Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:17, реферат
Переход к рыночной экономике в России привел к изменению муниципального менеджмента, которые заключаются в том, что доказавшие свою результативность методы и приемы коммерческого менеджмента переносятся на практику муниципального управления. Наиболее яркими примерами этого являются стратегическое управление муниципальным образованием (МО). Стратегическое управления муниципальным образованием - это процесс управленческой деятельности органов местного самоуправления по обеспечению устойчивого социально-экономического развития в долгосрочной перспективе.
Органы местного самоуправления часто не обладают специалистами, имеющими необходимый уровень подготовки для решения такой задачи. Поэтому привлечение внешних консультантов позволяет построить систему целей, объективно выявить сильные и слабые стороны в деятельности органов местного самоуправления, определить ресурсы и возможности для достижения поставленных целей. Такая работа является исходной для разработки стратегии развития муниципального образования и от нее зависит во многом успех разработки стратегии. Основное содержание стратегического процесса заключается в реализации матрицы решений и построенной на ее основе структуры стратегии муниципального образования. Содержание стратегии - документа должно включать описание этого процесса реализации, программу стратегически значимых действий.
Каждое
муниципальное образование
Соединение этих знаний с результатами анализа стартовых условий его социально - экономического развития и оценкой внешних условий создает достаточные предпосылки для формирования научно обоснованной программы социально - экономического развития муниципального образования. Источником всякого развития являются противоречия. Для муниципального образования это означает, что для формирования стратегического выбора следует выявить и описать внутренние и внешние противоречия развития муниципального образования как сложной социально - экономической системы. В качестве внутреннего источника развития можно рассматривать структурно - функциональное противоречие между специализацией и комплексностью.
Содержание стратегии должно соответствовать варианту развития, который носит пессимистичный, реалистичный или оптимистичный характер. Каждый из них, в свою очередь, предполагает несколько видов стратегии. На разных этапах развития муниципального образования эти варианты могут изменяться, комбинироваться и дополнять друг друга. Такой подход во многом предопределяет эффективность формирования стратегии развития муниципального образования. Для того чтобы стратегия дала импульс социально-экономического развития с первых шагов ее разработки, целесообразно оценивать эффективность механизма разработки стратегии на стадии именно ее разработки, обсуждения или принятия. Самый простой способ такой оценки эффективности - экспертная оценка. Опытный эксперт или группа экспертов, анализируя все этапы разработки стратегии, все изложенные выше факторы и т.д. выскажут замечания и предложения, дадут свою оценку. Чем больше будет привлеченных со стороны экспертов, чем опытнее они будут, тем выше вероятность исключения ошибок или исправления их до стадии реализации стратегии. Как правило, на такую работу у муниципальных образований не хватает средств. Поэтому в качестве экспертов выступают местные специалисты, руководители предприятий, представители различных групп сообщества, депутаты и т.д. В любом случае эксперты как местные, так и приглашенные используют единую методику оценки эффективности формирования стратегии. Эффективность механизма формирования стратегии - это отношение качества стратегии к затратам на ее разработку.
Следует подчеркнуть, что привлечение экспертов обязательно при многокритериальной оценке эффективности сложных, многоцелевых организаций, каковыми являются муниципальные образования, и стратегии которых уже на стадии разработки связаны с достижением целого набора взаимосвязанных показателей, формирующих их образы (профили). С определением данного образа связаны методы изучения профиля (их ещё называют методы перечня критериев). Суть этих методов состоит в том, что рассматривается соответствие объектов исследования каждому из установленных критериев и по каждому критерию даётся оценка, которая может быть представлена графически.
Стратегию или ее составные части вовремя можно поправить и не допустить ненужного расходования финансовых, материальных, интеллектуальных и прочих ресурсов муниципального образования. Стоит сказать, что характер деятельности муниципальных образований, различные условия и исходные данные, их различные цели, а также неоднозначные подходы и способы их достижения, предопределяют специфику разработки стратегий. А это значит, что система оценочных критериев для конкретного муниципального образования носит строго индивидуальный характер. Оценка стратегий социально-экономического развития муниципальных образований Владимирской области, разработанных 38 специализированными группами стратегического развития округов, городов, районов и поселков, выявила не только единство стратегического видения путей решения существующих масштабных проблем, но и значительные различия в их осмыслении, поиске путей решения и мобилизационных возможностей. Это потребовало от организаторов проведения целого комплекса мероприятий разработки качественных и количественных критериев оценки представленных презентаций стратегических программ.
Важным организационным моментом оценки стратегий развития муниципальных образований явился выбор формы проведения данной работы и его исполнителей. Во Владимирской области была предложена конкурсная основа проведения презентации с выставлением каждому муниципальному образованию оценки по пятибалльной системе. Для выполнения этой работы создана специальная комиссия (жюри) из девяти независимых членов от администрации области, фонда Сороса и местных экспертов, которая выставляла оценки, для дальнейшего их сложения и выявления общего балла каждому муниципальному образованию.
Для качественной оценки презентуемых рабочими группами программ стратегического развития муниципальных образований предложены следующие критерии. Во-первых, в какой степени разработчиками программ проявлено новое сценарное мышление для исследования проблем и постановки стратегических задач развития муниципальных образований. Во-вторых, насколько предлагаемая система управления социально-экономическим развитием поселений соответствует организационной этике и существующей практике. В-третьих, в какой мере вовлечены в разработку стратегий представители различных социальных групп муниципального образования. В-четвертых, насколько доказательными и проверенными оказались предположения, положенные в основу разработанной стратегии. В-пятых, каким способом проявились в планах способности их разработчиков к стратегическому и этическому мышлению.
Особое внимание уделено количественным критериям оценки презентаций стратегий социально-экономического развития муниципальных образований, в силу их конкретной соизмеримости. В итоге московскими экспертами были предложены следующие критерии:
В целях стимулирования дальнейшей работы муниципальных образований по разработке своих стратегий наряду с общим рейтингом качества стратегических программ использован вариант их оценки по четырем номинациям (округа, города, районы, поселки). Именно этот вариант оказался наиболее убедительным и достоверным при оценке качества стратегических планов, поскольку фактически сравнивались однотипные муниципальные образования.
В заключении, можно сделать следующий вывод:
Информация о работе Стратегическое управление муниципальным образованием