Сущность и характерные черты современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:58, доклад

Описание

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями.

Содержание

I. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный.
II. Национальные особенности менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

I. Современные подходы в менеджменте- количественный, процессный.doc

— 66.00 Кб (Скачать документ)

Сущность и  характерные черты современного менеджмента.

I. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный.

II. Национальные особенности менеджмента.

I. Современные подходы в менеджменте: количественный, процессный, системный и ситуационный.

Количественный  подход.

Суть количественного  подхода заключается в использовании  в процессе принятия управленческих решений метода математического  и статистического анализа. Достоинства  количественного подхода:

-Позволяет представить проблему формально.

-Точность.

-Позволяет прогнозировать.

-Позволяет  выбрать   наилучший  вариант  из  возможных   в   решении   проблем управления.

-Скорость обработки  информации и принятие управленческих  решений.

Количественный  подход  дал  толчок  развитию  теории  управления  запасами, теории массового обслуживания, теории принятия управленческого решения.              

                                          Процессный подход        

          Процессный подход - один из методов  управления, суть которого заключается в построении системы процессов организации и управлении этими процессами для достижения максимальной эффективности работы.

       Управление  рассматривается  как  процесс,  потому что работа по достижению  целей с помощью других  —   это  не  какое-то единовременное действие, а серия непрерывных  взаимосвязанных  действий.  Эти действия, каждое из которых само по себе  является  процессом,  очень  важны для  успеха  организации.  Их  называют  управленческими  функциями. 

        Концепция процессного подхода по-прежнему остается нереализованной в  полной  мере.  Она  не  дает руководителю четкого  и  ясного  алгоритма  эффективного  управления.

 

                                         Системный подход

        Система - это некоторая целостность,  состоящая  из  взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Существуют два типа систем:  закрытые  и  открытые.  Закрытая  система

имеет жесткие фиксированные  границы, ее действия относительно независимы  от среды, окружающей систему. Открытая  система характеризуется постоянным   взаимодействием   с внешней средой. Общепризнанно, что все организации являются  открытыми системами.

         Системный подход представляет  собой исключительно способ мышления  по отношению к организации и управлению, но ни в коей мере не является  набором каких бы то ни было руководств или принципов для управляющих.  Он  позволяет лишь  умозрительно  представить  организацию  в  единстве  составляющих   ее  элементов.

          Крупные составляющие сложных, систем, таких,  как организация,  люди или машины,  зачастую  сами  являются  системами.  Эти   части   называются подсистемами.

Если система  управления  не  позволяет  эффективно  координировать

движение всех составных частей, организационной системы, то  такая  система управления является неэффективной, в ней кроется  какой-то  дефект.

 

                                              Ситуационный подход

 Логическое  продолжение  системного.  Центральным   моментом

ситуационного   подхода   является   ситуация,   т.е.    конкретный    набор

обстоятельств, которые  сильно влияют  на  организацию  в  данное  конкретное время. Используя  этот подход, руководители могут лучше  понять, какие  приемы будут в  большей  степени  способствовать  достижению  целей  организации  в конкретной ситуации.

    Успех   или  неуспех  ситуационного   подхода  в   значительной   степени

определяется тем, насколько руководитель  сумел  правильно  интерпретировать ситуацию. Необходимо правильно определить, какие факторы  являются  наиболее важными в данной ситуации и какой вероятный эффект может  повлечь  за  собой изменение одного или нескольких из  них.  Ситуационный  подход  представляет собой  наиболее  широкую  и  удовлетворительную  систему,  разработанную   к настоящему времени, для того, чтобы сделать управление эффективным.

 

II. Национальные особенности менеджмента.

 

Американский менеджмент.

       Говоря об американском  менеджменте, нельзя, хотя бы вскользь  не коснуться и истории менеджмента как науки вообще.

       Менеджмент появился  в США в конце прошлого века, и с тех пор эта страна  по праву считается родиной  менеджмента. Первый научный курс  управления появился 1881 году. Он  был разработан Джозефом Вартоном  и вначале не нашел широкого  практического применения. Лишь спустя тридцать пять лет начал использоваться как учебная дисциплина. В 1886 г. бизнесмен Г. Таун в своем докладе на собрании американского общества инженеров-механиков впервые поставил вопрос о необходимости менеджмента как профессионального вида управленческой деятельности. В 1910 г. Луис Брандейс ввел в обиход понятие «научное управление», а в 1911 году в свет вышла работа Ф.У.Тейлора «Принципы научного управления».

       Дальнейшее развитие  наук в целом значительно влияло  и на менеджмент. Так развитие кибернетики, экономико-математических методов, компьютеризация управления способствовали активному внедрению в управление системного подхода, не концентрирующегося на одной грани интересующей проблемы. Эволюция менеджмента приводят к окончательному решению спора между различными школами управления. К 70-м годам нашего века широкую популярность завоёвывают идеи ситуационного подхода, подтверждающие правомочность различных систем управления. В 80-е годы к основным направлениям: ратующем за изменение и совершенствование техники и технологии производства и уверенном в примате четкой организации деятельности индивида и всего коллектива прибавляется направление «организационной культуры», придающее значение системным и поведенческим особенностям предприятия.

       Что же является  наиболее характерным признаком  американского менеджмента в  сегодняшнее время? Прежде всего  интернационализация менеджмента,  обусловленное самой историей  образования Соединенных Штатов, объединение теории и практики управления специалистов разных стран и их коллективное творчество в этой области познания.

