Стили руководства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:21, реферат

Описание

Эффективное становление рыночных отношений во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики.
Менеджмент - важнейшее понятие в рыночной экономике. Его изучают экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу.

Содержание

\Введение
1. Понятие стиля управления
2. Авторитарный стиль управления
3. Демократический стиль управления
4. Либеральный стиль управления
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Стили руководства.doc

— 63.00 Кб (Скачать документ)

Частное учреждение образования

«Минский институт управления»

 

 

 

 

 

 

Управляемая самостоятельная  работа

(по практическому занятию)

Тема: « Стили руководства»

 

 

 

 

 

 

 

                 Выполнила студентка 2-го курса

                 Факультета экономики

                  Группы 110501с

      Титко Юлия

 

 

 

 

 

Минск 2012

План

Введение

  1. Понятие стиля управления
  2. Авторитарный стиль управления
  3. Демократический стиль управления
  4. Либеральный стиль управления

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 Эффективное становление рыночных отношений во многом определяется формированием современных управленческих отношений, повышением управляемости экономики.

Менеджмент - важнейшее  понятие в рыночной экономике. Его  изучают экономисты, предприниматели, финансисты, банкиры и все, кто имеет отношение к бизнесу.

 «Управлять - значит, вести предприятие к  его цели, извлекая максимум возможности  из имеющихся ресурсов». Специалистам  нового времени необходимы глубокие  знания по менеджменту, а для  этого нужно четко представлять сущность и понятие менеджмента.

 Управление  персоналом на предприятии –  это вид деятельности, который  позволяет реализовывать, обобщить  широкий спектр вопросов адаптации  индивида к внешним условиям, учет личного фактора в построении  системы управлений персоналом предприятия.

 

  1. Понятие стиля управления

Стиль управления – это устойчивый комплекс черт руководителя, проявляющихся в его  отношении с подчиненными.  Иными  словами, это способ, которым начальник  управляет подчиненными и в котором  выражается независимый от конкретных ситуаций образец его поведения.

 Стиль управления  характеризует не вообще поведение  руководителя, а именно устойчивое, инвариантное в нем. Поиск и  использование оптимальных стилей  управления призваны способствовать  повышению достижений и удовлетворенности работников.

 Концепция  стилей управления получила интенсивное  развитие после второй мировой  войны. Однако и до сих пор  ее разработки сталкиваются с  рядом не решенных проблем.  Главные из проблем: 

 · Трудности при определении эффективности стиля управления. Результаты, которые должны быть достигнуты с помощью определенного стиля, включают многие компоненты, и их нелегко свести к какой-то одной величине и сопоставить с результатами применения других стилей.

 · Сложность установления причинно-следственных связей между стилем управления и эффективностью его использования. Обычно стиль управления рассматривается как причина достижения определенного следствия – производительности сотрудников. Однако такое причинно-следственное отношение не всегда соответствует действительности. Часто именно характер достижений сотрудников побуждает руководителя к использованию определенного стиля.

 · Изменчивость ситуации, прежде всего внутри самой организации. Стили управления обнаруживают свою эффективность лишь при определенных условия, но эти условия не остаются неизменными. С течением времени и руководитель, и сотрудники могут менять свои ожидания и отношения друг к другу, что может сделать стиль не эффективным, а оценку его использования – недостоверной.

 Несмотря  на эти и некоторые другие  трудности, стили управления являются  важным ориентиром в решении  задач повышения эффективности  руководства. 

 Определить  стиль управления можно 2-я  способами: 

 · Посредством выяснения особенностей индивидуального стиля управления, который использует начальник по отношению к подчиненным.

 · С помощью теоретической разработки комплекса типичных требований к поведению руководителя, направленных на интеграцию сотрудников и их использование в процессе достижения целей организации.

Стиль управления — способ, система методов воздействия  руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной  работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей  и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили управления:

 · Авторитарный стиль (директивный);

 · Демократический стиль (коллегиальный);

 · Либеральный стиль (анархический).

Стиль управления - это привычная  манера поведения руководителя по отношению  к подчиненным, чтобы оказать  на них влияние и побудить их к достижению целей организации. Степень, до которой управляющий делегирует свои полномочия, типы власти, используемые им, и его забота, прежде всего, о человеческих отношениях или, прежде всего, о выполнении задачи - все отражает стиль управления, характеризующий данного лидера.

 Каждая организация  представляет собой уникальную  комбинацию индивидов, целей и  задач. Каждый управляющий - это  уникальная личность, обладающая  рядом способностей. Поэтому стили  управления не всегда можно  отнести к какой-то конкретной категории.

2.  Авторитарный  стиль управления

Авторитарный (директивный) стиль управления характеризуется  высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы обо всех делах  докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы.  Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость.

 Применяющий его руководитель  отдает предпочтение официальному  характеру отношений, поддерживает  между собой и подчиненными дистанцию, которую те не имеют право нарушать. Такой стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.

 Авторитарный стиль управления - стиль руководства, при котором руководитель определяет цели и всю политику в целом, распределяет обязанности, а также в большей части указывает соответствующие процедуры, управляет, проверяет, оценивает и исправляет выполняемую работу.

