Тема 1.1. Сущность современного менеджмента.
План:
- Основные понятия.
- Цели, задачи и функции менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления.
- Сущность и характерные черты современного менеджмента.
- Основные понятия.
Английское слово «Менеджмент»
происходит от корня латинского слова
«манус» - рука, первоначально оно относилось
к сфере управления животными и означало
искусство управлять лошадьми.
Фундаментальный Оксфордский
словарь английского языка так
определяет менеджмент:
- способ, манера общения с людьми;
- власть и искусство управления;
- особого рода умения и административные навыки;
- орган управления, административная единица.
В современной теории и
практике под менеджментом понимается
процесс руководства (управления) отдельным
работником, рабочей группой и
организацией в целом.
Менеджмент – это обстать знаний и профессиональная
деятельность, направленная на формирование
и обеспечение целей организации и их
достижение путем рационального использование
имеющихся ресурсов.
Менеджмент – управление производством,
совокупность принципов, методов и средств,
форм управления, разработанных с целью
повышения эффективности производства
и увеличения прибыли.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных
целей, используя труд, интеллект, мотивы
поведения других людей.
Менеджер – это профессионал по организации
и управлению производством, сбытом и
сервисом, обладающий административно
-хозяйственностью самостоятельностью.
Менеджер - это наемный рабочий по организации
и управлению производством, специалист
по управлению.
Управление – это процесс планирования
организации, мотивации и контроля необходимый
для того, чтобы сформировать и достичь
цели организации.
- Цели, задачи и функции менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления.
Менеджмент как процесс
управления организаций, будь то искусство
или способ руководства, планирования
и контроля, используя практически
во всех сферах деятельности организации.
Менеджмент как наука
– наука управления, проявившая
на базе практической деятельности по
управлению организации, имеющая свой
предмет изучения, свои специфические
проблемы и подходы их решению. Научную
основу этой дисциплины составляют вся
сумма знаний об управлении, накопленный
за сотни лет практики и представленная
в виде концепций, теорий, принципов,
способов форм и управления.
Цели и задачи менеджмента
различаются. Цель – это результат
деятельности организации, заданная точка,
которую необходимо достичь. Те цели,
которые устанавливает менеджмент
для развития организации, являются
основными направляющими деятельности
предприятия в целом. В основе
целеполагания лежат гипотезы и
прогнозы. От того, как точно будут
сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы,
будет зависеть положительный результат
в будущем. Чем больше временная
составляющая прогноза, тем сложнее
делать предположения и выдвигать
гипотезы, тем неопределённее будущее.
Общие цели менеджмента –
это прогнозирование, планирование
и достижение запланированных результатов.
Основополагающая цель менеджмента
любой организации – обеспечение
прибыльности этой организации. Также
выделяют такие цели, как управление
производством, раскрытие кадрового
потенциала и его использование,
повышение уровня квалификации персонала
и его стимулирование. Цель менеджмента
– управление, которое ориентируется
на конечный положительный результат
и успешную деятельность всей организации.
В задачи входит конкретный
временной промежуток на исполнение
или достижение определённых целей.
Задача – это определённая последовательность
заданий, исполнение которых приводит
к достижению цели. Итак, рассмотрим
цели и задачи менеджмента подробнее.
Задачи менеджмента:
- организация производства товаров и
услуг с учетом спроса потребителей;
- использование работников, обладающих
высокой квалификацией;
- стимулирование сотрудников организации
путем создания для них комфортных условий
труда и системы его оплаты;
- определение необходимых ресурсов и
источников их обеспечения;
- разработка стратегии развития организации
и реализация;
- определение целей развития организации;
- выработка системы мероприятий для достижения
намеченных целей;
- осуществление контроля за эффективностью
деятельности организации, за выполнением
поставленных задач.
Функции менеджмента:
Функции менеджмента сформировал,
в 1916 году сформировал А. Файоль.
