Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:45, контрольная работа
К числу наиболее существенных причин, оказавших заметное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, весь ход социально-экономических преобразований в стране, носится явная недооценка территориального (регионального) фактора. Процесс децентрализации государственного управления идет медленно, нередко встречая сопротивление центра. В то же время, получив значительные полномочия, ряд регионов (субъектов Федерации) становится на путь сепаратизма, нарушений конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты противоречили Конституции Российской Федерации.
Введение
1. Региональный менеджмент
2. Сущность регионального управления
3. Задачи и объект регионального управления
4. Принципы и методы регионального управления
Заключение
Список источников
Ульяновский техникум информатики экономики и управления
Контрольная работа по дисциплине Региональный менеджмент на тему: «Сущность и цели регионального управления»
Выполнил: студент 10МНЗ-2
Панченко Алексей
Преподаватель: Шаповалова С.В
Введение
1. Региональный менеджмент
2. Сущность регионального управления
3. Задачи и объект регионального управления
Введение
К числу наиболее существенных причин, оказавших заметное влияние на темпы перехода России к рыночным отношениям, весь ход социально-экономических преобразований в стране, носится явная недооценка территориального (регионального) фактора. Процесс децентрализации государственного управления идет медленно, нередко встречая сопротивление центра. В то же время, получив значительные полномочия, ряд регионов (субъектов Федерации) становится на путь сепаратизма, нарушений конституционных основ политической целостности государства. Нередки факты, когда принятые субъектами Федерации законодательные акты противоречили Конституции Российской Федерации.
Исключительная важность действительно научного
обеспечения радикальных рыночных преобразований,
создания (сохранения) единого рыночного
пространства в сочетании с формированием
региональных рынков, с развитием местного
самоуправления определила острую необходимость более
Региональный менеджмент
Можно выделить следующие условия и предпосылки формирования регионального менеджмента в современных российских условиях.
1. Система новых отношений
2. В новых условиях субъекты Федерации сосредоточили
3. Упразднение государственной
4. В этих условиях меняются
5. Чтобы обеспечить
Региональный менеджмент как один из видов специального менеджмента представляет собой совокупность принципов, методов, форм и средств воздействия на хозяйственную деятельность региона.
С точки зрения современной российской практики региональный менеджмент — это управление социально-экономическими процессами в регионе в условиях перехода его хозяйства к рыночным отношениям.
Суть перехода от планово-директивной системы
управления хозяйством региона к региональному менеджменту
• ориентация развития региона на решение социальных проблем, на воспроизводство условий, обеспечивающих высокое качество и высокий уровень жизнедеятельности человека как наивысшей ценности общества;
• формирование организационно-экономических
условий для реализации всеми хозяйствующими
субъектами региона принципов экономической
• ориентация инвестиционной и структурной политики региона на спрос и потребности рынка, на запросы внутри- и внерегиональных потребителей и организация производства тех видов продукции, которые пользуются спросом на межрегиональном и зарубежном рынках и могут способствовать повышению финансовой самостоятельности региона;
• формирование и развитие регионального маркетинга как основы разработки и реализации программ текущего и стратегического развития региона;
• переход от региональной статистики к региональному мониторингу с использованием современной информационной базы для осуществления системного анализа и контроля социально-экономической, политической и экологической ситуации в регионе;
• оценка конечного результата регионального менеджмента в зависимости от степени соответствия уровня экономического развития региона и уровня жизнедеятельности населения (социальные стандарты, бюджетная обеспеченность, структура доходов и расходов семей, экология, демографическая ситуация, экологическая безопасность и др.). Региональный менеджмент можно рассматривать как науку и практику управления социально-экономическими процессами региона в условиях рыночной экономики. Научные основы регионального менеджмента — это система научных знаний, которая является его теоретической базой: принципы регионального менеджмента; методы и модели регионального менеджмента; механизмы регионального менеджмента; система регионального менеджмента. Научные основы регионального менеджмента в нашей стране находятся в стадии формирования. Зарубежный опыт малопригоден к специфике территориальной организации России с ее огромными пространствами, многообразием природно-климатических, национальных, исторических и других особенностей. Тем не менее опыт формирования регионального менеджмента в странах с рыночной экономикой может быть использован для анализа нашего собственного опыта и практики, а также для использования некоторых его элементов в формирующейся системе регионального менеджмента в России.
