Стратегическое планирование на фирме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 00:36, контрольная работа

Описание

Что такое стратегическое планирование? Ответ вроде бы очевиден: это, главным образом, определение действий, которые приведут к реализации поставленных целей. Почему же столько проблем возникает с реализацией такой понятной и необходимой менеджерской функции. Одна из причин кроется в непонимании маленького управленческого «нюанса»: настоящее стратегическое планирование – это не описание любых будущих действий, это - определение только тех действий, которые ведут к достижению целей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ 4
1.1 Концепция стратегического планирования 4
1.2 Принципы стратегического планирования 5
2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ТИПЫ СТРАТЕГИЙ 7
2.1 Этапы стратегического планирования 7
2.2 Типы стратегий в практическом менеджменте 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ 11

Работа состоит из  1 файл

Стратегическое планирование на фирме.docx

— 44.87 Кб (Скачать документ)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ 4

1.1 Концепция стратегического планирования 4

1.2 Принципы стратегического планирования 5

2 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ТИПЫ СТРАТЕГИЙ 7

2.1 Этапы стратегического планирования 7

2.2 Типы стратегий в практическом менеджменте 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ 11

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Что такое  стратегическое планирование? Ответ вроде бы очевиден: это, главным образом, определение действий, которые приведут к реализации поставленных целей. Почему же столько проблем возникает с реализацией такой понятной и необходимой менеджерской функции. Одна из причин кроется в непонимании маленького управленческого «нюанса»: настоящее стратегическое планирование – это не описание любых будущих действий, это - определение только тех действий, которые ведут к достижению целей.

Не надо путать планирование с расписанием. В расписании фиксируются события, которые совершаются из года в  год или из месяца в месяц с  определенной периодичностью. Соблюдение расписания помогает не забыть о, как  правило, рутинных, но необходимых действиях, а план разрабатывается для достижения нового уровня. План подсказывает менеджеру, что надо сделать сегодня, чтобы завтра было таким, каким мы хотим его видеть. За счет обсуждения планов менеджер и его подчиненные приходят к взаимопониманию относительно способов достижения долгосрочных целей и сиюминутных задач. Кроме того, стратегические планы – мощный инструмент распределения ресурсов и координации усилий. За счет наличия планов повышается уверенность сотрудников в достижимости целей и создается реальная возможность контроля прогресса в движении к ним, а значит появляется предмет для управления.

Зачастую бывает, что менеджеры не хотят брать ответственность за мероприятия, которые планируют. Ведь одно дело запланировать, а совсем другое – реализовать запланированное и получить по итогам «обратную связь» от руководства.

Суммируя  вышесказанное можно сделать  вывод, что нежелание менеджеров «с душой» относиться к стратегическому планированию является основной причиной, по которой проваливаются планы. Успех планирования всецело зависит от желания менеджера им заниматься. 

  1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРИНЦИПЫ

    1. Концепция стратегического планирования

Любая организация  создается с определенной целью, и по своему характеру они разделяются  на рыночные и не рыночные.

В свою очередь, рыночные организации делятся на коммерческие и не коммерческие организации. Целью коммерческих организаций  является прибыль. Цель не коммерческих организаций, это обеспечение работы рыночного механизма.

Общая цель стратегического планирования –  конкретизировать статус фирмы и  обеспечить направление и ориентиры  для выработки более конкретных целей и стратегий на различных  уровнях. Эти цели должны быть конкретными  и измеримыми, чтобы создать базу для принятия последующих решений  и оценки работ по их выполнению. Если цели превышают реальные возможности  организации, то деятельность фирмы может зайти в тупик.

Вырабатывая стратегию и осуществляя стратегическое планирование руководство фирмы  должно учитывать множественность  и иерархичность целей объективно существующих в рамках фирмы, для  того чтобы избежать разнобоя в стратегиях и программах.

Общая концепция  путей достижения поставленных целей  называется стратегией. Стратегия отражает общее движение к цели, направление движения, способы достижения и ресурсы, которые должны быть для этого использованы. Стратегия должна быть официально документирована, а ее выполнение подлежит строгому контролю. В соответствии с выработанной стратегией осуществляется перестройка организационной системы, ее управление, формирование планов, предание общего направления оперативным решениям.  Разработанная в фирме стратегия не является единственной, возможно наличие других альтернативных стратегий, которые могут определять и другие виды деятельности.

 

    1. Принципы стратегического планирования

Планирование  должно быть основано на применении научных  прогнозов, целевых программ, балансовых расчетах и методах оптимизации плановых решений для определения и выбора стратегических целей и тактических задач в области экономики и социального развития. Такое планирование предполагает сознательное использование объективных законов развития производственных отношений при определении структурных и качественных сдвигов в экономике.

Планирование  опирается на ряд принципов:

  • Участие в планировании как можно большего числа работников фирмы. Руководство определяет цель, концепцию, которые служат ориентиром для руководителей подразделений, которые в свою очередь, разрабатывают пути движения этих целей;
  • Непрерывность, данный принцип выражается в преемственности планов, один из которых переходит в другой, а также корректирование планов в соответствии с внутренними или внешними условиями;
  • Координация и интеграция, этот принцип обеспечивает комплексное планирование, координирует планы одного уровня, т.к. процессы протекающие в них связаны между собой. Интегрируется процесс управления на различных уровнях. В результате перечисленных действий достигается единство и взаимосвязанность планирования;
  • Обеспечение достижимости поставленных целей и точное выполнение взятых на себя обязательств. Для этого реальные события регулярно сверяются с ожидаемыми, и осуществляется необходимая корректировка планов с учетом продвижения к цели;
  • Предшествование планирования другим управленческим функциям, а именно, организации, мотивации и контролю;
  • Экономичность, суть этого принципа – достижение поставленных целей наиболее рациональным способом, с учетом всех расходов, возможных потерь, непредвиденных ситуаций, последствий от неправильно принятых решений. Основное условие планирования это гибкость, т.к. план в рыночной экономике должен своевременно пересматриваться и корректироваться.

