Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:38, контрольная работа
Целью исследования является изучение японской модели менеджмента и возможность ее применения в российских условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
изучить особенности японской модели менеджмента;
сравнить японскую и американскую модели менеджмента;
изучить особенности современной российской экономики и возможности совершенствования управления и развития менеджмента с учетом японского опыта менеджмента.
Введение…………………………………………………………………... 2
1. Японская модель менеджмента…………………………………….. 4
2. Сравнительная оценка американской и японской модели менедж-мента……………………………………………………………. 10
3. Специфика менеджмента в России и возможности применения американского и японского опыта управления на российских предприятиях…………………………………………………………
13
Заключение……………………………………………………………….. 17
Список использованной литературы……………………………………. 19
Приложение………………………………………………………………. 20
Содержание
Введение………………………………………………………… |
2 | |
1. | Японская модель менеджмента…………………………………….. | 4 |
2. | Сравнительная
оценка американской и японской модели
менеджмента………………………………………………… |
10 |
3. | Специфика менеджмента
в России и возможности применения
американского и японского опыта управления
на российских предприятиях……………………………………………… |
13 |
Заключение…………………………………………………… |
17 | |
Список использованной литературы……………………………………. | 19 | |
Приложение…………………………………………………… |
20 |
Введение
В настоящее время происходят коренные изменения в управлении всеми сферами человеческой деятельности. Ликвидация старой административно – командной системы управления открыла дорогу для внедрения в России новейших достижений науки управления, накопленного в течение многих десятилетий опыта рациональной организации человеческой деятельности, стимулирования работников в высокопродуктивному труду в условиях либерализации экономики [4]. Особенный интерес для российских менеджеров несомненно представляет японская модель менеджмента, которая на практике доказала свою эффективность.
Данное обстоятельство и свидетельствует об актуальности выбранной темы контрольной работы.
Степень разработанности исследуемой проблемы весьма высока. Зарубежные и отечественные исследователи в своих работах весьма часто рассматривают вопросы, касающиеся особенностей развития менеджмента в США, Японии и других развитых странах. Особенно необходимо отметить следующих авторов: Друкер П. «Эффективное управление»; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.М. «Основы менеджмента»; Дафт Ричард Л. Менеджмент«; Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. «Менеджмент»; Хохлова Т.П. «Основы менеджмента»; Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент» и др.
Целью исследования является изучение японской модели менеджмента и возможность ее применения в российских условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
В качестве методов исследования в контрольной работе предлагается использовать метод сравнения, метод анализа и синтеза.
Объектом исследования являются модели управления.
Предмет исследования – японская модель менеджмента.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных ученых: Белорусов А.С. «Международный менеджмент»; «Менеджмент»/ под ред. Н. Ю. Чаусова, О.А. Калугина/; Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. «Менеджмент».
Контрольная
работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка использованной литературы.
Менеджмент – это знания и деятельность в области управления в организациях. Менеджмент имеет общие черт, свойственные всем видам управления (в живой и неживой природе, обществе), и особенные черты [7]. Общие черты отражают законы управления. Они действительны и в описании действий людей и их отношений между собой. Существенная особенность социального управления в целом и менеджмента как одной из его разновидностей – то, что объективные законы управления в нем проявляются через субъективные действия людей, являющиеся результатом осознанного или не вполне осознанного выбора. Отсюда и начинается проявление особенностей управления в организациях, обусловленных разным ментальным и этническим восприятием модели окружающей действительности.
В разных социумах возникают разные формы механизмов социального управления, причем с очень заметными принципиальными различиями. Актуальность знания и понимания национальных особенностей управления возрастает в связи с развитием процессов глобализации и связанной с этим необходимостью работы менеджеров в условиях различных национальных культур.
Наиболее ярко культурные и институциональные различия стилей менеджмента проявляются в Японии, США и России. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру, общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно – экономическим укладом страны.
Японские методы управления в значительной степени отличаются от американских и российских:
Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность работы предприятия главным образом за счет повышения производительности труда работников. По мнению японского специалиста по менеджменту Х.Иосихары, можно выделить следующие основные принципы японского управления:
В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.
