики:
- Структура
экономики, обеспечивающая - Благоприятные условия для ведения бизнеса - Высокий
уровень производительности и
степень модернизации - и др.; благоприятных условий для жизни: - Качественная
жилищно-коммунальная - Развитая система здравоохранения и образования - Эффективная
система социального - и др.; а также эффективной исполнительной власти: - Управление по целям и результатам - Эффективная организационная структура и деловые процессы - Квалифицированный
персонал |
Основные направления стратегического плана развития города. | |
- Сохранение
и развитие человеческого - Реструктуризация экономики города и развитие экономических ресурсов. - Развитие среды проживания горожан. - Развитие рынков товаров и услуг. - Развитие транспорта, складского хозяйства и связи. - Охрана
окружающей среды развитие - Развитие
гражданского общества и - Генеральный план Екатеринбурга - город для человека . |
В стратегическом
плане развития региона были определены
следующие отраслевые приоритеты:
1-я группа приоритетов: автомобилестроение,
научно-образовательный 2-я группа приоритетов: черная металлургия, топливная промышленность, авиастроение, химическая и нефтехимическая промышленность, стекольная промышленность, туризм 3-я группа приоритетов: промышленность строительных материалов, медицинская промышленность, лесопромышленный комплекс и целлюлозно-бумажная промышленность, легкая промышленность, судостроение, сельское хозяйство. |
Выделение основных показателей для оценки инвестиционного потенциала территории. | |
Инвестиционная
привлекательность региона На
каждом направлении развития
города очевидны успехи. Инвестиционный
статус города повышается на
фоне снижения социальных Город из года в год демонстрирует рост товарооборота, растет количество торговых площадей. Одновременно
уверенно развивается и Оценивая трудовой потенциал города, специалисты отмечают как количественный, так и качественный его рост. Растет число выпускников вузов, которые находят применение своим знаниям в торговле, финансовом секторе, гостиничном и ресторанном бизнесе. Рост промышленного производства предъявляет повышенный спрос на представителей рабочих специальностей. В столице Урала решается и этот вопрос. Городом было принято решение разработать стратегический план реструктуризации крупных производств, одной из частей которого будут меры по подготовке необходимых специалистов. Способствует увеличению инвестиционного потока и успешная и активная работа в области развития международных отношений. Сообщения об открытии нового консульства, торгового представительства зарубежных государств уже перестают удивлять екатеринбуржцев и воспринимаются как данность. Признание авторитета столицы Урала на международном государственном уровне, тем не менее, помогает постоянно привлекать внимание бизнес-общественности, крупных корпораций, финансовых систем к экономике Среднего Урала. Разместившись в столице Урала, дипломатические службы начинают активно работать на экспансию своего национального бизнеса на Урал. Как правило, это ведет к взаимовыгодному сотрудничеству и успеху. Инвестировать в столицу Урала, делать бизнес на границе Европы и Азии становится все проще и эффективнее. Это уже оценили Райффайзенбанк, Сосьете Женераль Восток, Сити-банк, OBI, IKEA, финансовые, торговые и промышленные предприятия Востока и Запада. И если инвесторы могут предложить экономике города свои финансовые ресурсы, то город готов ответить на это их быстрым ростом. |
Нижний Новгород
является лидером среди городов России
по размеру доступного потребительского
рынка, что определяет привлекательность
региона для размещения производств и
центров дистрибуции товаров массового
спроса (FMCG). В радиусе 500 километров проживает
около 43 млн. человек, из которых более
24 млн. в городах численностью более 100
тыс. человек, а в радиусе 1 000 километров
– около 84 млн. потребителей, из которых
в городах – более 45 млн. человек.
