Стейкхолдерское управление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 04:18, курсовая работа

Описание

На современном этапе развития рыночной экономики , ни одним специалистом не подвергается сомнению утверждение о том, что деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства поступают на рынок ссудных капиталов, аккумулируются в кредитно-финансовых учреждениях, а затем пускаются в дело, размещаются в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования кредитной политики на современном этапе
1.1. Экономическая сущность и содержание кредитной политики на предприятиях
1.2. Цели и функции кредитной политики
1.3. Методы управления кредитной и дебиторской задолженностью
1.4. Виды кредитов и их финансирование
Глава 2. Определение необходимости использования кредитной политики на предприятии
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Анализ кредитной политики предприятия
2.3. Политика финансирования оборотных активов на предприятии
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

Курсовая. Кредитная политика предприятия 1.doc

— 491.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение

Глава 1. Теоретические  основы формирования кредитной политики на современном этапе

1.1. Экономическая  сущность и содержание кредитной  политики на предприятиях

1.2. Цели и  функции кредитной политики

1.3. Методы управления  кредитной и дебиторской задолженностью

1.4. Виды кредитов  и их финансирование

Глава 2. Определение  необходимости использования кредитной  политики на предприятии

2.1. Краткая характеристика  предприятия

2.2. Анализ кредитной  политики предприятия

2.3. Политика  финансирования оборотных активов на предприятии

Заключение

Литература 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     На  современном этапе развития рыночной экономики , ни одним специалистом не подвергается сомнению утверждение  о том, что деньги должны находиться в постоянном обороте, совершать непрерывное обращение. Временно свободные денежные средства поступают на рынок ссудных капиталов, аккумулируются в кредитно-финансовых учреждениях, а затем пускаются в дело, размещаются в тех отраслях экономики, где есть потребность в дополнительных капиталовложениях.

     Кредит  представляет собой движение ссудного капитала, осуществляемое на началах срочности, возвратности и платности. Хотя кредит зародился еще в рабовладельческом обществе, когда деньги предоставлялись в долг ростовщикам, он получил наибольшее развитие в капиталистическом хозяйстве.

     Кредит  выполняет важные функции в рыночной экономике.

     Управление  кредиторской задолженностью  имеет  большое значение как для крупных  компании, где оборотные средства составляют более половины всех ее активов, так и для небольших компаний. То огромное значение  и роль эффективной, рациональной кредитной политики для фирмы и определяет актуальность выбранной нами темы.

     Целью данной курсовой работы является изучение понятия «кредитная политика предприятия». Объектом предстает процесс организации кредитной политики. Достижение поставленной выше цели возможно при выполнении определенного ряда задач:

     - во-первых, исследование экономического  содержания понятия «кредитная  политика компании»;

     - во-вторых, анализ имеющихся на данный момент методов управления кредитной политикой;

     - в-третьих, рассмотрение практического применения кредитной политики на примере конкретного российского предприятия.

     Теоретическую базу данной работы составили научные  труды следующих авторов:.

     Данная курсовая работа состоит из введения, двух теоретических глав, одной практической, заключения и списка использованных источников. 

 

     1.Сущность кредитной политики  и факторы влияющие на неё 

     Дилемма, с которой сталкивается менеджмент предприятия: с одной стороны, желание продавать продукцию по предоплате с целью сокращения финансового цикла и быстрого возврата средств за отгруженную готовую продукцию, что в свою очередь может отпугнуть многих потенциальных клиентов, а с другой—стремление расширить объемы продаж за счет предоставления льготных условий оплаты, что может привести к сокращению собственных оборотных средств и дополнительным операционным издержкам вследствие необходимости привлечения заемных средств, - не столь очевидна. В конечном счете все действия менеджмента, на наш взгляд, должны быть ориентированы на обеспечение финансовой устойчивости предприятия, рост его рыночной стоимости, что создает объективную необходимость формировать систему целей и оценивать эффективность кредитной политики именно с этой точки зрения.

     В силу этого в качестве цели кредитной  политики необходимо рассматривать  обеспечение качества дебиторской  задолженности, ее рыночной стоимости, повышение текущих доходов/доходности и рыночной стоимости бизнеса  предприятия. Достижение этой цели может быть реализовано через повышение конкурентоспособности и деловой репутации бизнеса, его капитализации и инвестиционной привлекательности (смотреть рисунок 1.1).

     Рис.1.1. Система целей и задач кредитной  политики предприятия 

     Рассматривая  дебиторскую задолженность как коммерческий кредит покупателю, следует отчетливо понимать, что, несмотря на значительные отличия и специфику деятельности предприятий реального сектора экономики по сравнению с банками, общая логика кредитного процесса, принципы предоставления кредита должны сохраняться. Более того, тот положительный опыт, который накоплен в банковском секторе по менеджменту кредитных рисков, нужно безусловно учитывать. В частности, идеология клиентоориентированного подхода, который получил достаточно активное развитие в банках, должна найти свое отражение и в практике работы предприятий: необходимо знать своего клиента, понимать специфику его бизнеса, вводить индивидуальные условия предоставления отсрочки платежа, установления кредитных лимитов, введения штрафных санкций и так далее.