Перечень наиболее распространенных в мире приемов японского менеджмента и их вклад в повышение уровня конкурентоспособности продукции приведен в табл. 1.1. [1]
Табл. 1.1
Наиболее распространенные принципы японского стиля менеджмента
Принцип | Описание | Вклад в повышение уровня конкурентоспособности |
1 | 2 | 3 |
В сфере производства | ||
Точно в срок | Поставщики поставляют исходные материалы и комплектующие вовремя и в объеме, необходимом заказчику | Сокращаются складские расходы и устраняется необходимость испытаний поставляемой продукции |
Кружки контроля качества | Добровольное участие рабочих и служащих в контроле качества с целью улучшения продукции | Коллектив становится сплоченнее |
Гибкая специализация | Рабочие взаимозаменяемы в бригаде и не ограничены узкой специализацией | Создаются условия быстрого переналаживания производственных линий на выпуск новой продукции, гибкость производства |
В сфере экологии | ||
Неуклонное соблюдение норм по охране окружающей среды и техники, безопасности | Четкие и конкретные формулировки норм и стандартов | Сокращение расходов на охрану окружающей среды |
Человеческие ресурсы и производственные отношения | ||
Продвижение по служебной лестнице и бригадный метод работы | Определяется стажем работы. Заработная плата зависит от результатов работы бригады | Простота управления массовым производством. Стабильные производственные отношения |
Поощрение в зависимости от качества исполнения | Оплата в прямой зависимости от качества и количества выпущенной продукции | Увеличивается выпуск продукции и упрощается определение уровня заработной платы |
Кружки совершенствования производства | Непрерывное совершенствование производственного процесса. Вовлечение в производственную и маркетинговую политику рабочих, инженеров и менеджеров | Устанавливаются прочные стабильные производственные отношения между рабочими, инженерами и менеджерами |
Кружки инициативных работников | Поощрение письменных предложений каждого работника фирмы о любом улучшении производства | Улучшаются условия труда на каждом рабочем месте, повышается степень участия каждого работника в процессе производства |
Автономия департаментов компании | Автономия принятия решений в департаменте компании | Упрощается координация в принятии решений. Оперативное решение локальных проблем. Укрепление чувства единства сотрудников департамента |
Ступенчатый метод принятия решений | В обсуждении вариантов важных решений принимают участие рабочие. Следующая стадия обсуждения — руководство компании. Решение принимается консенсусом | С расширением круга участников обсуждения повышается степень объективности решения |
Ротация рабочих и служащих | Ротация рабочих, инженеров и менеджеров осуществляется по 2-3-годичному циклу между разными департаментами компании, включая зарубежные филиалы | Повышение взаимопонимания и сотрудничества между департаментами компании. Расширение кругозора сотрудников. Ускорение решения проблем в рамках компании |
Пожизненный наем на работу | Повышается преданность компании | Повышение уровня квалификации сотрудников |
Заработная плата выше у старших по должности | Более сильным сотрудникам с большим стажем предоставляются более высокие посты и более высокая заработная плата | У рабочих и служащих повышаются мотивация к росту по службе и преданность компании |
Широкая специализация членов производственной бригады | Бригада осуществляет полный производственный цикл | Увеличивается производительность труда путем замены монотонных операций каждого на многофункциональный, согласованный труд |
Профсоюзы на предприятии | В рамках профсоюзов осуществляются периодические консультации рабочих с менеджерами | Улучшаются производственные отношения, сокращаются случаи конфликтов и саботажа, рабочие и служащие консолидируются с целями компании |
Организация управления | ||
Разделение на департаменты | Генеральная администрация координирует автономные департаменты в рамках единой стратегии компании | Упрощается схема управления, предоставляется возможность производственным департаментам развивать и совершенствовать выпуск отдельных видов продукции |
Бизнес-единицы | Каждая бизнес-единица в рамках компании ответственна за свою прибыльность | Освобождает высшие эшелоны руководства компании от принятия решений на уровне департаментов |
Система контроля
Управленческой контроль на японских предприятиях осуществляется не за счет директив, а путем оказания помощи и выявлении слабых звеньев в производственном процессе, т.е. его модель: «проверка - помощь», а не «выявление - наказание».
Для сохранения дисциплины и улучшения качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. В качестве вознаграждения используются: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск.
Управление трудовыми ресурсами
Японские корпорации управляют своими служащими таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и др.
Но существует и большая разница между американским и японским управлением трудовыми ресурсами:
Рабочие имеют свободный доступ к администрации, поскольку успех фирмы – это и их успех.
Система управления качеством
Историческими предпосылками управления качеством явилось общегосударственное движение «За отсутствие недостатков», которое переросло в комплексный метод управления качеством. Причем изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках качества.
Профсоюзы в Японии
Профсоюзы
в Японии не разделяются по профессиям,
а являются союзом рабочих одной
фирмы, поэтому они разделяют такие ценности
менеджмента, как производительность,
прибыльность и рост. Но они имеют свое
лицо, сохраняя независимость, постоянно
следя за правильным соблюдением всех
согласованных норм, а менеджмент предприятия
воспринимает профсоюз как законного
посредника между управлением и рабочими
в вопросах заработной платы. Профсоюзы
в Японии постоянно ищут пути и методы
улучшения жизни рабочих, без ущерба для
фирмы. Они понимают, что условия для жизни
рабочих, в конечном счете, зависят от
процветания фирмы.
2. Сравнительная оценка американской и японской модели менеджмента
Концептуальные и теоретические основы менеджмента сформулированы в США. Поэтому различные национальные модели управления зачастую рассматриваются в научной литературе как конкретизация концептуально – теоретических основ менеджмента, либо как особенности организационных культур [7].
Весьма интересы для сравнительной оценки американской и японской модели менеджмента мысли И. Иошимури связанные с религиозной этикой, его сравнение японского и западноевропейский менталитетов, табл. 2.1.
Табл.2.1
Характеристика менталитетов С. Иошимури
Факторы анализа |
| |
|
западноевропейский | |
Мир и его восприятие (понимание мира, средства восприятия) | Монизм. Интуитивные чувства | Дуализм. Смысловой аналогизм |
Природа и судьба (установки) | Идентификация. Покорность судьбе, согласие, стойкость | Доминирование. Вызов, ориентация на прогресс, преодоление |
Поведение (источники норм, детерминанты поведения, критерии оценки) | Группа; окружающая ситуация; установки личности | Индивид; принципы учений; интеллектуальные или функциональные способности |
Социальные отношения (межличностные отношения, отношения «человек — организация», характеристика организации) | Компромисс, гармония, идентификация. Симбиоз, идентификация. Закрытость, стабильность | Конфронтация, конкуренция, критика. Противостояние, сосуществование. Открытость, нестабильность |