Сущность и содержание функций управлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание

Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает целый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ, называемых функциями управления. Цель данной работы – раскрыть и показать основные функций управления.

Содержание

Введение
1. Сущность и содержание функций управлений
2. Основные функции управления
2.1. Функция планирования
2.2. Функция организации
2.3. Функция мотивации
2.4. Функция контроля
3. Взаимосвязь функций управления .
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Управ.решения.docx

— 42.31 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  3

1. Сущность и содержание  функций управлений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  4-6

2. Основные функции управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  7

2.1. Функция планирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  7-8

2.2. Функция организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9-10

2.3. Функция мотивации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  11-12

2.4. Функция контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

3. Взаимосвязь функций  управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14-15

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В экономике формируются, функционируют  и развиваются различные объекты, как государственного социального управления, так и менеджмента горизонтальных рыночных структур. Основными объектами государственного управления являются общенародная собственность, социальная инфраструктура и др., а также коллективная собственность. Частная, негосударственная и смешанная собственность являются объектами менеджмента горизонтальных рыночных структур. 

  Процесс управления имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Функция - широко распространенное слово, имеющее множество значений. Функция  (лат.functio) - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

Большинство людей планируют свою деятельность на день (месяц, год и  т.д.), затем организует ресурсы, которые  потребуются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая  повседневная работа затрагивает целый  ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический  процесс, состоящий из конкретных видов  управленческих работ, называемых функциями  управления.

Цель данной работы –  раскрыть и показать основные функций  управления.

 

 

 

  1. Сущность и содержание функций управлений

Управление в  организации — это процесс, состоящий из последовательных действий по реализации функций управления для того, чтобы сформулировать и достичь ее цели (целей).

Функциями управления называют управленческие действия,  направленные на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения целей организации

Функции управления можно  также определить как виды управленческой деятельности, необходимые для организации  и руководства тем или иным объектом (организацией, предприятием, подразделением, группой) для осуществления  целенаправленной деятельности по достижению желаемого результата.

Содержание функции управления отражает две стороны управленческой деятельности. Во-первых, функция определяет необходимые действия (что необходимо делать) и, во-вторых, раскрывает конкретное содержание этих действий (как это  делать).

Концепция разделения управленческого  труда менеджеров сформулирована школой административного управления. Основоположник этой школы А. Файоль выделил ряд  функций как видов управленческой деятельности, осуществляемой менеджерами, в том числе:

- предвидение;

- организация;

- распорядительная деятельность;

- координация и контроль.

Одновременно он разделил всю работу, выполняемую руководителем  в процессе его деятельности, на определенные группы: административная и производственная деятельность, финансы, охрана труда, учет и контроль, коммерческая деятельность.

Существуют и другие подходы  к функциональному разделению управленческой деятельности и специализации труда  менеджеров. Кроме того, начиная  с А. Файоля, в поле зрения исследователей управления находится проблема определения (оптимизации) соотношения организаторских, технических (специальных) и социальных способностей и знаний, необходимых  для руководителей различных  уровней управленческой иерархии.

В современном менеджменте  можно выделить два подхода к  классификации функций управления.

Первый подход предусматривает выделение общих, универсальных функций управления. Он отражает содержание процесса управления в любой организации и не зависит от специфики объекта управления.

1. Функция планирования может быть определена как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое скоординированное направление усилий всех сотрудников на достижение общих целей организации (включая и формулирование самих целей).

2. Функция организации представляет вид управленческой деятельности, направленной на обеспечение нормального функционирования организации в соответствии с определенным планом достижения желаемого результата.

3. Функция мотивации предусматривает действия, направленные на то, чтобы побудить всех сотрудников организации к результативной деятельности для достижения ее целей.

 4. Функция контроля в управлении реализуется как процесс, посредством которого руководство организации удерживает ее на запланированной траектории достижения целей, получая информацию о текущих результатах деятельности и устраняя выявленные отклонения от установленных показателей.

Отдельные авторы дополнительно  выделяют как самостоятельные универсальные  функции управления координацию и регулирование.

Функция координации фактически осуществляется в процессе реализации функций планирования и организации, а функция регулирования дублируется функциями контроля и планирования.

Второй подход базируется на первенстве критериев, определяющих особенности объекта управления. В рамках этого подхода выделяется система частных функций управления конкретным объектом (производство, наука, другие специфические объекты управления), реализующих приведенные выше универсальные функции управления (в полном объеме или частично) с учетом специфики рассматриваемого объекта и содержания процесса управления им. Осуществляют такие функции соответствующие специализированные подразделения организации (предприятия).