Региональный менеджмент функционирует в соответствии с законами развития рыночной системы хозяйствования, и его механизм должен обеспечивать гибкое регулирование социально-экономических процессов в регионе в изменяющихся рыночных условиях.
Перед региональным менеджментом как наукой управления стоит задача найти и разработать механизмы, методы и средства, которые позволят обеспечить наиболее эффективное достижение целей и задач регионального развития.
Задачи и объект регионального управления.
Задачи регионального
менеджмента многообразны и обусловлены
особенностями переходного
Основные задачи регионального
и муниципального менеджмента состоят
в следующем:
• обеспечении высокого уровня и качества
жизни населения на основе расширенного
воспроизводства условий жизнедеятельности
на данной территории;
• эффективном функционировании и поступательном
росте экономики регионов и муниципальных
образований;
• формировании условий и предпосылок перехода регионов и муниципаль¬ных образований к устойчивому развитию;
• выработке и реализации структурной, инвестиционной и научно- технической политики.
Переход от командно-директивной системы управления местным хозяйством характеризуется следующими тенденциями:
• децентрализацией управления, разрушением вертикальных связей, становлением и развитием горизонтальных связей;
• сокращением функций управления в сфере экономики;
• расширением функций управления в социальной сфере;
• изменением методов
управленческого воздействия (сокращение
методов непосредственного
• трансформацией субъектов и объектов управления на региональном и муниципальном уровне.
Процесс перехода от командно-директивной системы управления местным хозяйством к РМ и ММ сдерживается по следующим причинам:
• низкие темпы
развития рыночных отношений в местном
хозяйстве;
• слабость нормативно-правовой базы
регионального и муниципального управления:
• недостаток в современных кадрах руководителей
и специалистов органов местной власти.
Устойчивость и устойчивое социально-экономическое развитие в качестве относительно самостоятельных в региональном менеджменте выделены сравнительно недавно и обусловлены:
• затяжным системным кризисом в России в целом и в субъектах Федерации, угрожающим существованию страны;
• усиливающейся общей нестабильностью в мире по политическим, национально-государственным и другим причинам.
В немалой степени
этому способствовало преодоление абсолютизации
экологических основ в теории и концепциях
устойчивости и устойчивого развития.
Устойчивость и устойчивое развитие интенсивно
развиваются как категории практического
регионального менеджмента, конституируются
как специфические объекты управления
и регулирования. Они, в частности, имеют
соответствующие параметры, выраженные
не только качественно, но и количественно;
в их соблюдении заинтересованы социальные
структуры; имеются ресурсы, создаются
механизмы и т. д.
Общественная потребность в управлении устойчивостью и устойчивым развитием регионов проявляется все резче. Об этом свидетельствуют многочисленные программы, концепции, системы, разрабатываемые в субъектах РФ, городах и районах. Повышение эффективности управления устойчивостью и устойчивым развитием регионов сопряжено с развитием теории кризисов и катастроф, разработкой соответствующих индикаторов и показателей, обусловлено созданием необходимых организационных структур и кадровым их обеспечением.
В процессе перехода от планово-централизованной к рыночной системе регулирования хозяйства региона разрушаются вертикальные связи, зарождаются и стабилизируются горизонтальные, внутри- и межрегиональные связи. С переводом части хозяйства региона на рыночные отношения изменяется функциональная структура механизма регионального управления, что ведет к деформации и сокращению его организационной и иерархической структур. Резко возрастает роль опосредованных методов взаимодействия субъектов и объектов федерального, регионального и муниципального управления, усложняются их хозяйственные связи, отношения по поводу использования собственности и т.д. Все это служит объективной основой для становления и развития регионального менеджмента, задачи которого отличаются от задач планово-директивной системы территориального управления.
В число основных задач регионального менеджмента входят:
•обеспечение расширенного
воспроизводства условий жизнедеятельности
• экономическая и социальная трансформация хозяйства региона, анализ, прогнозирование и программирование регионального развития;
• оптимизация финансовых потоков, формирование условий и механизмов укрепления экономической базы региона и муниципальных образований;
• обеспечение экологической
• формирование и реализация структурной, инвестиционной и научно-технической политики в регионе, создание и развитие рыночной инфраструктуры.
Исходя из сущности, содержания и задач регионального менеджмента, сформулированных выше, объект можно классифицировать по следующим основным признакам.
1.Принадлежность объекта к
2.Характер продукции или
3.Характер и степень
4.Воспроизводство условий
Информация о работе Сущность и цели регионального управления