Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 20:58, лекция
Теория и практика современного менеджмента формируется в быстроменяющемся социальном пространстве. Социальное обустройство граждан, удовлетворение их социальных потребностей и постоянное повышение качества жизни населения давно стали нормой поведения государства (социальное государство), рыночных отношений (социально ограниченный рынок), взаимоотношений классов и социальных групп.
Таким образом, речь идет об утверждении новой общественной формации (ноосферно-корпоративной), которая исстари складывалась на территории России и сегодня может стать основой национальной и государственной идеологии, способной вывести Россию из системного кризиса1.
Корпоративизм
Общим вектором реализации современной социальной доктрины российского общества и пути ее реализации является корпоративизм.
Само
слово «корпоративизм»
Ясно, что в основу современной доктрины социального управления в России должна быть положена не либерально-рыночная, а ноосферно-корпоративная парадигма общественного развития.
С нашей точки зрения, именно корпоративизм является методологией современного социального управления, именно он определяет механизм достижения социальных целей, возрождения и последующего развития России. Пока социальные цели нашей Конституции только декларируются (социальное государство), но не реализуются, происходит постоянное падение жизненного уровня большей части населения, снижение качества его жизни. Корпоративизм как основной метод реализации социальной доктрины стал мировой практикой общественного развития. На его принципах разрабатывались и реализовывались «прорывные» проекты выведения стран из разрухи и кризисов (Германия, Япония, Южная Корея и др.). В настоящее время эти идеи проникли во все уголки земного шара. Корпоративизм как самая динамичная сила в истории цивилизации ныне является международной системой, определяющей экономическую, социальную, политическую и культурную судьбы большей части человечества.
Важным, во многом определяющим законом общественного развития является выработка и осуществление социальной политики как главного механизма реализации принципов социального государства, «социально ограниченного рынка». Эта социальная политика разрабатывается и реализуется только на основе общей доктрины развития общества. Корпоративизм является сегодня Тем социально-экономическим механизмом, который позволяет реализовать социальную доктрину.
Одним из важнейших законов современного социального управления является делегирование функций управления (функции прав, полномочий, ресурсов) органам самоуправления, развитие их самодеятельной активности по управлению общественными делами, всемерное развертывание сил саморегулирования и саморазвития.
На наш взгляд, корпоративный способ организации социальной жизни в современных условиях позволяет не просто декларировать эти цели, а реализовывать их. Дело в том, что эти заботы берут на себя не только государство, центральная власть, но и органы местного самоуправления, муниципальные образования, население территорий, городов и районов. Поэтому центр тяжести в области здоровья нации во всем мире перемещается в муниципальные образования. Последние при корпоративном хозяйствовании способны рационально решать эти вопросы, обеспечивать здоровый образ жизни своего населения.
Решение этих задач возможно при одном условии: население — хозяин и собственник территории, на которой оно проживает.
Поэтому самоуправление — основа развития муниципальных образований. Население городов и районов выступает собственником, совладельцем финансовых институтов, предприятий, коммерческих и некоммерческих организаций.
Совершенно очевидно, что до достижения этих целей во всем мире еще очень далеко. В России, например, доходы населения крайне низкие (до 80 % бюджета семьи составляют расходы на питание), условия жизни не соответствуют современному уровню цивилизованного развития. У подрастающего поколения нет благоприятной «стартовой площадки» для жизни. Собственность большей части населения сведена к наличию приватизированной квартиры.
Обобщая сказанное, можно сделать вывод: теория и практика социального управления пока крайне несовершенны, его закономерности не познаны и повсеместно нарушаются.
Принципы социального управления
Система социального управления должна быть целостной, что обусловлено культурными, политическими и экономическими факторами общественного развития. Это проявляется в неразрывности отношений управления (от высших органов управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составляющими частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в сочетании основных функций и методов управления.
Между
управляемой и управляющей
Различные слои населения должны принимать участие в социальном управлении, повышении его эффективности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.
Под принципами социального управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, законов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития, социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития, законы и закономерности социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют.
Основными принципами социального управления являются:
• гласность в принятии решения.
Таким образом, принципы социального управления должны основываться на законах развития общества, на законах управления, соответствовать целям социального управления и отражать основные свойства, связи и отношения управления, учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления, в необходимых случаях иметь правовое оформление, получать закрепление в различных нормативных документах.
Системы
принципов управления изменяются в
процессе развития социального управления.
Тем не менее, основные принципы управления
полностью исчезнуть не могут, так как
выражают общие требования к системе социального
управления. Принципы управления позволяют
формировать систему методов управления,
формы и методы использования этих принципов
на различных этапах социального развития
могут и должны быть различными.
3. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА
Реализация рассмотренных ранее законов и принципов управления осуществляется путем применения различных методов.
Метод управления — это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей.
Слово «метод» греческого происхождения (methodos — способ достижения какой-либо цели). Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направленность, содержание и организационную форму. Направленность методов управления выражает их ориентированность на конкретный объект управления. Содержание — это специфика приемов и способов воздействия. Организационная форма— специфика воздействия на реально сложившуюся ситуацию: прямое или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий воздействия).
Можно выделить следующие методы управления:
Все методы можно разделить на основные и комплексные. В основных методах четко выделяется содержательный аспект по признаку соответствия методам управления, требованиям тех или иных объективных законов (например, социальных, экономических и др.). Комплексные методы представляют собой комбинации основных методов.
Любой метод основан на познании объективных закономерностей и реализации их требований, но в нем отражены требования не только объективной реальности, но и человеческого сознания, рефлексии, которые служат преобразованию действительности на основе научной методологии, позволяющей оптимизировать сам процесс познания с помощью совокупности приемов, операций, процедур. Они могут быть традиционными, рутинными и инновационными, творческими.
Сегодня востребована новая парадигма управленческой теории, основанная на приоритете главного субъекта управления — творческой личности, для которой вопросы познания действительности, культуры мышления приобретают особую остроту. Субъект управления выбирает и применяет методы управления, поэтому творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха.
Управленческая деятельность должна начинаться с того, что каждый управленец должен трезво оценить свои способности, используя современные методики развития творческих личностей, успешно работать в плане самосовершенствования, активно взаимодействовать с окружающим миром.
Для формирования современного мышления — созидательного, продуктивного, творческого, моделирующего и способного обустроить мировое сообщество на основе современных ценностей (добра, справедливости и гармонии) — служит метод формирования целостного мышления. Кроме того, лидер управления должен осваивать разнообразные знания: теоретические, технологические, инструментальные — посредством активных методов обучения (участия в «деловых играх», «мозговых штурмах»), позволяющих анализировать конкретные ситуации и использовать частные методы, направленные на получение эффекта управленческой деятельности в конкретном случае.
Важно понимать, что являясь социальным управленцем, человек как открытая самоорганизующаяся система в каждый момент времени, вначале по отношению к самому себе выступает и как субъект управления и как его объект, и только затем он может выступать как субъект управления по отношению к «внешнему миру».
Информация о работе Сущность и содержание социального менеджмента