Стратегическое управление на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 21:54, курсовая работа

Описание

Основная цель работы: получить представление о стратегическом управлении и научиться понимать, в чем заключается стратегический аспект управления современной организацией.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию стратегическое управление.
2. Рассмотреть основные принципы стратегического управления.
3. Охарактеризовать классификацию стратегий предприятия.
4. Раскрыть методику принятия стратегических управленческих решений.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 4
I. Общая характеристика стратегического управления ……………7
1.1 Понятие стратегического управления на предприятии ……………..7
1.2 Основные принципы стратегического управления………………... 11
II. Эффективность стратегических управленческих решений …...16
2.1 Классификация стратегий предприятия …………………………….16
2.2 Методика принятия стратегических управленческих решений …..23
Заключение………………………………………………………………. 29
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсов. раб. по страт.менедж..docx

— 89.25 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 4

I. Общая характеристика стратегического управления ……………7

1.1 Понятие стратегического управления на предприятии ……………..7

1.2 Основные принципы стратегического управления………………... 11

II. Эффективность стратегических управленческих решений …...16

2.1 Классификация стратегий  предприятия …………………………….16

2.2 Методика принятия стратегических управленческих решений …..23

Заключение………………………………………………………………. 29

Список литературы……………………………………………………… 31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Стратегическое управление организацией для отечественной экономики новое, непривычное направление. Необходимость в нем появилась в ходе осуществляемых политических и экономических преобразований, результатом которых стал переход от плановой экономики с централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой организации и предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

До перехода на рыночную экономику в определенных организациях и предприятиях применялись современные  по тому времени системы целевого управления (комплексные системы  управления качеством продукции  и др.), в рамках которых осуществлялось оперативное управление различными видами и областями деятельности. Оно дополнялось стратегическим управлением развития производства со стороны отраслевых министерств. Однако, став самостоятельными, хозяйствующие  субъекты оказались вне стратегического  управления.

Стратегическое управление — это подсистема менеджмента  организации, которая осуществляет весь комплекс конкретных работ профессиональной деятельности по стратегическому анализу, развитию, реализации и контролингу  стратегии организации.

Стратегическое управление призвано расширить горизонты предвидения, усилить дальнозоркость и тем  самым создать возможность своевременной  ответной реакции организации на те изменения, которые происходят в  ее внешней среде: на рынках товаров  и технологий, в научно-технической, экономической, социальной и политической сферах.

Формирование стратегии  – это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения.

Стратегия выступает не только в качестве инструмента обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического, экономического, организационного и социального  характера, не только как фактор, регулирующий деятельность организации до тех  пор, пока намеченные цели и задачи не будут достигнуты, но одновременно и как средство связи предприятия  с внешней рыночной средой.

Оказаться без стратегического  управления — значит, подвергнуть  риску само существование организации, лишить ее возможности прогнозировать и строить планы, обречь лишь на краткосрочные, порой сиюминутные или запоздалые решения.

Практика показывает, что  те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно  и получают прибыль значительно  выше средней по отрасли. Для успеха необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная  стратегия. Иными словами, кто лучше  планирует свою стратегию, тот быстрее  достигает успеха.

Основная цель работы: получить представление о стратегическом управлении и научиться понимать, в чем заключается стратегический аспект управления современной организацией.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию стратегическое управление.

2. Рассмотреть основные принципы стратегического управления.

3. Охарактеризовать классификацию  стратегий предприятия.

4. Раскрыть методику принятия  стратегических управленческих  решений.

Теоретической и методической базой выступают работы отечественных  и зарубежных ученых в области  практического и теоретического стратегического менеджмента.

 

I. Общая характеристика стратегического управления

 

1.1 Понятие стратегического управления на предприятии

 

Стратегическое управление должно давать ответы на следующие  три ключевых вопроса:

1. Каковы цели нашей  организации?

2. Каков существующий  и будущий профиль нашего бизнеса?

3. Что мы должны сделать,  чтобы обеспечить достижение  поставленных целей?

Основами стратегического  управления являются:

1) анализ внешней среды  организации;

2) внутренняя диагностика  (оценка сильных и слабых сторон) организации;

3) определение миссии  и целей организации;

4) разработка, оценка и  выбор альтернативных стратегий  по конкретным подсистемам организации;

5) разработка и развернутое  определение корпоративной стратегии  как программы конкретных действий;

6) реализация стратегии;

7) оценка результатов  и обратная связь.

Современные западные специалисты  имеют различные взгляды на сущность и природу стратегического управления.

Один из основателей стратегического  менеджмента Игорь Ансофф связывает  первичную концепцию стратегического  управления, прежде всего с двумя противоположными типичными стилями поведения организаций: приростным и предпринимательским.

Приростный тип — это  развитие организации с минимальными изменениями относительно традиционного  поведения.

Предпринимательский тип  — это целенаправленное стремление к изменениям, обеспечивающим победу в конкурентной борьбе и максимум прибыли.

По мнению И. Ансоффа, деятельность по стратегическому управлению связана  с постановкой целей и задач  организации. И, кроме того, с поддержанием системы взаимоотношений между  организацией и окружением, которые  позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой  к внешним вызовам.[1]

Первый конечный результат  стратегического управления — это  системный потенциал для достижения целей организации в будущем.

