Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 19:36, курсовая работа
Объектами стратегического анализа на разных его этапах являются состояние и изменения внутренней и внешней среды организации (отраслевое окружение и среда косвенного воздействия), будущее и прошлые состояния организации, стратегические альтернативы.
Необходимо помнить, что внешняя среда характеризуется:
Введение 5
Теоретическая часть. 6
I. Стратегический анализ 6
1.1 Модель «пяти сил конкуренции» М. Портера. 7
Силы конкуренции и факторы их определяющие. 7
Силы конкуренции, обусловленные угрозой вторжения новых конкурентов. 14
Угроза появления продуктов–заменителей. 19
Рыночная власть поставщиков. 21
Рыночная власть потребителей. 23
1.2 SWOT-анализ 25
Аналитическая часть. 29
2.Анализ внешней среды 29
2.1 Внешняя среда прямого воздействия (непосредственного окружения) 29
Практическая часть. 34
2.2Внешняя среда косвенного воздействия. 34
3. SWOT – анализ 35
Заключение 38
Список использованной литературы: 40
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИРКУТСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Шифр студента _М-10-06_______
Группа _______М-10-А________
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Стратегический менеджмент.
Студента 4 курса специальности: Менеджмент.
На тему: Стратегический анализ факторов внешней среды организации.
Ф.И.О. студента: Хлебникова Маргарита Владимировна
Иркутск 2012 г.
Оглавление
Реферат 3
Введение 5
Теоретическая часть. 6
I. Стратегический анализ 6
1.1 Модель «пяти сил конкуренции» М. Портера. 7
Силы конкуренции и факторы их определяющие. 7
Силы конкуренции, обусловленные угрозой вторжения новых конкурентов. 14
Угроза появления продуктов–заменителей. 19
Рыночная власть поставщиков. 21
Рыночная власть потребителей. 23
1.2 SWOT-анализ 25
Аналитическая часть. 29
2.Анализ внешней среды 29
2.1 Внешняя среда прямого воздействия (непосредственного окружения) 29
Практическая часть. 34
2.2Внешняя среда косвенного воздействия. 34
3. SWOT – анализ 35
Заключение 38
Список использованной литературы: 40
Объектами стратегического анализа на разных его этапах являются состояние и изменения внутренней и внешней среды организации (отраслевое окружение и среда косвенного воздействия), будущее и прошлые состояния организации, стратегические альтернативы.
Необходимо помнить, что внешняя среда характеризуется:
•взаимосвязанностью факторов (применение одного из факторов воздействует на другие факторы);
•сложностью
внешней среды (число факторов, на
которые фирма обязана
•подвижностью среды (скорость с которой происходят изменения в окружении);
•неопределенностью внешней среды (качество и достоверность информации).
Поэтому из всего многообразия
действующих на предприятие
нужно выделить только те, которые являются для него наиболее важными.
Стратегический анализ положения фирмы надо начать, прежде всего, с исследования структуры отрасли в которой работает данная фирма. Здесь необходимо оговорить, что основной единицей будет являться отрасль, представляющая собой группу конкурентов, которые производят товары и услуги и непосредственно соперничают между собой.
На фирму в отрасли
Целью данной работы будет проведение стратегического анализа внешней среды организации.
Скорость изменения внешней среды увеличивается постоянно и компании уже не могут в полной мере реагировать на наступающие изменения. В этой связи, представляется логичным учитывать эти изменения заранее. Добиться этого можно, прежде всего, с помощью переориентации стратегического анализа с настоящего на рынок будущего. Это поможет уже сегодня получать достаточную информацию для принятия управленческих решений по изменению стратегии организации в соответствии с поставленными целями.
Ключевые слова: стратегический анализ, внешняя среда, факторы, SWOT-анализ, анализ PESTE , конкуренция, угроза, рынок.
Стратегический анализ является одним из ключевых элементов стратегического управления и имеет огромное значение для деятельности организации и ее развития. Информация, полученная в процессе стратегического анализа, позволяет частично снять неопределенность при принятии стратегических решений и, таким образом, способствует их большей эффективности.
Объектами стратегического анализа на разных его этапах являются состояние и изменения внутренней и внешней среды организации (отраслевое окружение и среда косвенного воздействия), будущее и прошлые состояния организации, стратегические альтернативы.
Компания должна отслеживать все тенденции, как на своем рынке, так и на смежных (а желательно также и на несвязанных с основным) рынках и развивать те направления, которые будут необходимы после ожидаемых изменений. Безусловно, существует риск неправильно спрогнозировать динамику изменений, однако при серьезном подходе к подобному анализу он существенно уменьшается. Придерживаясь подобного подхода, компания в процессе стратегического анализа внутренней среды должна определить существующий разрыв в компетенциях и ресурсах по отношению к своим стратегическим намерениям и с учетом ожидающихся изменений на рынке, а после этого устранить его. Такой подход позволяет найти некий компромисс между подходами стратегического анализа, направленными на внешнюю среду, и подходами, базирующимися на анализе ресурсов и компетенций.
