Стили управления и их эффективность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2012 в 03:39, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ стилей управления, и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников.
Задачами работы является:
Рассмотреть, что представляют собой факторы формирования стиля управления.
Рассмотреть различные классификации и модели стилей управления, их достоинства и недостатки.

Содержание

Введение 2
1. Понятие стиля управления 4
2. Факторы формирования стилей управления 6
3. Классификация стилей управления и их эффективность
3.1 Одномерные стили управления
3.2 Многомерные стили управления
3.3 Дополнительные стили управления 10
10
12
16
Заключение 20
Список используемой литературы 22
Приложение

Работа состоит из  1 файл

!курсач.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

СУРГУТСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 

Кафедра менеджмента 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

По теме: Стили управления и их эффективность 
 
 
 

                                                                          Автор курсовой работы: Малькова

                                                                          Екатерина Андреевна

                                                                          Группа 9161б

                                                                          Код курсовой работы  

                                                                          Научный руководитель: Антонова

                                                                         Наталья Валерьевна

                                                                          Допуск к защите: 
 
 
 
 
 

Сургут 2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение 2
1. Понятие стиля управления 4
2. Факторы формирования стилей управления 6
3. Классификация  стилей управления и их эффективность

    3.1 Одномерные  стили управления                                    

    3.2 Многомерные  стили управления

    3.3 Дополнительные  стили управления

10 

10

12

16

Заключение 20
Список  используемой литературы 22
Приложение  
   

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

       Работа  менеджера представляется как выполнение управленческих функций в системе  «человек-человек». Это накладывает  свой отпечаток на выбор стиля  руководства фирмой. Невозможно с высокой степенью вероятности прогнозировать управленческую деятельность, поскольку каждая личность, на которую направлено управляющее воздействие, по-своему уникальна, а ее поведение  зависит как от субъективных, так и от объективных факторов. Поэтому использовать такой тонкий инструмент менеджмента, как стиль управления, следует с большой осторожностью и на высоком профессиональном уровне.

       Умение  руководить - это прирожденное свойство человека, которое можно лишь развить в течение жизни, приобретая для этого необходимые знания, навыки и переосмысливая личный опыт.

Успешное  руководство требует учета постоянно  меняющихся условий жизни и деятельности людей, степени осознания ими  себя как личностей, уровня их образованности, информированности и пр. Сплав перечисленных обстоятельств образует основу того, что принято называть подходом к руководству. Под последним понимается признанная в данный момент обществом совокупность принципов отношения к работнику, управления им.

       Целью работы является анализ стилей управления,  и выявление наиболее оптимального варианта сочетания методов воздействия на работников. 

       Задачами  работы является:

  1. Рассмотреть, что представляют собой факторы формирования стиля управления.
  2. Рассмотреть различные классификации  и модели стилей управления, их достоинства и недостатки.

1. ПОНЯТИЕ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ 

       Словом  «стиль» древние греки обозначали остроконечную палочку для письма по воску (гр.stylos), т.е. это было средство для написания слов, для выражения своих мыслей. Потом оно стало означать «почерк», манеру письма, отражающую своеобразность индивидуальности пишущего. Отсюда можно считать, что стиль руководства – это своего рода «почерк» в действиях менеджера.[1, с.241]

       Каждый руководитель в процессе управленческой деятельности является творцом того стиля, который он применяет на практике, но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости от которых стиль получает свое конкретное наполнение.

       К ним относятся: цели организации, руководителя и работников, их ценностные ориентации, личностные особенности руководителя и подчиненных, характер их взаимоотношений и многое другое. [2, с.224]

       Стиль управления выражается в том, какими приемами руководитель побуждает коллектив к инициативному и творческому подходу к выполнению возложенных на него обязанностей, как контролирует результаты деятельности подчиненных. Принятый стиль управления может служить характеристикой качества деятельности руководителя, его способности обеспечивать эффективную управленческую деятельность, а так же создавать в коллективе особую атмосферу, способствующую развитию благоприятных взаимоотношений и поведения.