     Кроме того, кредитная политика и менеджмент дебиторской задолженности должны перейти в системный процесс  на любом предприятии с персонификацией  ответственности за качество портфеля дебиторской задолженности и эффективность действующей политики продаж. При этом действия менеджмента, на наш взгляд, следует дифференцировать в зависимости от стадии жизненного цикла дебиторской задолженности (рис. 2): образование (предоставление кредита), мониторинг (срок предоставления отсрочки платежа не истек) и работа с проблемными кредитами (предприятие столкнулось с невозвратом задолженности по истечении срока действия договора). Совершенно очевидно, что основные действия менеджмента по нивелированию кредитного риска должны быть выполнены именно на первой стадии.

               Рис.1.2.Содержание кредитной политики  фирмы

     В рамках настоящей статьи нами будут  рассмотрены лишь некоторые из представленных этапов: оценка надежности покупателя и определение рейтинга дебитора, разработка системы скидок, кредитных лимитов и штрафных санкций.

     В отличие от банков технология организации  кредитного процесса на предприятиях только развивается, на многих предприятиях отсутствует четкая регламентация  действий менеджмента по оценке платежеспособности покупателя, определению его кредитного лимита, установления размера штрафов за просрочку платежа. Как правило, возможность продаж с отсрочкой платежа и объем реализуемой таким образом готовой продукции определяются менеджментом экспертным путем на основании опыта работы с тем или иным дебитором, а также с учетом сложившихся условий работы на рынке. Это приводит к возникновению просроченной и безнадежной дебиторской задолженности, замедлению темпов роста объема продаж, недостатку оборотного капитала, проблемам с обеспечением ликвидностью и поддержанием платежеспособности.

     На  наш взгляд, в основу оценки надежности покупателей следует заложить рискориентированный  подход, позволяющий учитывать как  общие (систематические), так и индивидуальные (несистематические) риски конкретного дебитора. В общем виде алгоритм оценки надежности и определения рейтинга дебитора можно представить следующим образом:

     определение значимости каждого фактора в  совокупном кредитном риске (экспертным путем или на основе накопленной статистики прошлых лет);

     определение показателей, характеризующих индивидуальные факторы риска дебитора;

     определение балльной шкалы оценок для расчета  интегрального показателя кредитного рейтинга дебитора.

     В качестве одного из возможных вариантов ранжирования значимости отдельных факторов в совокупном кредитном риске можно предложить следующее распределение (рис. 1.3.).

     1.3. Распределение значимости отдельных  факторов совокупного спроса.

     В качестве шкалы баллов нами предлагается их распределение от 1 до 5. При этом балл «1» устанавливается показателям с минимальным уровнем риска, «5» — с максимальным.

     Итоговый  кредитный рейтинг определяется как сумма взвешенных оценок всех факторов риска конкретного дебитора:

     Рейтинг дебитора = ΣРейтинг i * Bec i

     где Рейтинг i - рейтинговый балл по каждому фактору совокупного кредитного риска; Вес i — коэффициент значимости каждого фактора совокупного кредитного риска.

     Следуя  этой логике, рассмотрим особенности  определения параметров отдельных  факторов совокупного риска.

     Страновой риск /риск взаимоотношений с дебиторами отдельного региона, области . Страновой риск является крайне значимым для предприятий и организаций, занимающихся экспортом продукции, поскольку платежеспособность их клиентов во многом зависит от общей экономической обстановки в стране. Наряду с этим, важное значение приобретают и региональные внутристрановые риски, поскольку уровень экономического раз вития, инвестиционной привлекательности отдельного региона может существенно отличаться от соседних регионов или от рейтинга страны в целом. Для оценки данного фактора риска можно использовать, например, результаты рейтингования, которое проводят как международные (Standard & Poor's, Fitch, Moody's, Duff & Phelps), так и национальные (РБК, РА Эксперт, РА Интерфакс) рейтинговые агентства (табл. 1) 2 .

     2 Значимость данного фактора в совокупном кредитном риске является наиболее низкой ввиду того, что достаточно часто выставленные рейтинги не отражают объективной величины риска, что отчетливо проявилось во время мирового финансового кризиса.

     Юридический риск дебитора . Данный риск характеризуется, прежде всего, длительностью существования юридического лица, поскольку значительная череда банкротств, которые испытывают предприятия и организации, приходится на срок от 1 до 3 лет. Очевидно, что предприятия, перешедшие данный рубеж, обладают определенной устойчивостью, их менеджмент продемонстрировал собственные компетенции по организации бизнеса. Наряду с этим, серьезную значимость имеют и срок сотрудничества предприятия с покупателем, и другие факторы (табл. 2).  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Стейкхолдерское управление