Стратегический менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:40, лекция

Описание

Стратегический менеджмент (син. стратегическое управление) это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Работа состоит из  1 файл

Стратегический менеджмент.doc

— 60.50 Кб (Скачать документ)

Стратегический менеджмент (син. стратегическое управление) это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Стратегический  менеджмент — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.

Стратегия — образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.

Пять  элементов стратегии (Г. Минцберг):

Стратегия как план

Стратегия как позиция

Стратегия как «ловкий приём»

Стратегия как поведенческие паттерны (образец, модель)

Стратегия как перспектива.

Стратегия организации — взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегия организации — по существу — набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

Стратегический  план — план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании.

Стратегический анализ («портфельный анализ») — является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления. Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.

Альтернативное  описание

Стратегическое  управление (СУ)  — единоличное управление стратегом в соответствии с выработанной им стратегией для достижения стратегической цели.

Стратег — руководитель имеющий все необходимые полномочия и ресурсы для реализации своей стратегии.

Стратегическая  цель — цель, при достижении которой стратег радикально и безвозвратно меняет ситуацию конкурирования в свою пользу.

Стратегия — решение задачи (не приказ, а «ответ») о том, как достичь стратегической цели из исходной ситуации с помощью имеющихся ресурсов и с учётом возможных действий конкурентов.

Стратегические  решения чаще всего основаны на интуиции и опыте Стратега, так как рассчитать логически все возможности и  варианты развития ситуации конкурирования даже в военном противоборстве невозможно. Для расширения опыта/знаний Стратега возможно привлекать «советников» (группа по разработке и анализу возможностей и стратегий). Тем не менее, либо ответственность и инициатива остаётся за Стратегом (роль Лидера организации), либо «процесс стратегического планирования» превращается в бюрократические процедуры и потерю инициативы в конкурировании.

Стратегия и бизнес-процессы.

Комплексные процессы высшего уровня, объединяющие и координирующие все известные  бизнес-процессы — стратегические процессы создания ценности[1]. Выделяемые стратегические процессы являются скорее набором требований и политикой фирмы, чем жёстким набором операций.

Содержание  стратегического менеджмента

Анализ  внешней среды фирмы

Анализ её внутренней обстановки

Формирование миссии и целей фирмы

Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), фирмы

Анализ  портфеля диверсифицированной фирмы

Проектирование  организационной структуры

Выбор степени интеграции и систем управления

Управление  комплексом «стратегия — структура — контроль»

Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности

Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании

Совершенствование стратегии, структуры, управления

Основные  этапы стратегического менеджмента

Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы

Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности

Определение стратегии достижения целей деятельности

Разработка  и реализация стратегии

Оценка  деятельности, слежение за ситуацией  и введение корректирующих воздействий 
 

Цели  и задачи стратегич. упр-я. Страт. упр. в сист. менеджмента 

Стратегическое  управление – это подсистема менеджмента  организации, которая осуществляет комплекс работ по стратегическому  анализу, развитию, реализации и контроллингу стратегии организации, обеспечивая  её конкурентоспособность.

Цель: обеспечение стратегической конкурентоспособности организации в условиях турбулентной внешней среды.

Достижение  названной цели возможно в результате решения след задач:

Формирование  стратегического видения и миссии организации

Определение корпоративных и функциональных целей

Разработка  корпоративных и функциональных стратегий для достижения определённых выше целей

Внедрение и реализация стратегии

Оценка  реализации стратегии, изучение новых  тенденций и осуществление корректирующих действий.

Стратегическое  управление представляет собой концепцию функционирования, развития и выживания организации в условиях нестабильной и изменчивой внешней среды, основанную на применении современных методов управления. Концепция стратегического управления базируется на следующих положениях:

- организация  - сложная социально-экономическая  система, имеющая ряд индивидуальных, присущих только ей особенностей;

- организация  - открытая система, подверженная  влиянию множества факторов внешней  среды. Поэтому эффективность  и устойчивость функционирования, конкурентоспособность компании определяются ее адаптивными возможностями;

- любая  организация стремиться к достижению  своих целей, улучшению и удержанию  своих конкурентных позиций; 

- каждая  организация является уникальной, следовательно, и задача обеспечения конкурентоспособности в условиях нестабильной среды должна решаться с учетом ее уникальных особенностей.