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные функции управления

Основными функциями управления являются планирование, организация, мотивация  и контроль. Эти функции реализуются  на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации. Содержание этих функций и сложность  управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

Рассмотрим подробнее  приведенные выше универсальные  функции управления.

2.1.  Функция планирования

Важнейшей функцией управления считают планирование. Оно позволяет поддерживать пропорциональность производства, слаженную работу всех подразделений предприятия, рационально использовать имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Благодаря этому обеспечивается необходимая организация хода производства — динамическое равновесие внутренних процессов предприятия.

Основными принципами планирования являются:

- Комплексность (учитываются все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации);

- точность (использование современных методов и средств, для обеспечения точности прогнозов);

- ясность (формулировки планов должны быть доступны всем членам организации);

- непрерывность (планирование это не одноразовый акт, а непрерывный процесс);

- экономичность (расходы на планирование должны соизмеряться с выгодой от планирования).

Целостность перспективного и текущего планирования — одно из главных условий, обеспечивающих непрерывность производственного  процесса, бесперебойную работу предприятия, стабильность его хозяйственных  связей. План предприятия выступает  как научно обоснованная программа  его дальнейшего развития. В плане  не только ставятся определенные конечные цели, но и предусматриваются условия  их достижения.

Планирование – это разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Существует три основных типа планирования.

Стратегическое  планирование (высший уровень) – это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации; оценить, какие тенденции наблюдаются в ее окружении; определить, каким вероятнее всего будет поведение конкурентов. Главная задача планирования на этом уровне состоит в том, чтобы определить, как организация будет вести себя в своей рыночной нише.

Тактическое планирование (средний уровень) – это определение промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. В основе стратегического планирования лежат идеи, которые были рождены при стратегическом планировании.

Оперативное планирование (низший уровень) – это основа основ планирования. В оперативных планах стандарты деятельности, описание работ и т.п. вписываются в такую систему, при которой каждый направляет свои усилия на достижение общих и главных целей организации.

2.2 Функция организации

Реализация планов требует  организации. Функцию организации можно рассматривать в двух аспектах: во-первых, как процесс создания системы, во-вторых, как процесс ее совершенствования, упорядочения.

Организация работ – функция, которую должны осуществлять все  руководители – независимо от ранга. Однако, хотя смысл этой концепции  состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда  по горизонтали и вертикали, решение  о выборе структуры организации  в целом почти всегда принимается  руководством высшего звена. При  этом задача менеджеров состоит в  том, чтобы выбрать такую организационную  структуру, которая лучше всего  отвечает целям и задачам организации, позволяет ей эффективно взаимодействовать  с внешней средой, продуктивно  распределять и направлять усилия своих  сотрудников.

Структура не может оставаться неизменной, потому что меняется как  внешнее, так и внутреннее ее окружение.

Организация управления основывается на ряде основных принципов:

Принцип разделения труда. Основной смысл – все виды деятельности предприятия должны быть так определены и сгруппированы, чтобы максимально способствовать достижению поставленных задач. Важно, чтобы сгруппированные виды деятельности соответствовали способностям и побуждениям сотрудников, которые будут их выполнять.

Для преодоления отрицательных  последствий узкой специализации  труда, целесообразно расширение зоны труда, ротация (чередование) работ  и привлечение сотрудников к  принятию касающихся их решений (стратегия  участия).

Скалярный принцип. Относится к цепочке прямых должностных отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективней процесс принятия решения и коммуникации.

Принцип диапазона  управления. Для каждой управленческой должности существует предельное число сотрудников, которыми в состоянии эффективно руководить один человек.

Еще одной важной характеристикой  организации управления является уровень  централизации (децентрализации) полномочий (власти).

Централизация – концентрация прав на принятие решения на высшем уровне управления организацией.

Децентрализация – передача прав низшим уровням управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Мотивация и стимулирование

Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.

Для того чтобы эффективно мотивировать подчиненных, руководитель должен сам вникнуть в сущность проблемы.

В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:

во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника;

во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации работников;

в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, поскольку для того, чтобы был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе, чего от него ждут.

Система стимулирования – это совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих стимулов, воздействие которых активизирует деятельность человека для достижения поставленных целей.

Информация о работе Сущность и содержание функций управлений