Второй конечный результат  структура организации и ее внутренние изменения, обеспечивающие чувствительность организации к изменениям внешней  среды и соответствующую адаптацию.

Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. утверждают, что стратегия  представляет собой детальный, всесторонний комплексный план, предназначенный  для того, чтобы обеспечить существование  миссии организации и достижение целей. [2]

В свою очередь, Хасби Д. отмечает, что стратегия — общее направление действий, которого руководитель организации намерен придерживаться для достижения целей компании. [3]

Отдельные авторы в определении  стратегии выделяют плановую, программную  направленность деятельности. Например, Томпсон А. А. и Стрикленд А. Дж. утверждают, что стратегия — план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей. [4]

Заслуживает внимания определение  стратегии, данное Минцбергом Г, Альстрэндом  Б. и Лэмпелом Дж. По их мнению, стратегия  — это совокупность пяти определений, пяти «п»: стратегия — план, направление  развития; стратегия — принцип  поведения, следования определенной модели поведения; стратегия — позиция, расположение определенных товаров  на конкретных рынках; стратегия —  перспектива, основной способ действий' организации; стратегия — прием, особый маневр с целью обмануть, запутать, перехитрить конкурентов. [5]

Обобщая приведенные определения, можно сделать следующий вывод: стратегическое управление - это такое  управление организацией, которое опирается  на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные  изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и  позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

В ряде работ, посвященных  стратегическому управлению, оно  понимается как смещение акцентов при  управлении организацией от тактики  к стратегии. Считается, что в  организации внедрено стратегическое управление, если на первом месте —  стратегические, а на втором тактические  цели. Стратегические цели как бы превалируют  над тактическими.[6]

Однако нет смысла противопоставлять  стратегию и тактику, поскольку  они являются различными стадиями процесса управления организацией. Без эффективной  тактики нет успеха, так же как  нет успеха без верно сформулированных стратегических целей.

Организация может эффективно функционировать, если верно определены и стратегические, и тактические  установки и, более того, если тактика  соответствует стратегии организации. Стратегия организации определяет глобальные, перспективные задачи организации, в то время как тактика является инструментом их реализации.

При разработке управленческого  решения необходимо учитывать его  характер, в частности относится  ли оно к области достижения стратегических или тактических целей. Выработка, принятие и реализация важного тактического решения требуют подчас не меньшего профессионализма и даются не менее  трудно, чем определение стратегического  пути развития организации.

Иногда верно найденный  тактический ход позволяет сделать  осуществимым стратегический замысел, в то время как тактические  ошибки могут свести на нет блестящие  стратегические идеи.

Итак, вначале определяются стратегические установки, а затем  разрабатываются их тактические  решения, т. е. общие направления  развития организации диктуют пути их реализации. Поэтому важность принимаемых  стратегических решений не вызывает сомнения. Однако, принимая стратегию  развития организации, необходимо представлять хотя бы в общих чертах те тактические  решения, которые обеспечат достижение стратегических целей.

Основные этапы процесса стратегического управления представлены на рис. 1. [7]

Рис. 1. Основные этапы процесса стратегического управления

Это укрупненное представление  процесса выработки, принятия и реализации стратегических решений.

Любая гениальная стратегическая идея, исходящая от руководителя, должна быть профессионально проработана, преобразована в стратегическое решение и только тогда стать  руководством к действию его реализации менеджерами и персоналом организации.

В этой связи заслуживают  внимания основные принципы стратегического  управления.

 

1.2 Основные принципы стратегического управления

 

Первый — принцип научно-аналитического предвидения и разработки стратегии. Для разработки стратегического  решения недостаточно одних лишь пожеланий и субъективного предвидения.

Необходим анализ предшествующей деятельности организации, общей ситуации в области ее деятельности и динамики их изменения. Необходим также прогноз, а возможно, и разработка сценариев развития организации в ближайшей и более отдаленной перспективе.

Выверенные, хорошо обоснованные стратегии могут быть разработаны  лишь на базе тщательного анализа  с выявлением основных факторов, определяющих развитие организации, и наиболее вероятных  тенденций их изменения на базе установления основных сил и механизмов, способных  оказать на них существенное влияние.

Второй — принцип учета  и согласования внешних и внутренних факторов развития организации. Развитие организации определяется как внешними, так и внутренними факторами. Стратегические решения, принятые на основании  учета влияния только внешних  или только внутренних факторов, будут  неизбежно страдать недостаточной  системностью, что, в свою очередь, приведет к ошибочным решениям. А ведь стратегические решения должны быть выверенными  и эффективными в силу их особой важности, в силу того, что за ними стоят направления развития и  последующие результаты деятельности не только отдельно взятого человека, но и организации в целом, от чего зависят судьбы многих работников.

Об отсутствии в организации  стратегического управления можно  судить и по тому, что, планируя свою деятельность на долгосрочную перспективу, организация предполагает неизменными  условия ее функционирования в течение  всего периода планирования.

Осуществляя такое планирование «на века» и основываясь лишь на принципе экстраполяции, т. е. при  прогнозировании будущего на основе лишь тех тенденций и статистических данных, которые характеризуют деятельность в настоящее время и в прошлом, организация обрекает себя на высокую  вероятность стратегической ошибки.

Информация о работе Стратегическое управление на предприятии