Таким образом, основной целью данной работы будет проведение стратегического анализа внешней среды.
Стратегический анализ внешней среды предприятия - это процесс определения критически важных факторов среды, влияющих на принятие управленческих решений. Но мало только выявить такие факты, необходимо предугадать их дальнейшее развитие и степень воздействия на предприятие.
Считается, что около 90% нужной информации можно извлечь из легальных источников. За рубежом такие прогнозы разрабатываются государственными учреждениями, общественными организациями и частными фирмами, занимающимися консалтинговой деятельностью. Часть прогнозов публикуется в периодической печати, часть продается фирмами, специализирующимися на этом виде услуг. В России, пока, рыночная инфраструктура очень слаба. Собираемая информация должна оцениваться с точки зрения отрицательных (потенциальные угрозы) и положительных (вновь открывающиеся возможности) воздействий среды на будущую деятельность. Различают факторы внешней среды косвенного воздействия (макросреды) и факторы среди прямого воздействия (микросреды). Не оказывая прямого воздействия на деятельность предприятия, факторы макросреды влияют на формирование общей атмосферы бизнеса. С этой точки зрения макросреду иногда называют «экологией фирмы».
Необходимо помнить, что внешняя среда характеризуется:
•взаимосвязанностью факторов (применение одного из факторов воздействует на другие факторы);
•сложностью
внешней среды (число факторов, на
которые фирма обязана
•подвижностью среды (скорость с которой происходят изменения в окружении);
•неопределенностью внешней среды (качество и достоверность информации).
Поэтому из всего многообразия
действующих на предприятие
нужно выделить только те, которые являются для него наиболее важными.
Стратегический анализ положения фирмы надо начать, прежде всего, с исследования структуры отрасли в которой работает данная фирма. Здесь необходимо оговорить, что основной единицей будет являться отрасль, представляющая собой группу конкурентов, которые производят товары и услуги и непосредственно соперничают между собой.
На фирму в отрасли
Отрасли отличаются друг от друга
экономическими характеристиками, конкурентными
ситуациями и перспективами. Условия
в отраслях экономики могут отличаться
настолько, что лидирующие компании
в непривлекательных отраслях могут
с большим трудом получать приемлемые
прибыли, в то время как даже слабые
компании в привлекательных отраслях
могут иметь вполне приличные
показатели. Условия отрасли непрерывно
изменяются по мере увеличения или
уменьшения числа влияющих на нее
факторов. При анализе ситуации в
отрасли и конкуренции
Одним из этапов анализа ситуации
в отрасли выступает изучение
конкурентного процесса в отрасли
для выявления главных
По мнению М. Портера, в борьбе за
долю рынка в конкуренции участвуют
не только непосредственные претенденты,
но потребители, поставщики, потенциальные
участники и продукты-
Состояние конкуренции в отрасли определяется пятью основными силами:
Самыми мощными из пяти конкурентных сил обычно бывают борьба за рыночную позицию и приверженность покупателей одной из соперничающих между собой компании. Конкуренция возникает в результате того, что один или несколько конкурентов ищут возможности более полного удовлетворения запросов потребителей или находятся под давлением необходимости улучшения показателей своей деятельности. Интенсивность соперничества между конкурирующими продавцами отражается в том, насколько энергично они используют такие конкурентные тактические приемы, как понижение цен, повышение привлекательности своей продукции, увеличение объема обслуживания потребителей, удлинение сроков гарантийных обязательств, принятие специальных мер по стимулированию сбыта и выпуска новой продукции. «Характер такого соперничества может изменяться от дружественного до ожесточенного в зависимости от того, насколько часто и агрессивно компании совершают действия, ставящие под угрозу прибыль конкурентов. Это достигается путем добавления новых свойств своей продукции, таким образом увеличивая ее привлекательность для потребителя, и стремлением использовать слабости противника в различных рыночных аспектах.»1
Независимо от того, какой является
конкуренция – напряженной или
слабой – каждая компания должна разработать
такую стратегию, которая позволит
достигнуть успеха в конкурентной борьбе.
В идеале такая стратегия должна
создавать конкурентное преимущество
перед соперниками и укреплять
рыночные позиции компании. Серьезной
проблемой в большинстве
Не только соперничество между продавцами определяет интенсивность конкуренции на рынке, но и тип конкурентного давления, которое возникает в результате соперничества между компаниями и изменяется с течением времени. «Акцент, который компании делают на цены, качество продукта, эксплуатационные характеристики, обслуживание потребителей, гарантии, дилерские сети, совершенствование продукции и т.д., часто перемещается при использовании различных тактик привлечения внимания потребителей и при выполнении конкурентами различных наступательных и оборонительных маневров.»2 Поэтому можно сказать, что соперничество – это динамический процесс. Текущая конкурентная ситуация постоянно меняется - иногда очень быстро, иногда методично – в результате действий и противодействий компаний, а также при переносе акцента с одной тактики на другую.
Выделяются две стороны
Независимо от отрасли усиление конкуренции зависит от следующих факторов:
Информация о работе Стратегический анализ факторов внешней среды организации