СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СУЩНОСТЬ,
ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ 4
1.1. Сущность социальной политики 4
1.2. Субъекты и объекты социальной политики
7
1.3. Основные задачи и функции социальной
политики 9
1. 4. Принципы социальной политики 11
2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 19
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время продолжающийся экономический
кризис достаточно сильно ударил по социальной
сфере, последствиями чего стали поляризация
и деградация социальной структуры, обед¬нение
населения, падение цены труда, опасность
массовой безработицы, глубокий кризис
каче¬ства и образа жизни, превращение
российского общества в об¬щество противостояния.
В связи с этим в последнее время заметен
отчетливый разворот государства в сторону
социальной политики, реализация значительного
числа социальных проектов, повышенное
внимание к вопросам реформирования социальной
сферы со стороны власти и общества. Это
говорит об актуальности проблемы формирования
оптимальной для России модели социальной
политики.
Социальная политика формируется и реализуется
в процессе деятельности субъекта в лице
государственных структур, общественных
организаций, органов местного самоуправления,
а также производственных и других коллективов.
Она направлена на достижение целей и
результатов, связанных с улучшением материального
и социального благосостояния, повышением
качества жизни населения и общественно-политической
стабильности, предотвращением возможного
возникновения очагов социальной напряженности.
Цель и задачи работы: рассмотреть сущность
и принципы социальной политики в РФ, ее
субъекты и объекты, основные задачи и
функции, а также определить направления
ее развития на ближайший период.
1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ: СУЩНОСТЬ,
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ
1.1. Сущность социальной политики
Социально-экономические преобразования
в России в большей степени отражаются
на состоянии социальной сферы, которая
является важнейшим индикатором степени
экономического и политического развития
общества. В последнее время на фоне процессов
развивающегося мирового кризиса стабилизация
ситуации в данной сфере становится одним
из приоритетных направлений внутренней
политики нашего государства, что выражается
в социальной политике государства.
В настоящее время для России вопрос о
характере и содержании государственной
социальной политики является весьма
сложным и неоднозначным. В научной литературе
и нормативных актах существует значительное
количество трактовок сущности социальной
политики. В одном случае ее рассматривают
лишь как государственную поддержку социально
уязвимых групп населения. В другом –
отождествляют с социальной защитой и
социальным обеспечением населения. Однако,
на наш взгляд, указанные интерпретации
искусственно сужают сферу социальной
политики, так как приводят на практике
к свертыванию социальных функций и социальной
ответственности государства, что в свою
очередь создает проблемы в реализации
социальной политики как одной из приоритетных,
стратегически важных направлений развития
страны. Статья 7 Конституции Российской
Федерации гласит: «Российская Федерация
- социальное государство, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих
достойную жизнь и свободное развитие
человека» . В социальном государстве
социальная политика призвана обеспечить
создание условий для достойной жизни
и свободного развития человека , а значит
быть одной из стратегически важных сфер
развития общества в целом.
Концентрация усилий государственных
органов, реализующих социальную политику,
только на поддержании минимального уровня
социальных благ и защите социальноуязвимой
части населения, выводит основную часть
общества из поля зрения социальной деятельности
государства. То есть государство снимает
с себя ответственность в целом за протекание
социальных процессов в своем обществе,
за распределение социальной справедливости,
за формирование социальных отношений
между его членами, за социокультурное
развитие всех своих граждан, за рост их
благосостояния и качества жизни. Такое
понимание сущности социальной политики
выливается в смещение приоритетов государственной
деятельности, в искажение социальных
ценностей государства, в свертывание
социальных программ и мероприятий.
Принципиально иной подход к раскрытию
сущности социальной политики, трактующий
ее в широком контексте, позволяет рассматривать
социальную политику, как систему целенаправленных
действий государства по регулированию
отношений между различными социальными
группами населения в части повышения
общественного благосостояния, улучшения
качества и уровня жизни, рационального
использования трудового потенциала и
на этой основе роста эффективности функционирования
экономики страны. В широком смысле социальная
политика также понимается и как система
определенных взаимоотношений и взаимодействий
между социальными группами, социальными
слоями общества, ядром которых выступают,
прежде всего, социальные интересы и благополучие
человека и общества в целом.
