Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа
Целью данной работы является изучение стилей принятия управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть содержание управленческого решения, его понятие
Познакомиться с моделями принятия решений
Рассмотреть стадии принятия управленческих
Изучить особенности стилей руководства
Рассмотреть различные стили принятия управленческих решений:
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие управленческого решения………………………………5
Модели принятия решений……………………………………….6
Стадии принятия управленческих решений……………………..8
2. Принятие управленческих решений современным руководителем….12
2.1 Особенности стилей руководства…………………………………12
Стили принятия решений…………………………………………17
Индивидуальные стили……………………………………………….18
Стили, соответствующие уровням организации решений…………20
Базовые стили принятия решений……………………………………23
Взаимосвязь стилей принятия решения с этапом развития компании…………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…………………………………………..31
Введение…………………………………………………………
1. Понятие управленческого решения………………………………5
2. Принятие управленческих решений современным руководителем….12
2.1 Особенности стилей руководства…………………………………12
Стили принятия решений…………………………………………17
Введение
Принятие решений - составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.
Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Решения - это основные операции, проходящие в организациях. Организации, добивающиеся успеха, способны "перерешать" своих конкурентов по крайней мере в следующих 3 аспектах:
- они принимают более правильные, оправданные решения;
- они принимают решения быстрее;
- они более успешно
реализуют принятые решения.
Нет никаких сомнений в том, что принятие решений является самым важным видом деятельности, выполняемой менеджерами в деловых организациях всех типов и на любом уровне. Принятие решений является основной заботой и обязанностью менеджеров.
Принятие решений является неотъемлемой чертой каждого проявления взаимоотношений людей, машин, материалов и технологий. Самым важным качеством любого менеджера должна быть его готовность, и даже стремление, принимать важные и, очень часто, трудные решения. Существует точка зрения, согласно которой основная задача менеджмента - это принятие решений.
Показатели работы менеджера неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им решений.
В связи с этим, исследование стилей и методов принятия управленческих решений является актуальной темой в современном обществе.
Целью данной работы является изучение стилей принятия управленческих решений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
а) Индивидуальные стили
б) Стили, соответствующие уровням организации решений
в) Базовые стили
6. Выявить взаимосвязь стилей принятия решений с этапом развития компании
Структура работы. Она состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованных источников.
Первая часть раскрывает общие вопросы об основных понятиях и элементах теории принятия решений, основные процессы.
Во второй рассматриваются особенности стилей принятия решений, которых придерживается современный руководитель, стили руководства, основанные на степени участия подчиненных в принятии решений, а также выявляется взаимосвязь стилей с этапом развития компании.
Для написания работы
использовались учебные пособия и интернет-ресурсы.
Категория «управленческое решение» имеет многоаспектное содержание. В широком смысле управленческое решение можно понимать как концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии, как подлежащую выполнению команду, поступающую от управляющей системы к управляемой. Управленческое решение имеет социально-экономическую природу. Оно связано с деятельностью человека, руководящего другими людьми и использующего при этом все свои способности, знания, умения и навыки.
Управленческое решение
как специфический вид
Решение – выбор альтернативы. Организационное решение – выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам, реализация миссии организации. Поэтому наиболее эффективным организационным решением явится выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели[4, с. 201].
Черты управленческого решения
- обоснованность
- своевременность
- комплексность подхода
- законность
- четкая формулировка задач
- посильность исполнения
- преемственность и непротиворечивость
по отношению к ранее принятым решениям
Все подходы, применяемые менеджерами при принятии решений, подразделяются на два типа, или две модели: классическую и административную. Выбор менеджером модели определяется его индивидуальными предпочтениями, программируемостью решения, а также степенью риска, обусловленной степенью неопределенности ситуации.
Классическая модель принятия решений основывается на экономических предположениях. Действительно, управленческое решение должно соответствовать экономическим интересам организации. В основе классической модели лежат следующие предположения:
1. Лицо, принимающее решение,
2. Ответственный за выбор сотрудник стремится к определенности, получению всей необходимой информации, при этом просчитываются все допустимые варианты и возможные последствия.