При
этом потребительский рынок в
указанных зонах Уровень потребительских расходов на душу населения в 500 километровой зоне от Нижнего Новгорода составляет 4970 руб. в месяц (на 40% выше, чем в среднем по России), в 1000 – километровой зоне - 3975 руб. в месяц (на 12% выше, чем в среднем по России). Важнейшей особенностью городов, расположенных в зонах транспортной доступности, является самая высокая в России степень развития каналов дистрибуции – розничных сетей современных форматов. Кроме
этого, крупнейшие центры автомобилестроения
России также находятся в |
Выделение основных показателей для оценки инвестиционного риска территории. | |
Социальный
риск
Социальный риск, отображающий уровень безопасности проживания и ведения бизнеса в городе, характеризующийся такими показателями, как уровень преступности, уровень безработицы и другими. Не смотря на то, что количество преступлений неуклонно растет, уровень социального риска в городе Екатеринбурге снижается. Это происходит благодаря снижению таких показателей как уровень безработицы, уровень бедности, задолженность по заработной плате. Институциональный риск Институциональный риск представляется активностью исполнительной власти по защите, поддержке, помощи инвесторам при реализации проектов. Власти города Екатеринбурга одними из первых среди руководства городов — миллионников России приняли ряд нормативных актов, стимулирующих инвестиционные процессы на территории города. Екатеринбург является общепризнанным лидером среди российских городов в области стратегического городского планирования. Институциональный риск в городе Екатеринбурге можно охарактеризовать как умеренный. Экологический риск Степень экологического риска показывает уровень загрязнения города с точки зрения качества и безопасности жизни населения. Уровень экологического риска определяется исходя из качества атмосферного воздуха и качества водных объектов. В период с 2009 по 2010 годы объемы выброса вредных веществ в атмосферу увеличились на 5,7%. Основную долю загрязнения атмосферного воздуха вносит автотранспорт, в 2009 она составляла 85%, а в 2010 — 89,1%. Это происходит вследствие увеличения благосостояния населения и развитию рынка пассажиро- и грузоперевозок, что приводит к увеличению числа автотранспорта. В 2010 году произошло снижение объемов выброса вредных веществ в атмосферу от стационарных источников. Это произошло благодаря увеличению прибыли промышленных предприятий, часть которой была направлена замену оборудования, перевод систем энергоснабжения на более экологические виды топлива, замену систем очистки. Объемы сбросов загрязненных сточных вод в 2010 снизился. Это обусловлено проведением, в 2010 году несколькими предприятиями, капитального ремонта, а на некоторых предприятиях замены, систем очистки загрязненных вод. В целом уровень экологического риска в Екатеринбурге остается умеренно опасным для здоровья горожан. |
Близость
экономически развитых
промышленных центров
Более привлекательные условия оплаты и возможности на рынке труда, развитая инфраструктура и условия для жизни за пределами Нижегородской области стимулируют отток наиболее перспективных и талантливых, особенно молодых специалистов в другие регионы России и за рубеж. Такие промышленные центры, как Москва и Санкт-Петербург, сегодня являются лидерами по привлечению инвестиций. В том числе в этих городах расположены штаб-квартиры крупнейших финансово-промышленных групп. Глобализация Вступление России в ВТО приведет к усилению конкуренции в ряде секторов, связанной с приходом иностранных компаний на российский рынок. Вместе с тем, конкурентоспособные предприятия Нижегородской области смогут воспользоваться преимуществами вступления в ВТО, включая новые возможности доступа на международные рынки. В условиях глобализации мировой экономики будет возрастать роль интернационализации предприятий области: вовлечение в международную кооперацию труда, обмен людьми, знаниями, технологиями, know-how. Роль Китая и Индии Экономики Китая и Индии являются и останутся в ближайшие годы основными конкурентами регионов России за привлечение внешних инвестиций. Нижегородские производители товаров с низкой добавленной стоимостью не смогут конкурировать по цене с производителями из Китая и Индии вследствие низкой стоимости трудовых ресурсов и значительного внутреннего спроса, обеспечивающего большой масштаб производства. Безопасность, экология и здоровье Усиление угрозы терроризма в России и во всем мире приведет к существенному росту расходов стран на национальную оборону и безопасность (в течение последних 5 лет бюджет расходов на национальную оборону России и США устойчиво растет со среднегодовым темпом на уровне 7 %). Нижегородская область с мощным военно-производственным комплексом и передовыми научными разработками в данной области может претендовать не только на государственный заказ, но и на часть международного финансирования расходов на безопасность. Цены на энергоносители Несмотря на то, что экономика Нижегородской области напрямую не зависит от цен на энергоносители, изменение ценовой конъюнктуры может привести к ухудшению экономического положения в России в целом. Это обстоятельство в первую очередь отразится на тех секторах экономики области, потенциал которых будет преимущественно связан с уровнем потребления внутри страны. Низкий уровень производительности труда Большинство
секторов экономики Нижегородской
области демонстрируют |
Сильные и слабые стороны стратегического плана развития города. | |
Перечисленные
слабые стороны носят «декларативный»
характер – даны размытые формулировки
(в частности, «менеджмент, не соответствующий
лучшим мировым стандартам»).
Также в слабых сторонах не указаны финансовые сложности и слабая конкурентоспособность. В основном плане делается упор на реструктуризацию оборонной промышленности гражданского значения, в программе плана - на ориентацию и развитие промышленного потенциала города. Получается противоречие в направленности стратегий. Не вполне ясна природа планируемых показателей и цифр, которые планируется достичь. Нет ссылок на использование внутренних бюджетных средств (местные, региональные и федеральные). Идет ориентация на внешние источники финансирования, без учета внутренних возможностей. Нет четких временных рамок проведение мероприятий. Не указаны источники финансирования планируемых мероприятий. В программе отсутствует акцент создания имиджа города Екатеринбурга, что в значительной степени может повысить инвестиционный климат. К
наличию сильных сторон следует
отнести крупный объем |
К слабым сторонам
стратегического плана развития Нижегородской
области следует отнести следующие:
- нелогичное расположение частей плана, их несвязанность - излишняя подробность информации - отсутствие
приоритетов развития (социальные,
экономические и информационно- - цели не нацелены на реализацию. Основным
Преимуществом структурной составляющей
плана выступает мощная теоретическая
база, наличие всех составляющих плана. |
Выделение показателей для оценки эффективности и результативности реализации стратегического плана. | |
Оценка
эффективности и - производства; - объема инвестиций; - объема потребления; - привлекательности территории проживания, - и др. |
Показатели
для оценки эффективности и В приложении
указаны единицы измерения |