В рамках данного подхода специалисты
обозначают, что социальная политика :
• является одним из направлений государственной
политики;
• определяется характером государственного
устройства, целями, которые преследуются
государством;
• формируется в контексте социальной
структуры общества;
• представляет собой государственную
социальную доктрину или концепцию социального
развития страны;
• неразрывно связана с проводимой экономической
политикой и зависит от нее (в экономике
создаются ресурсы, необходимые для проведения
социальной политики);
• состоит из системы мер распределения
ресурсов общества в интересах общества
в целом;
• разделяется на декларируемую и реальную,
при этом декларируемая политика провозглашает
своей целью защиту интересов слабозащищенных
групп, а реальная социальная политика
выражает интересы групп, правящих обществом.
Изучение подходов к пониманию социальной
политики позволяет целесообразно и логично
рассматривать ее через деятельность
государства, направленную на регулирование,
стабилизацию и развитие социальных отношений
в обществе и определять сущность социальной
политики через специфику социальных
отношений, то есть тех отношений, которые
она и призвана регулировать.
Таким образом, социальная политика –
это система мер (действий, мероприятий),
осуществляемая ее субъектами (органами
государственного управления, работодателями,
профсоюзными и другими общественно-политическими
структурами), направленная на формирование
социальной стратегии государства в целях
развития общества, создания общественно
приемлемых социальных условий для реализации
возможностей и потребностей членов общества,
повышения уровня и качества их жизни.
Социальная политика – это также система
взаимодействия и взаимоотношений социальных
групп общества по жизнеобеспечению населения,
росту уровня и качества его жизни .
1.2. Субъекты и объекты социальной политики
Субъекты социальной политики осуществляют
деятельность по ее формированию и реализации
по отношению к определенному объекту.
К субъектам социальной политики относятся
представители и институты гражданского
общества, активно взаимодействующие
в социальной сфере. Это могут быть как
отдельные граждане и социальные группы,
так и органы законодательной и исполнительной
власти различных уровней, работодатели
в государственном и негосударственном
секторах экономики, общественные организации
и другие структуры, оказывающие влияние
на разработку и реализацию государственной
социальной политики.
Центральное место среди всех субъектов
принадлежит государству в лице его представительных,
исполнительных и судебных органов, действующих
на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях. Они формулируют общую концепцию,
определяют основные направления социальной
политики, ее стратегию, тактику, формируют
социальное информационные поле, обеспечивают
законодательную, правовую основу, реализуют
конкретные положения на местах.
Хотя государство – центральный субъект
социальной политики, однако не единственный.
Его роль в значительной степени подкрепляется
ролью множества институтов гражданского
общества, которым государство делегирует
широкий спектр функций. Однако особенность,
уникальность роли государства заключается
в его ответственности за социальную стабильность
в обществе, устойчивость социального
положения граждан, семей, социальных
групп, проведение политики прогрессивного
развития общества. Это обусловлено самой
природой государства как единственного
политического и правового субъекта, обладающего
всем спектром властных полномочий.
Социальная деятельность остальных субъектов
социальной политики (политических, профсоюзных
и общественных объединений, благотворительных
и добровольных организаций, предприятий
и т.д.), осуществляется в сравнительно
узких пределах, соответствующих их компетенции,
и имеет большое значение в решении проблем
отдельных категорий населения. Это объясняется
тем, что такие субъекты в наибольшей степени
приближены к потребностям конкретного
человека и поэтому способны более чутко
реагировать на них, с большим разнообразием,
чем государство, решать задачи по нахождению
социального баланса и распределению
социальной справедливости между группами
и слоями общества.
В гражданском обществе социальная политика
многосубъектна. Взаимодействие различного
рода субъектов повышает эффективность
социальной политики, ее целенаправленность,
адресность, гибкость.
Объектом социальной политики в целом
выступает общество, которое по своей
структуре и составу весьма неоднородно.