Использование концепции стратегического управления целесообразно в следующих ситуациях:

- появление  новых и более сложных задач,  обусловленных динамичностью и неопределенностью внешней среды;

- необходимость  адекватной реакции на быструю  смену задач в нестабильной  окружающей среде; 

- “высокая”  цена ошибок в случае принятия  неправильных решений; 

- отсутствие  формализованных схем и процедур решения новых задач. 

2. Предпосылки  возникн. и этапы развития процесса  страт. упр. 

Историки  бизнеса обычно выделяют 4 основных этапа в развитии стратегического менеджмента: бюджетирование или финансовое планирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический рыночный менеджмент.

1) С  конца 1890 по 30 – 50 годы 20 в. Эпоха  формирования гигантских корпораций, массового промышленного производства и потребления. Руководство компаний составляли лишь финансовые сметы – бюджет по статьям расходов на разные цели по крупнейшим произв–хоз функциям либо по отд. структ. единицам. Бюджеты составлялись на небольшой срок (до 1 года). Они имели внутреннюю направленность, организация рассматривалась как отдельная система. Бюджетирование составлялось для составления текущей прибыли, оптимизации затрат, мин издержек.

Приоритеты: высокая текущая прибыль, оптимальная  структура затрат, управление издержками.

Недостатки: угроза долгосрочному развитию организации; задачи: бюджетирование и управление; допущения: долгосрочная нестабильность; цели: управление издержками.

2) Этап  прогнозирования благоприятных  возможностей в будущем 1950 –1960 гг.

Высокая прогнозируемость развития нац. хоз-в, успешное хозяйствование, высокие темпы  роста товарных рынков.

Идея: составление  прогноза продаж предприятия на несколько  лет вперед. Внешняя среда изменялась мало, и долгосрочное планирование базировалось на сложившихся ранее тенденциях.

Показатель: прогноз сбыта, маркетинга, производства, планирования, которые агрегировали в единый план развития корпорации.

Задача: достаточность внутр. ресурсов и  необходимость заемных средств.

Недостаток: допущение о практически неизменной внешней среде и огрубление задачи планирования за счёт применения метода «планирование от достигнутого».

Задачи: предвидение перспективных рынков; допущение: тенденция сохранения; цели: планирование достигнутого; планирование на 5 лет с ежегодной корректировкой.

3) «от  прошлого через настоящее к  будущему». С 70х годов 20 в.  По мере нарастания кризисных  явлений в условиях рынка, динамики  и непредсказуемости рынка, усиления  международной конкуренции прогнозы  на основе экстраполяции стали расходиться с реальными цифрами.

Основное  различие: различное понимание менеджерами  роли внешних факторов, направленность «вовне». Во главу поставлен анализ как внутренних, так и внешних  факторов, а также поиск путей  использования внешних возможностей с учётом специфики организации.

Задача: реакция на внешние изменения; допущение: новые явления прогнозируются; цель: стратегическое мышление, адекватная реакция на динамику рынка и поведение  конкурентов, понимание новой ситуации; планирование: ежегодная корректировка.

4) «от  успешного будущего – к настоящему  и обратно». 90-е годы 20 в. Факторы  перехода: рост изменчивости и  сложности внешней рыночной среды  организации; широкое субъективное  осознание недостаточной эффективности  стратегического планирования; новое понимание стратегии, представленное в работах Томпсона, Чандлера, Портера, Стрикленда.

В это  время появляются новые методы решения  стратегических проблем развития организации, предложенные и внедрённые в бизнес-практику такими крупными корпорациями как General Electric, IBM, Coca Cola.

Задачи: использование стратегических окон; допущение: изменения случаются  и непредсказуемы; цели: использование  благоприятных возможностей; планирование: режим реального времени.

Информация о работе Стратегический менеджмент