Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 12:34, доклад
Карьера сотрудника на предприятии заключается в росте его официального статуса и реализуется за счет роста служебного положения (должности).
Специалисты по менеджменту существующее многообразие вариантов карьеры объединяют в четыре модели: "трамплин", "лестница", "змея" и "перепутье".
1 .Сущность и типовые модели карьеры
Карьера сотрудника на предприятии
заключается в росте его
Специалисты по менеджменту существующее многообразие вариантов карьеры объединяют в четыре модели: "трамплин", "лестница", "змея" и "перепутье".
"Трамплин". Данный вид карьеры наиболее широко распространен среди руководителей и специалистов. Он заключается в том, что трудовой путь работника состоит из одних подъемов по служебной лестнице с параллельным ростом его потенциала, знаний и квалификации. Постепенно меняются занимаемые им должности на более высокие и лучше оплачиваемые. Этап, на котором человек занимает высшую для него должность, он старается продлить как можно дольше, так как за ним последует "прыжок с трамплина" - уход на пенсию. Такой вид карьеры негативно сказывается на человеке, так как после отстранения от активной деятельности он ощущает свою ненужность, что нередко приводит к суицидам.
"Лестница". Данный вид служебной карьеры состоит в том, что каждая ее ступень являет собой определенную должность, которую работник занимает заранее определенное время (чаще пять лет).
Данный срок является достаточным для того, чтобы человек вошел в данную должность, реализовал все свои способности, повысил свою квалификацию и творческий потенциал и пополнил свой опыт. После этого работник переходит на новую должность.
Верхней ступени карьеры
сотрудник достигает в период
расцвета своего потенциала. Поработав
в данной должности какое-то время,
он постепенно спускается по служебной
лестнице, работая на более легкой
и безопасной работе. При этом вклад
этого человека в развитие предприятия
очень значителен, и в соответствии
с ним он может получать определенное
вознаграждение (моральное и (или) материальное).
Данная модель редко реализуется
в отношении руководителей
"Змея". Данная модель предусматривает перемещение работника с одной должности на другую путем назначения. Срок пребывания в каждой должности - один-два года. Для того чтобы занять высший пост, сотрудник проходит все должности и всесторонне изучает организацию, набирается опыта и повышает свою квалификацию, в результате чего он становится способным объемно смотреть на ситуацию и рассчитывать возможные риски.
"Перепутье". Данная модель карьеры основывается на аттестации работника (руководящего) по истечении определенного срока. В соответствии с данными аттестации могут быть приняты следующие решения:
о повышении сотрудника, если
его профессиональные знания и умения,
потенциал и квалификация, здоровье
и работоспособность
о линейном перемещении, если потенциал руководителя средний;
о понижении, если руководитель не обладает авторитетом у подчиненных, имеет низкую квалификацию и в коллективе часто возникают конфликты.
В управлении персоналом понятие «карьера»
имеет много различных
В современной теории управления человеческими ресурсами под карьерой принято понимать индивидуально осознанные изменения позиции и поведения человека, связанные с относящимся к работе производственным опытом и трудовой деятельностью на протяжении всей рабочей жизни.
Отметим некоторые цели карьеры:
- заниматься видом деятельности или иметь должность, которая соответствует самооценке, доставляет моральное удовлетворение
- работать по профессии
или занимать должность,
- иметь работу или должность,
которая позволяет получать
- иметь работу или должность, которая позволяет продолжать активное обучение
- занимать должность,
Цели карьеры, изменяются с возрастом и ростом квалификации и т.д.
Карьеры различают: профессиональную и внутриорганизационную.
Профессиональная карьера характеризуется тем, что конкретный сотрудник в процессе своей профессиональной деятельности проходит быть различные стадии развития. Они могут быть пройдены в разных организациях.
Внутриорганизационная карьера характеризуется тем, что последовательная смена стадий развития сотрудника происходит в одной организации.
В зависимости от возраста работника различают 5 этапов карьеры:
1. Предварительный этап (до 25 лет) включает учебу и поиск вида деятельности.
2. Этап становления (25-30 лет). В этот период работник осваивает выбранную профессию, приобретает необходимые навыки, формируется его квалификация, происходит самоутверждение.
3. Этап продвижения (30-45 лет). Идет процесс роста квалификации, продвижение по служебной лестнице, накапливается богатый практический опыт, приобретаются навыки, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса.
4. этап сохранения (45-60 лет) характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов: появляется заслуженное уважение, возможен подъем на новые служебные ступени.
5. этап завершения (более 60 лет). Работник подготавливается к уходу на пенсию. Этот период характеризуется кризисом карьеры, испытывается состояние психологического и физиологического дискомфорта, желание сохранить достаточный уровень обеспеченности.