- Планирование;
- Организация;
- Координация;
- Контроль;
- Распорядительство.
Принципы управления –
это общие закономерности и устойчивые
требования, соблюдение которых обеспечивает
эффективное развитее организации.
Принципы управления:
- Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход в управлении необходим, так как управлять предприятием без знаний невозможно плюс в условиях рынка иногда приходиться импровизировать;
- Целенаправленность. Процесс управления должен всегда осуществлять не так просто, а с ориентаций на решение конкретных проблем стоящих пред организацией;
- Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту или процессу с учетом его особенностей, но в тоже время единство организации предполагает и общие подходы к управлению ею.
- Последовательность. Опрерации, из которых состоит управленческий процесс, располагается в строго определенном порядке как в пространстве так и во времени. В ряде случаев последовательность операций может иметь цикличный характер, предполагающий их повтор через определенные промежутки времени (например, составление бухгалтерской отечности);
- Непрерывность. Производственно хозяйственные процессы непрерывны;
- Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и групповое поведение;
- Обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене.
- Состязательность участников управления. На основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью материального, морального и организационного поощрения.
- Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.
Объекты и субъекты
управления:
Объект менеджмента - это все, на что ориентированы
управленческие воздействия субъекта.
Объектом могут выступать
персонал организации, ее конкуренты,
поставщики, производство, сбыт, финансы,
информация и д.р.
Субъект менеджмента – это человек (группа людей),
создающий управленческие воздействия.
Субъекты и объекты
менеджмента в совокупности –
это система управления организации.
- Сущность и характерные черты современного менеджмента.
В современном менеджменте
выделяют следующие черты:
- Системный подход к управлению;
- Ситуационный принцип управления;
- Определяющая роль организационной культуры;
- Механизация и автоматизация управленческих процессов;
- Демократизация управления.
Основные тенденции современной
международной экономики – интернационализация
(возрастание роли экономической деятельности,
не ограниченной национальными и географическими
рамками) и глобализация (возрастания
значения международных контактов по
сравнению со значимостью контактов внутренних).
Под влиянием данных тенденций
в менеджменте происходит развитие
концепций, соответствующих условиям
хозяйствования:
- реинжиниринг — теория и методы комплексного оздоровления организации, ликвидации организационных наслоений, совершенствования ее управления с реконструкцией всех элементов управления. Механизм управления настраивается на овладение рынком посредством анализа его емкости, организации сбыта, путей стимулирования продаж, повышения конкурентоспособности товаров и услуг;
- концепция внутренних рынков подразумевает перенос закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннее взаимодействие структурных подразделений организации: экономически самостоятельные подразделения могут оперативно изменять производство товаров, систему отношений с потребителями и т. д.;
- концепция экологически осознанного руководства предприятием подразумевает, что предприятие — часть природного кругооборота, в центр внимания попадают экологические процессы. Здесь важнейшие цели предприятия: защита ресурсов, ограничение выбросов, сокращение отходов, производство безвредных, ресурсосберегающих продуктов, ограничение риска (предотвращение аварий и др.);
- концепция менеджмента без иерархии, ставящая цели: отказ отлегитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и информацией; деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»; учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования; утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат; учет экономических требований в принятии управленческих решений.
- Just-in Time Producton (точно в срок) — философия менеджмента, нацеленная на устранение потерь в производстве и смежных с ним сферах деятельности; изготовлению подлежит только то количество продукции, которое необходимо к заданному сроку;
- Total Quality Control (всеобщий контроль качества) — концепция гарантированного качества, предполагающая охват работников всех производственных звеньев, для полноты удовлетворения запросов потребителя;
- Total Productive Maintenance (всеобщее повышение эффективности производства) — концепция, ориентирующая на комплексное повышение эффективности производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации;
- бенчмаркинг — направлен на мониторинг последних достижений основных конкурентов во всех функциональных сферах, тенденций развития техники и технологии и использование этой информации при определении стратегии развития организации.