Сущность, цели и задачи планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:09, доклад

Описание

Планирование является первой общей функцией менеджмента. Эта функция предусматривает прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач организации и включает, прежде всего, принятие обоснованных решений, четкого формулирования направления действий, составления планов и графиков работы на различные периоды, т.е. создаёт и обеспечивает основы для принятия интегрированных решений и является жизненно необходимым в каждой социально – экономической системе.

Работа состоит из  1 файл

Планирование.docx

— 19.44 Кб (Скачать документ)

     Сущность, цели и задачи планирования

     Планирование  является первой общей функцией менеджмента. Эта функция предусматривает  прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач организации  и включает, прежде всего, принятие обоснованных решений, четкого формулирования направления действий, составления  планов и графиков работы на различные  периоды, т.е. создаёт и обеспечивает основы для принятия интегрированных  решений и является жизненно необходимым  в каждой социально – экономической  системе.

     Современную организацию невозможно представить  без текущего и перспективного внутриорганизационного планирования важнейших параметров ее деятельности и развития. Планирование тесно увязывает все этапы  и формы деятельности организации, в особенности в производственной сфере.

     Развитие  планирования на современном этапе  развития науки управления связано  с усилением тенденции к централизации  управления организацией и призвано увязать деятельность всех подразделений, подчинив ее единой стратегии развития.

     Под планированием понимают ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений о необходимом оптимальном способе действий организации для достижения поставленных целей.

     Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях.

     Содержание  планирования как функции управления организацией состоит в обоснованном определении основных направлений  и пропорций развития с учетом источников его обеспечения и  спроса.

     Сущность  планирования состоит  в следующем:

  • в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период;
  • в определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации;
  • в выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач.

     Принципами  планирования являются:

  • полнота – требуется учесть все факторы внутренней и внешней среды, которые способны повлиять на успешность реализации плана;
  • детализация – её глубина определяется целью планирования – необходимо детализировать все учтенные факторы и разложить их на составляющие;
  • точность – составленный план должен точно соответствовать целям организации, учитывать её ресурсы, возможности и ограничения;
  • простота и ясность – план должен быть понятен исполнителю и менеджеру;
  • непрерывность – недопустимо, чтобы между планами был разрыв во времени, каждый следующий план должен развивать успех предыдущего;
  • эластичность и гибкость – использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность;
  • выравнивание при планировании – учет "узких мест" – факторов, которые ограничивают возможности организации;
  • экономичность – затраты на планирование и реализацию должны быть меньше, чем достигаемый результат.

     Подход  менеджмента к планированию заключается в установлении критериев, определении средств, направлений и методов планирования.

     При планировании следует четко определить:

  • объект планирования (что планируется – конечные и промежуточные цели, задачи, решение которых необходимо для достижения целей);
  • субъект планирования (кто планирует);
  • период планирования (на какой срок);
  • средства планирования (например, компьютерное обеспечение);
  • методику планирования (как планировать);
  • средства и способы решения поставленных задач и достижения поставленных целей;
  • ресурсы, их источники и способы распределения;
  • согласование планов (каких, с кем и на каких условиях).

     При планировании выделяют восемь этапов:

  • целеполагание (формулировка целей) – определение того, чего именно желает достичь организация (фирма, предприятие). Этот этап нельзя формализовать, следовательно, личность менеджера или владельца организации проявляется, прежде всего, на этом этапе;
  • подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей – выбор наилучшего способа достижения цели;
  • составление перечня необходимых мероприятий – планирование конкретных действий для осуществления выбранного на предыдущем этапе варианта достижения поставленных целей;
  • составление программы работ – выявление оптимального порядка выполнения намеченных на предыдущем этапе действий с учетом их взаимосвязи;
  • анализ ресурсов – оценка необходимых материальных, финансовых, информационных, кадровых, временных ресурсов для реализации плана;
  • анализ разработанного варианта плана – позволяет оценить выполнимость выбранного варианта действий и, в случае его неоптимальности, вернуться к любому предыдущему этапу;
  • подготовка детального плана действий – позволяет детализировать разработанный план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы;
  • контроль выполнения плана – оценка достигнутых результатов и внесение необходимых изменений в случае необходимости.

     Наиболее  важным из них является целеполагание, так как именно от него зависят все остальные этапы и результаты, которых достигнет организация.

     Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование

     Если  перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития организации, необходимые для этого ресурсы и этапы решения задач, то текущие планы ориентированы на фактическое достижение конкретных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

     Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрение новой технологии.

     Среднесрочные (тактические) планы предусматривают разработку последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных в стратегии. Чаще всего они охватывают трех - пятилетний период – наиболее соответствующий периоду обновления производственного потенциала и ассортимента продукции. В них формулируются основные задачи на установленный период:

  • производственная стратегия организации в целом и каждого подразделения (реконструкция и расширение производственных мощностей, освоение новой продукции и расширение ассортимента);
  • стратегия сбыта (структура сбытовой сети и ее развитие, степень контроля над рынком и внедрение на новые рынки, проведение мероприятий, содействующих расширению сбыта);
  • финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг);
  • кадровая политика (состав и структура кадров, их подготовка и использование);
  • определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения с учетом внутриорганизационной специализации и кооперирования производства.

     Среднесрочный план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в  отношении распределения ресурсов. В нем приводятся детальные сведения в разбивке по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.

     Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению.

     Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы составляются на основе сведений о наличии заказов, обеспеченности материальными ресурсами, степени загрузки мощностей и их использовании с учетом сроков исполнения каждого заказа.

Информация о работе Сущность, цели и задачи планирования