Это обусловливает необходимость дифференциации
объектов социальной политики, которая
может быть осуществлена по различным
основаниям. Так, например, основанием
могут быть способность людей к труду,
уровень жизни, состояние здоровья, возраст
и другие социальные и демографические
характеристики. В отношении каждого члена
общества должны существовать единые
принципы и минимальные социальные гарантии.
Наряду с этим, должна проводиться адресная
социальная политика (т.е. предназначенная
для конкретных групп населения), в первую
очередь, слабо защищенных слоев населения.
1.3. Основные задачи и функции социальной
политики
Социальная политика является важнейшей
составляющей внутренней политики государства
по отношению к формированию жизненного
уровня населения, воспроизводству человеческого
капитала, оказанию социальных услуг и
развитию социальной инфраструктуры на
федеральном, региональном и местном уровнях.
В ее основе лежит гармонизация общественных
отношений, обеспечение расширенного
воспроизводства населения, политической
стабильности, гражданского согласия.
Основная цель социальной политики –
создание благоприятного социального
климата и подлинного социального согласия
на основе сбалансированности разных
социальных интересов с помощью определенных
механизмов, обеспечивающих удовлетворение
основных жизненных потребностей населения
и роста качества жизни всех граждан. Однако,
наряду ней существует система целей,
отражающая желательные результаты общественных
перемен для конкретных субъектов социальной
политики. Из этого проистекает ее содержание
и механизмы реализации.
Обобщая задачи социальной политики, обеспечивающие
нормальное развитие общества, приведенные
в различной литературе, можно выделить
следующие:
• социальная защита человека и его основных
социально-экономических прав;
• создание условий для повышения благосостояния
каждого человека и общества в целом;
• поддержание определенного статуса
различных социальных групп и отношений
между ними, формирование и воспроизводство
оптимальной социальной структуры общества;
• развитие социальной инфраструктуры
(жилищно-коммунальные услуги, транспорт
и связь, образование, здравоохранение,
информация);
• формирование экономических стимулов
участия в общественном производстве;
• создание условий для всестороннего
развития человека, удовлетворения его
потребностей и возможности реализации
в свободном труде.
Социальная политика выполняет ряд функций
:
1. Обеспечение социальной устойчивости
общества, социальной безопасности общества.
2. Обеспечение политическую устойчивость
власти.
3. Обеспечение такого распределения власти
в хозяйстве (собственности), которое признавалось
бы большинством справедливым, не требующим
борьбы за передел.
4. Налаживание такой системы распределения
экономических ресурсов и экономического
эффекта, которая более или менее устраивает
подавляющее большинство населения.
5. Обеспечение обществом и государством
необходимого и достаточного уровня экологической
безопасности.
6. Обеспечение обществом и государством
необходимого и достаточного уровня социальной
защищённости как населения в целом, так
и каждой из его социальной групп.
Задачи и функции социальной политики
категории соотносимые, тесно взаимосвязанные,
но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять,
ни отождествлять. В задачах определяется
ее социальное назначение, историческая
миссия в тот или иной исторический период.
Задачи социальной политики имеют исходное
значение по отношению к ее функциям, являются
их ближайшей непосредственной предпосылкой.
В свою очередь, функции социальной политики
представляют собой средство реализации,
выполнения ее задач.
1. 4. Принципы социальной политики
Социальная политика государства реализуется
через механизм государственных программ
социального обеспечения и системы социальных
услуг.
Основными принципами проведения социальной
политики являются: Содержание и направленность
социальной политики раскрываются через
систему определенных принципов. Отметим
среди этих принципов социальной политики
государства наиболее важные:
- Социальная справедливость, которая
означает меру равенства (или неравенства)
в жизненном положении людей, обусловленная
уровнем материального и духовного развития
общества. Социальная справедливость
— это также и реальное народовластие
и равенство всех граждан перед законом,
фактическое равноправие наций, уважение
личности и создание условий для ее развития.
- Социальные гарантии, которые означают
гарантированное обществом право на обеспеченность
работой, доступность образования, культуры,
медицинского обслуживания и жилья, заботы
о престарелых, материнстве и детстве.
- Повышение материального и культурного
уровня жизни всех членов общества, улучшение
условий труда и быта, охрана окружающей
среды.
