Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 20:49, реферат
Слово «стиль» - греческого происхождения. Первоначально оно означало стержень для писания на восковой доске, а позднее употреблялось в значении «подчерк». Отсюда можно считать, что стиль руководства – своего рода «подчерк» в действиях менеджера. Стиль руководства - типичный вид поведения руководителя в отношении с подчиненными в процессе достижения поставленной цели.
1.
ПОНЯТИЕ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
Слово
«стиль» - греческого происхождения.
Первоначально оно означало стержень
для писания на восковой доске, а
позднее употреблялось в
Стиль
руководства – индивидуально-
Вопросами типологии стилей руководства занимались психологи в разное время, начиная с 30-х годов до настоящего времени. Одно из самых ранних исследований стилей менеджмента было выдвинуто Куртом Левином. Его типология индивидуальных стилей руководства, разработанная еще в 30-е годы, вместе со своими сотрудниками он провел эксперименты, и определил три ставших классическими стили руководства: авторитарный, демократический, нейтральный (анархический). Позднее предпринимались попытки терминологических изменений, и те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский (либеральный).
В
1964 году была опубликована книга профессора
Массачусетского
Он описывает систему руководства с двух противоположных позиций, каждую из которых может занять руководитель по отношению к своим подчиненным. Одна из крайних позиций названа «Теория Х», а другая «Теория У».
Основные положения «теории Х»:
«Теория
Х» описывает такой тип
Основные положения «теории Y»:
Она
описывает идеальную ситуацию, в
которой взаимоотношения в
Эта теория представляет собой оптимистичный взгляд на работу организации и включает в себя следующие положения.
Руководитель демократичный, позволяющий подчиненным участвовать в принятии решений, поддерживающий делегирование полномочий и ответственности, ориентирован на положения «теории Y».
Значительных
успехов в работе достигают руководители,
придерживающиеся как «Теории Х»,
так и «Теории Y». Но каждый менеджер
должен сначала оценить, возможно, ли в
тех условиях, в которых находится организация,
применение «Теории Y», а также какие последствия
может вызвать применение «Теории Х».
2. СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2.1. МОДЕЛЬ К. ЛЕВИНА
Исследования, проведенные К. Левиным и его коллегами, были проведены раньше, чем Мак Грегор разделил действия и поведение руководителей на две теории. Рассмотрим основные стили руководства, которые выделил в своих исследованиях К. Левин: авторитарный, демократический, либеральный.
1) Авторитарный стиль руководства (автократический, директивный, административный).
Авторитарное
руководство характеризуется
«Эксплуататорский» авторитарный стиль сводится к тому, что руководитель, не доверяя подчиненным и не спрашивая их мнения и советов, единолично решает все вопросы, и берет на себя ответственность за все, давая исполнителям только указания, что, как и когда делать, в качестве основной формы стимулирования использует наказание.
Сотрудники
относятся к приказам руководителя
безразлично или негативно, радуются
любой его ошибке, находят в
ней подтверждение своей
При более мягкой «благожелательной» разновидности авторитарного стиля руководитель относится к подчиненным снисходительно, интересуется при принятии решений их мнением, но, несмотря на его обоснованность, может поступить по-своему. Если это делается демонстративно, психологический климат ухудшается. Данный стиль руководства предоставляет подчиненным определенную самостоятельность, пусть даже в ограниченных пределах. Мотивирование страхом здесь присутствует, но оно минимально.
2) Демократический стиль руководства (коллегиальный)
Формируется у людей, которые не любят брать ответственность на себя, ответственность не концентрируется, а распределяется в соответствии с переданными полномочиями. Руководство характеризуется высокой степенью децентрализации полномочий, активным участием сотрудников в принятии решений. Создается атмосфера, при которой выполнение служебных обязанностей становится делом привлекательным, а достижение при этом успеха служит вознаграждением. Позиция руководителя – внутри группы, т.е. руководитель, ведет себя как один из членов группы; каждый сотрудник может при нем свободно выражаться по разным вопросам. По своему складу такой руководитель рассеян, безалаберен, толком не может ставить цели, мягкий по характеру, коммуникативный, но слабый организатор. При осуществлении контроля демократ обращает внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, что способствует восприятию достижения целей организации. Такое взаимодействие руководителя и подчиненных можно определить как сотрудничество.
3) Либеральный стиль руководства (нейтральный, попустительский)
Формируется
у людей, которые не любят брать
ответственность на себя. Руководитель
ставит перед исполнителями проблему,
создает необходимые
При
этом поощрение и наказание
Применение
этого стиля имеет все большее
распространение из-за растущих масштабов
научно-технической
Авторитарный, демократический и либеральный стили управления не имеют между собой барьера, и на деле плавно переходят друг в друга, образуя непрерывную цепочку.
В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако при авторитарном управлении присутствует низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления и другие отрицательные факторы. При либеральном стиле руководства объем работы уменьшается, качество работы снижается, появляется больше игры.
Более
поздние исследования не полностью
подтвердили выводы о том, что
авторитарное руководство обеспечивает
более высокую продуктивность, но
меньшую удовлетворенность, чем
демократичное. Исследования Левина дали
основу для изучения данного вопроса
другими учеными.
2.2. МОДЕЛЬ ЛАЙКЕРТА
Лайкерт выделяет два типа руководителя:
Руководитель, сосредоточенный на работе (или руководитель, ориентированный на задачу) заботится о проектировании задачи и разработки системы вознаграждений для повышения производительности труда.
В
противоположность первому типу
руководителя Лайкерт ставит руководителя,
сосредоточенного на человеке, главной
заботой которого являются люди. Он сосредотачивает
внимание на повышении производительности
труда, используя совершенствование человеческих
отношений. Данный тип руководителя позволяет
работникам максимально участвовать в
принятии решений, избегает опеки и устанавливает
для подразделения высокий уровень производительности
руда. А так же помогает подчиненным решать
проблемы, и поощряют их профессиональный
рост.
2.3. СОВРЕМЕННЫЕ СТИЛИ РУКОВОДСТВА
Многие
ученые и известные исследователи
в области менеджмента
2.3.1. МОДЕЛЬ Р. ТАННЕНБАУМА И У. ШМИДТА
Роберт Танненбаум и Уоррен Шмидт в результате исследований пришли к выводу, что менеджеры с трудом решают проблемы в рамках различных стилей управления. Прежде чем решить какими должны быть действия – демократичными или автократичными – в разных ситуациях, руководителю необходимо рассмотреть три серии вопросов.