Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 03:40, лекция
Стратегический менеджмент (син. стратегическое управление) это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.
Стратегический менеджмент (син. стратегическое управление) это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.
Стратегический менеджмент — разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.
Стратегия — образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для достижения организационных задач и целей организации.
Пять элементов стратегии (Г. Минцберг):
Стратегия как план
Стратегия как позиция
Стратегия как «ловкий приём»
Стратегия как поведенческие паттерны (образец, модель)
Стратегия как перспектива.
Стратегия организации — взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегия организации — по существу — набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.
Стратегический план — план, разрабатывающийся на уровне компании или подразделения (стратегической бизнес-единицы (СБЕ)) с целью определения миссии компании, главных ориентиров для долговременного роста компании, создания основы для разработки номенклатуры товаров компании и распределения ресурсов между подразделениями компании.
Стратегический анализ («портфельный анализ») — является основным элементом стратегического планирования. Стратегический анализ выступает в качестве инструмента стратегического управления, с помощью которого руководство предприятия выявляет и оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные ее направления. Основным методом портфельного анализа является построение двухмерных матриц. С помощью таких матриц происходит сравнение производств, подразделений, процессов, продуктов по соответствующим критериям.
Альтернативное описание
Стратегическое управление (СУ) — единоличное управление стратегом в соответствии с выработанной им стратегией для достижения стратегической цели.
Стратег — руководитель имеющий все необходимые полномочия и ресурсы для реализации своей стратегии.
Стратегическая цель — цель, при достижении которой стратег радикально и безвозвратно меняет ситуацию конкурирования в свою пользу.
Стратегия — решение задачи (не приказ, а «ответ») о том, как достичь стратегической цели из исходной ситуации с помощью имеющихся ресурсов и с учётом возможных действий конкурентов.
Стратегические решения чаще всего основаны на интуиции и опыте Стратега, так как рассчитать логически все возможности и варианты развития ситуации конкурирования даже в военном противоборстве невозможно. Для расширения опыта/знаний Стратега возможно привлекать «советников» (группа по разработке и анализу возможностей и стратегий). Тем не менее, либо ответственность и инициатива остаётся за Стратегом (роль Лидера организации), либо «процесс стратегического планирования» превращается в бюрократические процедуры и потерю инициативы в конкурировании.
Стратегия и бизнес-процессы.
Комплексные процессы высшего уровня, объединяющие и координирующие все известные бизнес-процессы — стратегические процессы создания ценности[1]. Выделяемые стратегические процессы являются скорее набором требований и политикой фирмы, чем жёстким набором операций.
Содержание стратегического менеджмента
Анализ внешней среды фирмы
Анализ её внутренней обстановки
Формирование миссии и целей фирмы
Выбор и разработка стратегии на уровне стратегической зоны хозяйствования (СЗХ), фирмы
Анализ портфеля диверсифицированной фирмы
Проектирование организационной структуры
Выбор степени интеграции и систем управления
Управление комплексом «стратегия — структура — контроль»
Определение нормативов поведения и политики фирмы в отдельных сферах её деятельности
Обеспечение обратной связи результатов и стратегии компании
Совершенствование стратегии, структуры, управления
Основные
этапы стратегического
Определение сферы бизнеса и разработка назначения фирмы
Трансформация назначения фирмы в частные долговременные и краткосрочные цели деятельности
Определение стратегии достижения целей деятельности
Разработка и реализация стратегии
Оценка
деятельности, слежение за ситуацией
и введение корректирующих воздействий
Цели
и задачи стратегич. упр-я. Страт. упр.
в сист. менеджмента
Стратегическое управление – это подсистема менеджмента организации, которая осуществляет комплекс работ по стратегическому анализу, развитию, реализации и контроллингу стратегии организации, обеспечивая её конкурентоспособность.
Цель: обеспечение стратегической конкурентоспособности организации в условиях турбулентной внешней среды.
Достижение названной цели возможно в результате решения след задач:
Формирование
стратегического видения и
Определение корпоративных и функциональных целей
Разработка корпоративных и функциональных стратегий для достижения определённых выше целей
Внедрение и реализация стратегии
Оценка
реализации стратегии, изучение новых
тенденций и осуществление
Стратегическое управление представляет собой концепцию функционирования, развития и выживания организации в условиях нестабильной и изменчивой внешней среды, основанную на применении современных методов управления. Концепция стратегического управления базируется на следующих положениях:
- организация
- сложная социально-
- организация
- открытая система,
- любая
организация стремиться к
- каждая
организация является
Использование
концепции стратегического
- появление новых и более сложных задач, обусловленных динамичностью и неопределенностью внешней среды;
- необходимость адекватной реакции на быструю смену задач в нестабильной окружающей среде;
- “высокая” цена ошибок в случае принятия неправильных решений;
- отсутствие
формализованных схем и
2. Предпосылки
возникн. и этапы развития
Историки бизнеса обычно выделяют 4 основных этапа в развитии стратегического менеджмента: бюджетирование или финансовое планирование, долгосрочное планирование, стратегическое планирование, стратегический рыночный менеджмент.
1) С
конца 1890 по 30 – 50 годы 20 в. Эпоха
формирования гигантских
Приоритеты: высокая текущая прибыль, оптимальная структура затрат, управление издержками.
Недостатки: угроза долгосрочному развитию организации; задачи: бюджетирование и управление; допущения: долгосрочная нестабильность; цели: управление издержками.
2) Этап прогнозирования благоприятных возможностей в будущем 1950 –1960 гг.
Высокая прогнозируемость развития нац. хоз-в, успешное хозяйствование, высокие темпы роста товарных рынков.
Идея: составление прогноза продаж предприятия на несколько лет вперед. Внешняя среда изменялась мало, и долгосрочное планирование базировалось на сложившихся ранее тенденциях.
Показатель: прогноз сбыта, маркетинга, производства, планирования, которые агрегировали в единый план развития корпорации.
Задача: достаточность внутр. ресурсов и необходимость заемных средств.
Недостаток: допущение о практически неизменной внешней среде и огрубление задачи планирования за счёт применения метода «планирование от достигнутого».
Задачи:
предвидение перспективных
3) «от
прошлого через настоящее к
будущему». С 70х годов 20 в.
По мере нарастания кризисных
явлений в условиях рынка,
Основное
различие: различное понимание
Задача: реакция на внешние изменения; допущение: новые явления прогнозируются; цель: стратегическое мышление, адекватная реакция на динамику рынка и поведение конкурентов, понимание новой ситуации; планирование: ежегодная корректировка.
4) «от
успешного будущего – к
В это время появляются новые методы решения стратегических проблем развития организации, предложенные и внедрённые в бизнес-практику такими крупными корпорациями как General Electric, IBM, Coca Cola.
Задачи: использование стратегических окон; допущение: изменения случаются и непредсказуемы; цели: использование благоприятных возможностей; планирование: режим реального времени.