- Социальная реабилитация, которая означает
восстановление нарушенной социальной
справедливости.
- Развитие социальной активности всех
членов общества, раскрытие, обогащение
и использование всех созидательных способностей
человека, сочетание потребления материальных
благ с духовной жизнью. Наука, новая технология,
экономический рост никогда не заменят
духовность, хотя последнее без первого
и невозможно осуществить.
- Более полный учет специфики жизни и
деятельности таких групп населения, как
молодежь, женщины, престарелые люди с
целью максимально возможного удовлетворения
их нужд и интересов.
- И, наконец, сплоченность всех составляющих
общество классов и социальных групп:
совершенствование национальных отношений,
расцвет наций и народностей, укрепление
их всестороннего сотрудничества в области
экономики, культуры, искусства и т.п.
Конституция РФ объявила Российское государство
социальным, законодательство которого
гарантирует гражданам социально-экономические
права, а политика направлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека . В соответствии
со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека
и ст. 11 Международного пакта об экономических,
социальных и культурных правах стратегической
целью социального государства является
гарантирование права человека на такой
жизненный уровень, который необходим
для поддержания здоровья и благосостояния
его самого и членов его семьи. Указанные
принципы в нынешних условиях остаются
провозглашенными целями развития, программой
на будущее.
2. РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
Социальная политика в России имеет много
особенностей, которые сложились ещё в
советский период развития нашей страны.
Сравнительно высокая доля государственного
регулирования и государственного финансирования
системы социально защиты, сравнительно
низкая доля финансовых средств частных
благотворителей в этой системе, низкий
уровень публичности в определении концепций,
целей, задач и методов их реализации в
социальной политике и некоторые другие
– все это во многом оказало влияние на
становление российской модели социальной
политики.
Немаловажное значение на ее формирование
также оказали и такие факторы, как: климатические
условия, географическое положение, экономическая
специализация регионов, социокультурные
особенности национальных образований,
мегаполисов, крупных и мелких городов,
села, этническое разнообразие и др.
Россия является самой многосубъектной
федерацией в мире. В ее состав входит
83 субъекта, имеющих различный административный
статус, уровень социально-экономического
развития, территориальные, культурные
различия и т.д., что делает Россию асимметричной
федерацией. Такая асимметрия делает достаточно
проблематичным ведение единой государственной
социальной политики, существование общих
социальных стандартов, выполнение государством
единого набора социальных функций .
Несмотря на такие яркие различия, государство
едино, а значит, предполагает выделение
сущностных свойств на всем своем пространстве
и на всех уровнях власти.
На федеральном уровне задается стратегия
и разрабатываются основные направления
социальной политики, создаются условия
для ее осуществления на всех остальных
уровнях: формируется нормативная база,
регулирующая вопросы функционирования
и развития социальной сферы, разрабатываются
и утверждаются социальные минимумы и
стандарты, вырабатывается стратегия
финансирования социальной сферы. Одна
из задач общегосударст¬венной социальной
политики — формирование единого социаль¬ного
пространства, целью которого является
сглаживание межре¬гиональных различий.
Поскольку развитие социальной сферы
носит ярко выражен¬ный территориальный
характер, при проведении социальной по¬литики
неизбежна относительная региональная
самостоятель¬ность. В постсоветский
период влияние федерального центра на
реализацию социальной политики на местах
стало незначитель¬ным, тогда как региональные
власти играют здесь самую сущест¬венную
роль . Региональная социальная политика
строится на основе потребностей жителей
данной территории в соответствии с законодательством
субъекта федерации, которое должно соот¬ветствовать
нормам и принципам федерального законодательства.
Значительные размеры ряда регионов, разнообразие
условий внутри них приводят к тому, что
общерегиональный подход не всегда точно
отражает потребности жителей каждого
населенного пункта внутри региона.
Муниципальный уровень также играет важнейшую
роль в осуществлении социальной политики,
по¬скольку в сфере муниципального управления
сосредоточена от¬ветственность за решение
повседневных жизнеобеспечивающих задач
местного сообщества. Органы местного
самоуправления являются наиболее оперативными
субъектами социальной политики. Только
на этом уровне можно изучить условия
жизнедеятельности общества, что дает
возмож¬ность наиболее полно учитывать
потребности индивидов, оказы¬вать адресную
помощь. На муниципальном уровне в наибольшей
степени возможно проявление самоорганизации,
самодеятельнос¬ти населения, привлечение
усилий негосударственных организа¬ций
и объединений.