       Современный деловой  мир США сейчас вступает уже  в третью фазу формирования  менеджмента, базирующуюся на  системе информационного обеспечения  и переработки информации, способной обеспечить взаимодействие специалистов различных отраслей знаний. В настоящее время одна из самых существенных проблем в американских корпорациях это определение оптимального соотношения факторов централизации и децентрализации. Очевидно, что жестко централизованная структура с четкими разграничениями между отделами и их функциями предоставляет менеджеру возможность взять на себя дополнительную ответственность. Децентрализованная организационная структура управления способствует созданию среды, в которой каждый её член принимает на себя ответственность, имеет возможность реализации своего потенциала, внедряя в производство свои идеи и замыслы, что в итоге способствует процветанию фирмы.

       Несколько десятилетий  назад такая функция, как «организация производства», была определена как главная в обеспечении роста производительности труда в США. В настоящее время именно существующие организационные формы корпораций составляют трудности этой страны. На примере небольших и простых в организационном плане промышленных компаний наглядно видны использование управляющими потенциала фирмы, всех видов ресурсов, высокая степень принятия качественных и своевременных решений и т.д., что приводит к процветанию и росту предприятия. По мере экстенсивного развития фирмы эти преимущества исчезают. С появлением трудностей в координации действий вырастает численность управленческого аппарата. Эксперты в сфере бизнеса считают, что развитие централизованной власти снижает конкурентные преимущества больших компаний.

       Исследую опыт  управления, американские социологи  заключают, что экономическое  и социальное развитие общества  многим обязано менеджменту, так  же как и капиталу. «Менеджмент  и капитал – вот две составляющие, которые необходимы для экономического развития Америки.

 

       В целом, подводя  итог краткому анализу американского  менеджмента, следует отметить, что  он отличается упором на личность  менеджера, как одну из составляющих  успеха всего дела, узкую специализацию  и индивидуальную ответственность каждого, жесткой и формальной структурой управления производством и персоналом.

 

        Японский менеджмент.

       Менеджмент в  Японии, как и в любой другой  стране, отражает её исторические  особенности, культуру и общественную  психологию. Он непосредственно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы».

       По мнению японского специалиста по менеджменту Хидеки Йосихара, есть шесть характерных признаков японского управления.

       2)Гарантия  занятости и создание обстановки  доверительности. Такие гарантии ведут к стабильности трудовых ресурсов и уменьшают текучесть кадров. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, она укрепляет чувство корпоративной общности, гармонизирует отношения рядовых сотрудников с руководством. Освободившись от давящей угрозы увольнения и имея реальную возможность для продвижения по вертикали, рабочие получают мотивацию для укрепления чувства общности с компанией. Стабильность так же способствует улучшению взаимоотношений между работниками управленческого уровня и рядовыми рабочими, что, по мнению японцев, совершенно необходимо для улучшения деятельности компании. Стабильность дает возможность количественного увеличения управленческих ресурсов, с одной стороны, и сознательного направления вектора их активности на цели более значимые, чем поддержание дисциплины. Гарантии занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма - явление уникальное и во многом непонятное для европейского образа мысли.

       4)Гласность  и ценности корпорации. Когда все уровни управления и рабочие начинают пользоваться общей базой информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность. В этом отношении встречи и совещания, в которых принимают участие инженеры и работники администрации, дают существенные результаты. Японская система управления старается также создать общую для всех работников фирмы базу понимания корпоративных ценностей, таких, как приоритет качественного обслуживания, услуг для потребителя, сотрудничество рабочих с администрацией, сотрудничество и взаимодействие отделов. Управление стремится постоянно прививать и поддерживать корпоративные ценности на всех уровнях.

       6)Управление, основанное на информации. Сбору данных и их систематическому использованию для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции придается особое значение. Во многих фирмах, собирающих телевизоры, применяют систему сбора информации, при которой можно выявить, когда телевизор поступил в продажу, кто отвечал за исправность того или иного узла. Таким образом выявляются не только виновные за неисправность, но, главным образом, причины неисправности, и принимаются меры для недопущения подобного в будущем. Руководители ежемесячно проверяют статьи доходов, объем производства, качество и валовую выручку, чтобы посмотреть, достигают ли цифры заданных показателей и чтобы увидеть грядущие трудности на ранних этапах их возникновения.

       8)Управление, ориентированное на качество. Президенты фирм и управляющие компаний на японских предприятиях чаще всего говорят о необходимости контроля качества. При управлении производственным процессом их главная забота - получение точных данных о качестве. Личная гордость руководителя заключается в закреплении усилий по контролю за качеством и, в итоге, в работе порученного ему участка производства с наивысшим качеством.

       10)Постоянное  присутствие руководства на производстве. Чтобы быстро справится с затруднениями и для содействия решению проблем по мере их возникновения, японцы зачастую размещают управляющий персонал прямо в производственных помещениях. По мере разрешения каждой проблемы вносятся небольшие нововведения, что приводит к накоплению дополнительных новшеств. В Японии для содействия дополнительным нововведениям широко используется система новаторских предложений и кружки качества.

       12)Поддержание  чистоты и порядка. Одним из существенных факторов высокого качества японских товаров являются чистота и порядок на производстве. Руководители японских предприятий стараются установить такой порядок, который может служить гарантией качества продукции и способен повысить производительность благодаря чистоте и порядку.

       В  целом японское управление отличает  упор на улучшение человеческих  отношений: согласованность, групповую  ориентацию, моральные качества  служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношения между рабочими и управляющими.

      

       Одной  из отличительных особенностей  японского управления является  управление трудовыми ресурсами.  Японские корпорации управляют  своими служащими таким образом,  чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и другие. Но существует и большая разница между американским и японским управлением. Японские корпорации больше используют преданность своих служащих компаниям. Отожествление служащих с корпорацией создает крепкую мораль и ведет к высокой эффективности. Японская система управления стремится усиливать это отожествление, доводя его до жертвенности интересам фирмы.

Информация о работе Сущность и характерные черты современного менеджмента