Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 14:18, доклад
Характерная черта современного менеджмента организации – это усиление внимания к стратегическим аспектам управления, связанным с решением проблемы постоянного развития организации в соответствии с динамично меняющимися условиями внешнего окружения.
Характерная
черта современного менеджмента
организации – это усиление внимания
к стратегическим аспектам управления,
связанным с решением проблемы постоянного
развития организации в соответствии
с динамично меняющимися
Стратегический менеджмент играет значительную роль в управлении хозяйственной деятельностью. Практика показывает, что лишь 5% существующих российских фирм разрабатывают стратегию, но именно они, как правило, получают прибыль выше среднеотраслевой, имеют наибольший потенциал роста и развития.
По
мнению аналитиков, в настоящий момент
в хозяйственной практике России
механизм стратегического управления
находится в процессе становления.
Можно считать, что российский рынок
вступил в стадию, когда отсутствие
разработанной стратегии
Термин
«стратегическое управление»
Выделяют четыре фактора-условия, определяющих актуальность стратегического управления:
1. Во второй половине ХХ в. число задач, обусловленных внутрифирменными и внешними изменениями, неуклонно возрастало. Многие из них были принципиально новыми и не подлежали решению исходя из опыта, полученного в первой половине ХХ в.
2. Множественность задач наряду с расширением географических рамок деятельности национальных экономик приводила к дальнейшему усложнению управленческих проблем.
3. Возрастала роль высшего звена управления, в то время как совокупность управленческих навыков, выработанных в первой половине века, все меньше соответствовала условиям решения возникавших задач.
4. Усиливалась нестабильность внешней среды, что повышало вероятность стратегических внезапных изменений, их непредсказуемость.
Исключительно
важным стало использование гибкого
управления, которое обеспечивало бы
адаптацию предприятия к быстро
меняющейся окружающей среде. Своевременное
реагирование на возникавшие изменения
достигалось посредством
Стратегический
менеджмент как концепция управления
фирмой позволяет взглянуть на организацию
как на единое целое, объяснить с
общесистемных позиций, почему некоторые
фирмы развиваются и
Как научная дисциплина стратегический менеджмент постоянно развивается, до сих пор нет однозначного взгляда на многие его составляющие. Кроме того, практика стратегического управления достаточно индивидуальна.
К
1990-м годам большинство
Стратегический менеджмент определяется как комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития.
Отличительные черты стратегического менеджмента:
• акцент на внедрение стратегических
решений и интеграцию управленческих
действий;
• децентрализация и демократизация управления;
• рост значимости интуиции и усиление
качественного подхода в оценках;
• рассмотрение предприятия как субъекта
активного воздействия на среду;
• использование стратегии в качестве
основного инструмента управления развитием
предприятия.
При
этом стратегический менеджмент включает
элементы всех предшествующих систем
управления, т. е. предполагает составление
бюджетов, использование экстраполяции
для оценки относительно стабильных
факторов, применение элементов стратегического
планирования, а так же усовершенствования,
необходимые для адаптации
Часто стратегическое управление называют рыночным стратегическим управлением (strategic market management). Включение в определение слова «рынок» означает, что стратегические решения должны в большей степени учитывать развитие рынка и внешнего окружения, чем внутренние факторы. Фирма, реализующая стратегическое управление, должна иметь внешнюю ориентацию (на потребителей, конкурентов, рынок и др.).
Стратегия разрабатывается на длительный период времени (не менее 1 года) и ориентирована на выживание и развитие организации в долгосрочной перспективе. Она может быть определена как эффективная деловая концепция (концепция бизнеса), дополненная набором реальных действий, который способен привести эту деловую концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.
Ансофф выделяет несколько особенностей стратегии:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.
2. Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.
3. Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.
4. В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.
5. При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.
Исходя из вышеприведенного, можно сказать, что предприятие имеет стратегию развития, если его руководством были поставлены цели, которые требуется достичь в долгосрочной перспективе, выбраны способы их достижения, а также определены необходимые для этого ресурсы и источники их привлечения. При этом важно отметить, что стратегия в процессе реализации может корректироваться и видоизменяться. Следовательно, ее можно рассматривать как симбиоз запланированных действий и адаптивной реакции на возникшую ситуацию.
Необходимость
стратегии можно обосновать тем,
что, являясь основой развития организации
на многие годы вперед, она помогает
уточнить возможные пути действия и
снижает риск принятия неправильного
решения. По существу стратегию можно
рассматривать как набор правил
для принятия решений, которыми организация
руководствуется в своей
Стратегическое управление – «это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует».
Стратегия является стержнем стратегического менеджмента. Ее можно рассматривать как основное связующее звено между тем, что организация хочет достичь – ее целями, и линией поведения, выбранной для достижения этих целей. Стратегия – это “нить времени”, связывающая настоящее и будущее.
Можно добавить, что стратегический менеджмент – это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения организации, адекватные воздействию окружающей среды и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в конечном счете позволяет организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.
Сущность стратегического
• В каком положении предприятие
находится в настоящее время?
• В каком положении оно хотело бы находиться
через три, пять, десять лет?
• Каким способом достигнуть желаемого
положения?
Для
ответа на первый вопрос менеджеры
должны хорошо понимать текущую ситуацию,
в которой находится
Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Таким образом, создается некий идеал организации, к которому следует двигаться.
Отвечая на третий вопрос, руководители организации должны как в общих чертах, так и конкретно решить, что должно быть сделано для выполнения поставленных целей. По сути, это и есть понятие стратегии как совокупности главных целей организации и основных способов их достижения. Безусловно, этот вопрос связан с процессом реализации стратегии, в ходе которого может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.
По
своему содержанию стратегический менеджмент
уделяет внимание не столько наличным
ресурсам и процессам, сколько возможностям
наращивания стратегического
В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения – управленческие решения, которые:
1) ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;
2) сопряжены со значительной неопределенностью, поскольку учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на предприятие;
3) связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь чрезвычайно серьезные, долгосрочные последствия для предприятия.
Следует
добавить, что стратегические решения
инновационны по своей природе, а
поскольку человеку и организации
свойственно отторгать все