Таким образом, социальная политика на
федеральном уровне носит в большей мере
рамочный, нормативно-задающий характер.
Реальная, конкретная социальная политика
осуществляется «лицо в лицо с конкретным
человеком», как правило, на региональном
и муниципальном уровнях. Именно здесь
она находит свое окончательное воплощение.
Развитию социальной политики посвящена
Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года, утвержденная распоряжением
Правительства Российской Федерации от
17 ноября 2008 г. № 1662-р.
С исчезновением советской системы планирования
народного хозяйства наша страна, в годы
становления новой государственности,
перешла от долгосрочного к средне- и краткосрочному
планированию мероприятий в области социальной
сферы.
Стабилизация государственных институтов,
становление рыночной экономики обеспечило
возможность государству перейти к долгосрочному
планированию социально-экономической
сферы на качественно ином методологическом
уровне.
Концепция долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года включает в себя:
• основные направления долгосрочного
социально-экономического развития страны
с учетом вызовов предстоящего периода;
• стратегию достижения поставленных
целей, включая способы, направления и
этапы;
• формы и механизмы стратегического
партнерства государства, бизнеса и общества;
• цели, целевые индикаторы, приоритеты
и основные задачи долгосрочной государственной
политики в социальной сфере, в сфере науки
и технологий, а также структурных преобразований
в экономике;
• цели и приоритеты внешнеэкономической
политики;
• параметры пространственного развития
российской экономики, цели и задачи территориального
развития .
Стратегической целью Концепции является
достижение уровня экономического и социального
развития, соответствующего статусу России
как ведущей мировой державы XXI века, занимающей
передовые позиции в глобальной экономической
конкуренции и надежно обеспечивающей
национальную безопасность и реализацию
конституционных прав граждан.
В сфере развития человеческого потенциала
Концепция предполагает реализацию следующих
направлений: демографическая политика
и политика народосбережения; развитие
здравоохранения; развитие физической
культуры и спорта; развитие образования,
развитие культуры и средств массовой
информации; развитие рынка труда; повышение
доступности жилья; развитие социальных
институтов и социальная политика; молодежная
политика; развитие пенсионной системы;
экологическая безопасность экономики
и экология человека.
Концепция является первым документом
такого уровня и масштаба в нашей стране.
Реализация положений Концепции позволит
России в 2015 - 2020 годах войти в пятерку
стран-лидеров по объему валового внутреннего
продукта (по паритету покупательной способности).
Достижение этой цели означает формирование
качественно нового образа будущей России
к концу следующего десятилетия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, социальная политика —
это одно из ведущих направ¬лений общественного
регулирования. Она имеет свои специфические
цели, задачи, объекты воздействия и направлена
на уменьшение противоречий во всех сферах
жизнедеятельности общества. Социальная
по¬литика призвана регулировать благосостояние,
под-держивая его на уровне, приемлемом
как для челове¬ка, так и для общества,
и несет ответственность за со¬блюдение
в минимальном объеме основных прав человека
и обеспечение гарантированного минимума
материальных условий жизни.
Правовые и теоретические основы современной
социальной политики содержатся в ныне
действую¬щей Конституции РФ, а специфика
определяет¬ся особенностями переходного
периода в России, сдвигами в политических
и экономических структу¬рах, историческими
традициями развития страны, особенностями
культуры, общественного сознания. Действенность
определяется тем, насколько ее содер¬жание
и механизмы адекватны этим изменениям.
Социальная политика является составной
частью общей стратегии государства, относящейся
к социальной сфере: целенаправленная
деятельность по выработке и реализации
решений, непосредственно касающихся
человека, его положения в обществе; по
предоставлению ему социальных гарантий
с учетом особенностей различных групп
населения страны проводимая правительством,
всеми ветвями и органами власти, опирающаяся
на широкую общественную поддержку социальная
политика предназначена аккумулировать,
фокусировать, отражать обстановку в стране
и ситуацию в обществе, потребности и цели
социального развития.