 

  1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ, ТИПЫ СТРАТЕГИЙ

    1. Этапы стратегического планирования

Стратегический  план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах. Ключевыми этапами стратегического планирования являются (Рисунок 1):

  1. Формулирование миссии организации
  2. Определение целей
  3. Анализ внешней и внутренней среды
  4. Разработка стратегического плана
  5. Выбор стратегии
  6. Реализация стратегического плана
  7. Оценка выполнения стратегического плана

 

Рисунок 1. Этапы стратегического планирования.

Стратегическое  планирование ставит целью дать комплексное  научное обоснование проблем, с  которыми может столкнуться организация  в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития организации на плановый период. У организации может быть несколько видов функциональных стратегий, по которым она определяет ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей. 

    1. Типы стратегий в практическом менеджменте

На основе имеющейся базы стратегических данных, прогнозов и допущений, фирма приступает к выбору стратегических альтернатив своего развития. Существует четыре типа стратегий:

  • Рост;
  • Ограниченный рост;
  • Сокращение;
  • Сочетание трех предыдущих альтернатив в различных пропорциях.

Стратегия роста предполагает ежегодный рост основных показателей организации, ее чаще всего применяют предприятия в динамично развивающихся отраслях народного хозяйства, с быстро меняющимися технологиями, а также предприятия, стремящиеся к диверсификации (широкому проникновению в новые сферы деятельности). Бывает, что фирмы не выдерживают быстрый и краткосрочный рост, и разоряются, поэтому большинство фирм придерживаются стратегии ограниченного роста, расширяя свою деятельность с учетом реальных возможностей достигнутого уровня и внешних усилий. Это наименее рискованный способ действия.

Стратегическое  сокращение выражается в том, что  результаты работ фирмы в планируемом периоде предполагаются ниже чем в предыдущем периоде. Данная стратегия применяется, когда речь идет о коренной перестройке организации. И если недальновидные руководители пытаются перестроить деятельность организации, сохраняя прежний рост, то результаты, как правило, отрицательные. Сокращение осуществляется разными путями:

  • полная ликвидация фирмы и создание на ее месте новой;
  • избавление от лишних элементов;
  • сужение масштабов фирмы, ее деятельности с одновременной переориентацией (данную стратегию избирают фирмы, если дела идут плохо или необходимо сокрыть доходы).

Сочетание трех типов стратегии практикуют фирмы, действующие одновременно в разных отраслях с весьма различными технологическими и экономическими условиями. Успешная реализация стратегии требует надежных обратных связей и соответствующих инструментов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработка и реализация стратегии в организациях - это итог сложного управленческого процесса поиска, принятия, контроля решений, успех которых определяется четкостью и реальностью поставленных целей, исходя из миссии и корпоративных задач организации, на основе анализа внешней среды и оценки внутреннего потенциала, конкретностью организационных планов реализации стратегии, обеспеченностью их необходимыми ресурсами, профессионализмом управленческих кадров, участием работников в разработке и выполнении стратегических планов, т.е их ориентация на овладение новыми знаниями, умениями, способностями, контролем и оценкой социально-экономической эффективности стратегии.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ

Литература

  1. Ансофф, И. Стратегический менеджмент : классическое издание / Игорь Ансофф ; [пер. с англ. под ред. А.Н. Петрова]. - Москва : ЗАО "Бизнеском", 2010. - 342 с.
  2. Исаева, Е.А. Стратегический менеджмент в финансово-кредитных организациях : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / Е. А. Исаева. - Москва : КноРус, 2010 [т.е. 2009]. - 173, [1] с.
  3. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления : учеб. пособие для вузов / М.А. Чернышев, И.Ю. Солдатова, Е.М. Бортник ; ред. М.А. Чернышев . – Ростов н/Д : Феникс [Ростов н/Д], 2009 . – 507 с.
  4. Томпсон, А.А. Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа / А.А. Томпсон - мл., А.Дж. Стрикленд III. - 12-е изд. - Москва [и др.] : Вильямс, 2007. - 924 с.
  5. Хангер, Д.Д. Основы стратегического менеджмента : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению "Менеджмент" / Дж. Дэвид Хангер, Томас Л. Уилен ; Пер. с англ. [В.Н. Егорова]. - 4-е изд. - Москва : Юнити-Дана, 2008. - 307 с.

Ресурсы Интернет

  1. Курс лекций. Стратегический менеджмент. Центр Управления Финансами [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [2009]. – Режим доступа: http://center-yf.ru/
  2. Стратегия и тактика управления. Интернет-Университет Информационных Технологий [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [2013]. – Режим доступа: http://intuit.ru/
  3. Evolution. Центр развития персона [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [Спб., 2010]. – Режим доступа: http://zrp.spb.ru/

Информация о работе Стратегическое планирование на фирме