Сущность современного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 20:06, лекция

Описание

Менеджмент как наука – наука управления, проявившая на базе практической деятельности по управлению организации, имеющая свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы их решению. Научную основу этой дисциплины составляют вся сумма знаний об управлении, накопленный за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов форм и управления.

Содержание

1. Основные понятия.
2. Цели, задачи и функции менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления.
3. Сущность и характерные черты современного менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

Тема 1.docx

— 21.40 Кб (Скачать документ)

Тема 1.1. Сущность современного менеджмента.

План:

  1. Основные понятия.
  2. Цели, задачи и функции менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления.
  3. Сущность и характерные черты современного менеджмента.

 

  1. Основные понятия.

Английское слово «Менеджмент» происходит от корня латинского слова  «манус»  - рука, первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управлять лошадьми.

Фундаментальный Оксфордский  словарь английского языка так  определяет менеджмент:

  1. способ, манера общения с людьми;
  2. власть и искусство управления;
  3. особого рода умения и административные навыки;
  4. орган управления, административная единица.

В современной теории и  практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным  работником, рабочей группой и  организацией в целом.

Менеджмент – это обстать знаний и профессиональная деятельность, направленная на формирование и обеспечение целей организации и их достижение путем рационального использование имеющихся ресурсов.

Менеджмент – управление производством, совокупность принципов, методов и средств, форм управления, разработанных с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей.

Менеджер – это профессионал по организации и управлению производством, сбытом и сервисом, обладающий административно -хозяйственностью самостоятельностью.

Менеджер - это наемный рабочий по организации и управлению производством, специалист по управлению.

Управление – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

  1. Цели, задачи и функции менеджмента. Принципы управления. Объекты и субъекты управления.

Менеджмент как процесс  управления организаций, будь то искусство  или способ руководства, планирования и контроля, используя практически  во всех сферах деятельности организации.

Менеджмент как наука  – наука управления, проявившая на базе практической деятельности по управлению организации, имеющая свой предмет изучения, свои специфические  проблемы и подходы их решению. Научную  основу этой дисциплины составляют вся  сумма знаний об управлении, накопленный  за сотни лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов форм и управления.

Цели и задачи менеджмента  различаются. Цель – это результат  деятельности организации, заданная точка, которую необходимо достичь. Те цели, которые устанавливает менеджмент для развития организации, являются основными направляющими деятельности предприятия в целом. В основе целеполагания лежат гипотезы и  прогнозы. От того, как точно будут  сделаны прогнозы и обоснованы гипотезы, будет зависеть положительный результат  в будущем. Чем больше временная  составляющая прогноза, тем сложнее  делать предположения и выдвигать  гипотезы, тем неопределённее будущее.

Общие цели менеджмента –  это прогнозирование, планирование и достижение запланированных результатов. Основополагающая цель менеджмента  любой организации – обеспечение  прибыльности этой организации. Также  выделяют такие цели, как управление производством, раскрытие кадрового  потенциала и его использование, повышение уровня квалификации персонала  и его стимулирование. Цель менеджмента  – управление, которое ориентируется  на конечный положительный результат  и успешную деятельность всей организации.

В задачи входит конкретный временной промежуток на исполнение или достижение определённых целей. Задача – это определённая последовательность заданий, исполнение которых приводит к достижению цели. Итак, рассмотрим цели и задачи менеджмента подробнее.

Задачи менеджмента:

  • организация производства товаров и услуг с учетом спроса потребителей; 
  • использование работников, обладающих высокой квалификацией;
  • стимулирование сотрудников организации путем создания для них комфортных условий труда и системы его оплаты; 
  • определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения; 
  • разработка стратегии развития организации и реализация;
  • определение целей развития организации;
  • выработка системы мероприятий для достижения намеченных целей; 
  • осуществление контроля за эффективностью деятельности организации, за выполнением поставленных задач.

 

Функции менеджмента:

Функции менеджмента сформировал, в 1916 году сформировал А. Файоль.

  1. Планирование;
  2. Организация;
  3. Координация;
  4. Контроль;
  5. Распорядительство.