Задачи социальной политики охватывают
стимулирование экономического роста
и подчинение производства интересам
потребления, усиление трудовой мотивации
и деловой предприимчивости, обеспечение
должного уровня жизни и социальной защиты
населения, сохранение культурного и природного
наследия, национального своеобразия
и самобытности. Для эффективного осуществления
своих регулирующих функций государство
располагает такими мощными рычагами
воздействия, как законодательство страны,
национальный бюджет, система налогов
и пошлин.
Социальная политика как относительно
самостоя¬тельное направление внутренней
политики государства влияет не только
на свой объект, но и на все остальные общественные
структуры. Сфера ее прямого или кос¬венного
влияния распространяется и на политические,
и на экономические процессы. Эффективность
социаль¬ной политики зависит от того,
насколько верно избраны приоритетные
для развития в данный момент области
со¬циальной сферы, а также от умения рационально
исполь¬зовать выделенные для этого финансовые
ресурсы.
Социальная политика наряду с защитительной
функцией выполняет конструктивную, связанную
с профилактикой и позитивным совершенствованием
как отдельных элементов, так и всей общественной
си¬стемы в целом.
Фундаментом новой социальной политики,
реализующей социальную и гуманитарную
ответственность Российского государства
перед его гражданами, должен стать законодательно
закрепленный, гарантированный каждому
гражданину минимум социальных благ, учитывающий
региональные особенности и историко-культурные
традиции всех народов нашей страны. В
ближайшее время необходимо сконцентрировать
усилия на тех неотложных проблемах, решение
которых поможет существенно улучшить
условия жизни людей, усилит социальную
поддержку реформ .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации. Федеральные
конституционные законы о флаге, гербе,
гимне. М., Издательство: Норма, 2010. -164 с.
2. Всеобщая декларация прав человека.
(Принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей
ООН) // Консультант Плюс.
3. Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах от 16 декабря
1966 года // Консультант Плюс.
4. Аверин А.Н. Социальная политика и социальная
структура общества. – М., 2007. – С.19.
5. Гонтмахер Е.Ш. Принципы и основные элементы
социальной стратегии // Территориальные
проблемы социальной политики. - М., 2008.
- С. 16-18.
6. Калов З.А., Куршаева Ф.М., Хациева Л.У.
Особенности реализации моделей социальной
политики. Часть 1 // Современные проблемы
науки и образования. – 2009. – № 2 – С. 106-108.
7. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное
право России: учеб. – 4-е изд., перераб.
и доп. – М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
8. Лаврентьева, И. П. Социальная политика
и управление в социальной сфере: учебное
пособие / И. П. Лаврентьева, В. В. Кузнецов,
В. В. Григорьев. – Ульяновск: УлГТУ, 2009.
– 129 с.
9. Проблемы современной социальной политики
на региональном уровне (материалы для
обсуждения на дискуссионной панели «Системность
социальной политики региона: условия
и факторы реализации». Саратов: Изд-во
Научная книга, 2006.
10. Римский В.Л. Особенности российской
социальной политики // Интернет-конференция
«Социальное рыночное хозяйство: концепция,
практический опыт и перспективы применения
в России //www.ecsocman.ru
11. Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная
политика: Учебное пособие. – М.: Издательский
дом ГУ ВШЭ, 2004. – С. 36.
12. Смоленский М. Б. Комментарий к Конституции
Российской Федерации (постатейный) Серия:
Закон и общество. М.: Издательство: Феникс,
2010.
13. Социальная политика / Под общ.ред. Н.А.
Волгина. – М.: Изд-во «Экзамен», 2008.
14. Социальная политика в муниципальных
образованиях: Учебник / Под общ. ред. Н.А.
Волгина, В.К. Егорова, С.В. Калашникова.
– М.: Изд-во «Альфа-Пресс», 2006. – С.55.
15. Чичканов А. В. Социальная политика России:
Проблемы развития //Чиновник. - 2009. - №
1. – С. 10-12.
|
|
|