       Объективно, какой бы стиль не был избран руководителем, его выбор определяется сознательной целью, которая характеризует способ и метод его действий. Кроме этого существуют и другие объективные компоненты стиля. К ним относятся: закономерность управления; специфика сферы конкретной деятельности; единые требования, предъявляемые к руководителям; социально - психологические черты исполнителей (возраст, пол, квалификация, профессия, интересы и потребности и пр.); уровень иерархии управления; способы и приемы управления, используемые вышестоящими руководителями. Данные объективные слагаемые стиля показывают сочетание в деятельности руководителя, производственной функции и функции регулирования взаимоотношений в коллективе, характер сложившихся в ней традиций и приемов общения, а тем самым и стиль работы.

       Существуют  два похода к изучению стиля руководства.

  • Поведенческие теории, рассматривающие проблему с позиции по 
    ведения руководителя, стремящегося эффективно организовать деятельность подчиненных ему работников.
  • Ситуационные теории, исследующие стиль руководства в контексте ряда ситуационных факторов. К таким факторам относятся ясность и характер задания, объем имеющейся у руководителя информации, личные качества подчиненных, наличие профсоюза и т.п.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ
 

       Формирование  стиля руководства – сложный процесс, в котором присутствует большое количество субъективных и объективных факторов.

       Стиль руководства кроме особенностей темперамента, учитывает профессиональную подготовку, развитие организации, ее территориальное расположение и  складывается у руководителя в процессе его работы и получения опыта.

       Стиль формируется как осознанная потребность  поиска методов и форм перехода от эмоционального, иррационального к  рациональному познанию среды, условий  деятельности, преодоления противоречий в процессе постановки и достижения целей.

       При выборе стиля управления, который  включает стиль мышления, стиль поведения, манеру общения, стиль речи, технику  личной работы, структуру затрат рабочего  времени, надо учитывать множество  факторов, но прежде всего, наряду с  ситуативными характеристиками, необходимо учитывать еще три фактора:

    • Решаемые сотрудниками задачи.

       Для стереотипных, рутинных, повторяющихся  задач допустимы авторитарные формы  управления, но при условии, что требуется  только поверхностное общение руководителя с подчиненными, как и работников между собой.

       Для сложных неповторяющихся задач  творческого характера необходимыми являются демократические формы  управления.

    • Уровень квалификации работников и руководителя.

       Интегрально-демократический  стиль требует от сотрудников высокого образования: им делегируются компетентность и полномочия по решению многих задач.

    • Характер мотивации сотрудников.

       При авторитарном управлении определенных успехов можно добиваться лишь в  коллективах из менее квалифицированных  работников только путем распределения материальных благ. [3, с.40]

       Можно выделить основные факторы, характеризующие  стиль руководства:

    • Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
    • Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
    • Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.
    • Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.

       Успешность  выбора стиля определяется тем, в  какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности. Но выбор стиля в немалой степени зависит также от подготовки и поведения подчиненных.

       На  формировании стиля руководства  сказывается также уровень иерархии управления, вид деятельности и конкретные ситуации.

       Руководитель, который хочет работать, как можно  более эффективно должен научиться  пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими  для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры.

       Разделяют объективные и субъективные факторы  формирования стиля руководства.

       Объективные факторы определяют только основу стиля, которая имеет свои особенности  для каждого уровня иерархии. Решающая роль в формировании стиля управления на этой основе принадлежит руководителю и параметрам ситуации.

       Субъективные  факторы обусловливают разнообразие проявлений стиля управления, они определяют или объясняют технологию принятия управленческих решений. Разнообразие индивидуальных стилей – следствие разнообразия единичных факторов и причина разнообразия стиля аппарата управления.

       Систему основных факторов формирования стилей управления можно представить в  виде схемы. ( см. приложение 1 ).

       Среди особенных факторов выделяются:

    • распределение полномочий
    • установление ответственности
    • характер процесса принятия решений
    • используемые методы руководства
    • организация труда
    • заинтересованность в образовательном и профессиональном росте подчиненных

       В стилях управления фокусируют также  другие объективно-субъективные и общие  факторы:

    • регламентированные общественные требования
    • средства управленческого труда
    • доступность и состояние социальной, экономической и технической информации
    • общие характеристики крупномасштабных объектов управления – исторические, географические факторы, национальные традиции.
 
 

3. КЛАССИФИКАЦИЯ СТИЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

3.1 Одномерные стили  управления  

     К "одномерным" то есть обусловленным  одним каким-то фактором, стилям управления относятся: авторитарный, демократический и либерально-попустительский.

Информация о работе Стили управления и их эффективность