Принципы управления –  это общие закономерности и устойчивые требования, соблюдение которых обеспечивает эффективное развитее организации.

Принципы управления:

  1. Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход в управлении необходим, так как управлять предприятием без знаний невозможно плюс в условиях рынка иногда приходиться импровизировать;
  2. Целенаправленность. Процесс управления должен всегда осуществлять не так просто, а с ориентаций на решение конкретных проблем стоящих пред организацией;
  3. Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту или процессу с учетом его особенностей, но в тоже время единство организации предполагает и общие подходы к управлению ею.
  4. Последовательность. Опрерации, из которых состоит управленческий процесс, располагается в строго определенном порядке как в пространстве так и во времени. В ряде случаев последовательность операций может иметь цикличный характер, предполагающий их повтор через определенные промежутки времени (например, составление бухгалтерской отечности);
  5. Непрерывность. Производственно хозяйственные процессы непрерывны;
  6. Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей  межличностных отношений и групповое поведение;
  7. Обеспечение единства прав и ответственности в каждом его звене.
  8. Состязательность участников управления. На основе личной заинтересованности в успехе, поддерживаемой с помощью материального, морального и организационного поощрения.
  9. Максимально широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений.

Объекты и субъекты управления:

Объект менеджмента - это все, на что ориентированы управленческие воздействия субъекта.

Объектом могут выступать  персонал организации, ее конкуренты, поставщики, производство, сбыт, финансы, информация и д.р.

Субъект менеджмента – это человек (группа людей), создающий управленческие воздействия.

Субъекты и объекты  менеджмента в совокупности –  это система управления организации.

 

  1. Сущность и характерные черты современного менеджмента.

В современном менеджменте выделяют следующие черты:

  1. Системный подход к управлению;
  2. Ситуационный принцип управления;
  3. Определяющая роль организационной культуры;
  4. Механизация и автоматизация управленческих процессов;
  5. Демократизация управления.

Основные тенденции современной международной экономики – интернационализация (возрастание роли экономической деятельности, не ограниченной национальными и географическими рамками) и глобализация (возрастания значения международных контактов по сравнению со значимостью контактов внутренних).

Под влиянием данных тенденций  в менеджменте происходит развитие концепций, соответствующих условиям хозяйствования:

        • реинжиниринг — теория и методы комплексного оздоровления организации, ликвидации организационных наслоений, совершенствования ее управления с реконструкцией всех элементов управления. Механизм управления настраивается на овладение рынком посредством анализа его емкости, организации сбыта, путей стимулирования продаж, повышения конкурентоспособности товаров и услуг;
  • концепция внутренних рынков подразумевает перенос закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннее взаимодействие структурных подразделений организации: экономически самостоятельные подразделения могут оперативно изменять производство товаров, систему отношений с потребителями и т. д.;
  • концепция экологически осознанного руководства предприятием подразумевает, что предприятие — часть природного кругооборота, в центр внимания попадают экологические процессы. Здесь важнейшие цели предприятия: защита ресурсов, ограничение выбросов, сокращение отходов, производство безвредных, ресурсосберегающих продуктов, ограничение риска (предотвращение аварий и др.);
  • концепция менеджмента без иерархии, ставящая цели: отказ отлегитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и информацией; деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»; учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулирования; утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экономический результат; учет экономических требований в принятии управленческих решений.
  • Just-in Time Producton (точно в срок) — философия менеджмента, нацеленная на устранение потерь в производстве и смежных с ним сферах деятельности; изготовлению подлежит только то количество продукции, которое необходимо к заданному сроку;
  • Total Quality Control (всеобщий контроль качества) — концепция гарантированного качества, предполагающая охват работников всех производственных звеньев, для полноты удовлетворения запросов потребителя;
  • Total Productive Maintenance (всеобщее повышение эффективности производства) — концепция, ориентирующая на комплексное повышение эффективности производственной системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников организации;
  • бенчмаркинг — направлен на мониторинг последних достижений основных конкурентов во всех функциональных сферах, тенденций развития техники и технологии и использование этой информации при определении стратегии развития организации.

Информация о работе Сущность современного менеджмента