 Считается, что использование авторитарных методов управления оправдано только в исключительных ситуациях:

1) в экстремальных условиях (кризис, чрезвычайные обстоятельства  и т.д.), когда требуются быстрые  и решительные действия, когда  дефицит времени не позволяет проводить совещания и дискуссии;

2) когда в силу предшествующих  условий и причин в данной  организации преобладают анархические  настроения, чрезвычайно низок уровень  исполнительской и трудовой дисциплины 

 Чрезмерное использование  авторитарного стиля руководства приводит к различным формам злоупотребления властью.

Специалисты выделяют две  разновидности авторитарного стиля.

  1. Эксплуататорская;
  2. Благожелательная.

Эксплуататорская разновидность предполагает, что руководитель полностью сосредотачивает в руках решение всех вопросов, не доверяет подчиненным, не интересуется их мнением, берет на себя ответственность за все, давая исполнителям лишь указания. В качестве основной формы стимулирования он использует наказания, угрозы, давление.

Благожелательная разновидность авторитарного стиля более мягкая. Руководитель относится к подчиненным уже снисходительно, по-отечески, иногда интересуется их мнением. Но даже в случае обоснованности высказанного мнения, может поступить по-своему, делая это зачастую демонстративно, чем значительно ухудшает морально психологический климат в коллективе. При принятии решений он может учитывать отдельные мнения сотрудников и дает определенную самостоятельность, однако под строгим контролем, если при этом неукоснительно соблюдается общая политика фирмы и строго выполняются все требования и инструкции.  Угрозы наказания, хотя присутствуют, но не преобладают.

 Претензии авторитарного  руководителя на компетенцию  во всех вопросах порождают  хаос и, в конечном счете,  влияют на эффективность работы. Такой начальник парализует работу своего аппарата. Он не только теряет лучших работников, но и создает вокруг себя враждебную атмосферу, которая угрожает ему самому. Подчиненные зависят от него, но и он во многом зависит о них. Недовольные подчиненные могут его подвести или дезинформировать.

 Специальные исследования  показали, что хотя в условиях  авторитарного стиля управления  можно выполнить в количественном  отношении больший объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже. Авторитарный стиль предпочтительнее для руководства простыми видами деятельности, ориентированными на количественные результаты.

 Таким образом, основой  авторитарного стиля является сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя, что дает ему преимущество в установлении целей и выборе средств их достижения. Последнее обстоятельство играет двоякую роль в возможности достижения эффективности.

 С одной  стороны, авторитарный стиль управления  проявляется в порядке, срочности  выполнения задания и возможности  предсказать результат в условиях  максимальной концентрации всех  видов ресурсов. С другой стороны  – формируются тенденции к  сдерживанию индивидуальной инициативы и одностороннему движению потоков информации сверху вниз, отсутствует необходимая обратная связь.

 Применение  авторитарного стиля, хотя и  обеспечивает высокую производительность  труда, но не формирует внутренней  заинтересованности исполнителей в эффективном труде. Излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, уничтожают стимулы к работе.

 Такой стиль  применим тогда, когда подчиненные  находятся полностью во власти  руководителя, например, на военной  службе, или безгранично ему доверяют, как актеры режиссеру или спортсмены тренеру, а тот уверен, что они не способны действовать правильным образом самостоятельно.

  1. Демократический стиль управления

Демократический стиль управления характеризуется  распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.

 Демократический  стиль управления - стиль руководства,  при котором руководитель вырабатывает  директивы, команды и распоряжения  на основе предложений, вырабатываемых общим собранием работников или кругом уполномоченных лиц.

 Настоящий  демократический руководитель пытается  сделать обязанности подчиненных  более привлекательными, избегает  навязывать им свою волю, вовлекает  в принятие решений, предоставляет свободу формулировать собственные цели на основе идей организации.

 У демократического стиля руководства выделяют две формы:

  1. Консультативную;
  2. Партисипативную.

 В рамках  «консультативной» руководитель  интересуется мнением подчиненных, советуется с ними, стремится использовать всё лучшее, что они предлагают. Среди стимулирующих мер преобладает поощрение; наказание используется лишь в исключительных случаях. Сотрудники в целом удовлетворены такой системой руководства, не смотря на то, что большинство решений фактически подсказывается им сверху, и обычно стараются оказать своему начальнику посильную помощь и поддержать морально в необходимых случаях.

«Партисипативная» форма демократического управления предполагает, что руководитель полностью доверяет подчиненным во всех вопросах, всегда их выслушивает и использует все конструктивные предложения, привлекает сотрудников к постановке целей и контролю над их исполнением. При этом ответственность за последствия принятых решений не перекладывается на подчиненных. Все это сплачивает коллектив.

 Обычно демократический  стиль управления применяется  в том случае, когда исполнители  хорошо, порой лучше руководителя, разбираются в тонкостях работы  и могут внести в неё много  новизны и творчества. Руководитель-демократ в случае необходимости может идти на компромисс либо вообще отказаться от принятого решения, если логика подчиненного убедительна. Там, где автократ действовал бы приказом и давлением, демократ старается убедить, доказать целесообразность решения проблемы, выгоды, которую могут получить сотрудники.

 При этом  первостепенное значение приобретает  внутреннее удовлетворение, получаемое  подчиненными от возможности  реализовать свои творческие  способности. Подчиненные могут  самостоятельно принимать решения и искать в рамках предоставленных полномочий пути их реализации, не обращая особого внимания на мелочи.

  1. Либеральный стиль управления

Информация о работе Стили руководства