3. Известны критерии оценки
4. Лицо, принимающее решение,
Классическая модель считается нормативной, она определяет, как должен действовать осуществляющий выбор менеджер, но ничего не говорит о том, как на самом деле происходит принятие решений. Ценность модели состоит в том, что она побуждает менеджеров к рациональным решениям. Классическая модель наиболее адекватна программируемым решениям, когда имеется доступ ко всей необходимой информации, что позволяет рассчитать вероятности исходов.
Административная модель описывает реальный процесс принятия решений в трудных ситуациях (непрограммируемые решения и ситуации неуверенности и неопределенности), когда менеджеры, даже если они захотят, не могут принять экономически рациональное решение.
Ограниченная рациональность означает, что деятельность индивидов в организации лежит в пределах или границах допустимой рациональности. Организация – чрезвычайно сложная система, и менеджеры не имеют ни времени, ни возможностей для обработки всей необходимой для осознанного выбора информации. Поэтому принимаемые ими решения являются не столько рациональными, сколько приемлемыми. Приемлемость означает, что лицо, принимающее решение, выбирает первый удовлетворяющий минимальному критерию допустимости вариант. Вместо того чтобы анализировать все альтернативы, выбирая ту из них, которая обещает наибольший экономический результат, менеджеры останавливаются на первом же способном устранить проблему варианте, даже если они допускают возможность существования других, более выгодных решений.
Принципы, на которых основывается административная модель, отличны от основных допущений классической модели и связаны, прежде всего, с влияющими на решения индивидов организационными факторами. Административная модель более реалистична в плане принятия сложных, непрограммируемых решений.
Административная модель носит описательный характер, отражает реальный процесс принятия управленческих решений в сложных ситуациях, а не диктует, как следует принимать их в соответствии с теоретическим идеалом. В ней учитываются человеческие и иные ограничения, влияющие на рациональность выбора.
Большинство менеджеров
чаще довольствуются приемлемыми, нежели
максимизирующими решениями. Отчасти
это происходит из-за ограниченности
имеющейся у них информации, отчасти
– из-за нечеткости критериев максимизации[4,
с. 207].
3. Стадии принятия управленческих решений
Для успешного осуществления
На первой стадии главная
задача состоит в правильной постановке
цели решения. Любой процесс принятия
решения должен начинаться с осознания
необходимости его принятия. Важно, прежде
всего, задаться вопросом о самом выборе,
который предстоит сделать. Такие вопросы
способствуют выполнению трех задач: показать
связь решения с необходимостью сделать
выбор; задают направление в поиске альтернатив;
исключают альтернативы, лежащие за пределами
поставленной цели.
Вторая стадия связана с установлением критериев решения. Так как о решениях судят, прежде всего, по полученным результатам, то с их рассмотрения разумно и начать процесс выбора. Эти результаты именуются "критериями решения" и представляют собой основу фактически осуществляемого выбора. Менеджерам важно четко представлять, чего они хотят достичь. В ситуации группового принятия решения постановка такого вопроса предполагает, что лица, на деятельность которых должно повлиять данное решение, будут иметь возможность высказать свои предположения, требования.
На третьей стадии менеджер проводит разделение критериев по принципу их важности для организации. Критерии имеют различное значение. Например, одни критерии представляют собой обязательные ограничения, тогда как другие просто фиксируют желательные характеристики. Чтобы принять достаточно эффективное решение, следует разделить критерии на жесткие ограничения и желательные характеристики, без которых можно было бы и обойтись. В принятии управленческих решений, конечно, неизбежны и компромиссы.
На четвертой стадии осуществляется выработка альтернатив. При обсуждении стандартных решений это не составляет проблемы. Например, при сравнении различных мест расположения нового пункта питания. При рассмотрении других типов решений, особенно новаторских, этот шаг более сложный.