Сущность японской системы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 20:38, контрольная работа

Описание

Целью исследования является изучение японской модели менеджмента и возможность ее применения в российских условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
изучить особенности японской модели менеджмента;
сравнить японскую и американскую модели менеджмента;
изучить особенности современной российской экономики и возможности совершенствования управления и развития менеджмента с учетом японского опыта менеджмента.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... 2
1. Японская модель менеджмента…………………………………….. 4
2. Сравнительная оценка американской и японской модели менедж-мента……………………………………………………………. 10
3. Специфика менеджмента в России и возможности применения американского и японского опыта управления на российских предприятиях…………………………………………………………
13
Заключение……………………………………………………………….. 17
Список использованной литературы……………………………………. 19
Приложение………………………………………………………………. 20

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………... 2
1. Японская  модель менеджмента…………………………………….. 4
2. Сравнительная оценка американской и японской модели менеджмента……………………………………………………………. 10
3. Специфика менеджмента  в России и возможности применения американского и японского опыта управления на российских предприятиях…………………………………………………………  
13
Заключение……………………………………………………………….. 17
Список  использованной литературы……………………………………. 19
Приложение………………………………………………………………. 20
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     В настоящее время происходят коренные изменения в управлении всеми сферами человеческой деятельности. Ликвидация старой административно – командной  системы управления открыла дорогу для внедрения в России новейших достижений науки управления, накопленного в течение многих десятилетий опыта рациональной организации человеческой деятельности, стимулирования работников в высокопродуктивному труду в условиях либерализации экономики [4].  Особенный интерес для российских менеджеров несомненно представляет японская модель менеджмента, которая на практике доказала свою эффективность.

     Данное  обстоятельство и свидетельствует  об актуальности выбранной темы контрольной работы.

     Степень разработанности  исследуемой проблемы весьма высока. Зарубежные и отечественные исследователи в своих работах весьма часто рассматривают вопросы, касающиеся особенностей развития менеджмента в США, Японии и других развитых странах. Особенно необходимо отметить следующих авторов: Друкер П. «Эффективное управление»; Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.М. «Основы менеджмента»; Дафт Ричард Л. Менеджмент«; Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. «Менеджмент»; Хохлова Т.П. «Основы менеджмента»; Виханский О.С., Наумов А.И. «Менеджмент» и др.

     Целью исследования является  изучение японской модели менеджмента и возможность ее применения в российских условиях.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:

  • изучить особенности японской модели менеджмента;
  • сравнить японскую и американскую модели менеджмента;
  • изучить особенности современной российской экономики и возможности совершенствования управления и развития менеджмента с учетом японского опыта менеджмента.

     В качестве методов исследования в контрольной работе предлагается использовать метод сравнения, метод анализа и синтеза.

     Объектом  исследования являются модели управления.

     Предмет исследования – японская  модель менеджмента.

     Теоретической базой исследования послужили работы отечественных ученых: Белорусов А.С. «Международный менеджмент»; «Менеджмент»/ под ред. Н. Ю. Чаусова, О.А. Калугина/; Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. «Менеджмент».

     Контрольная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Японская  модель менеджмента

     Менеджмент  – это знания и деятельность в области управления в организациях. Менеджмент имеет общие черт, свойственные всем видам управления (в живой и неживой природе, обществе), и особенные черты [7]. Общие черты отражают законы управления. Они действительны и в описании действий людей и их отношений между собой. Существенная особенность социального управления в целом и менеджмента как одной  из его разновидностей – то, что объективные законы управления в нем проявляются через субъективные  действия людей, являющиеся результатом  осознанного или не вполне осознанного выбора. Отсюда и начинается проявление особенностей управления в организациях, обусловленных разным ментальным и этническим восприятием модели окружающей действительности.

     В разных социумах возникают разные формы механизмов социального управления, причем с очень заметными принципиальными различиями. Актуальность знания и понимания национальных особенностей управления возрастает в связи с развитием процессов глобализации и связанной с этим необходимостью работы менеджеров в условиях различных национальных культур.

     Наиболее  ярко культурные и институциональные  различия стилей менеджмента проявляются в Японии, США и России. Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру, общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно – экономическим укладом страны.

     Японские  методы управления в значительной степени  отличаются от американских и российских:

  • японский менеджмент основан на коллективизме. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом;
  • основным предметом управления в Японии являются трудовые ресурсы.

     Цель, которую ставит перед собой японский управляющий, - повысить эффективность  работы предприятия главным образом  за счет повышения производительности труда работников. По мнению японского специалиста по менеджменту Х.Иосихары, можно выделить следующие основные принципы японского управления:

  1. гарантия занятости и создание обстановки доверительности;
  2. гласность и ценности корпорации;
  3. управление, основанное на информации;
  4. управление, ориентированное на качество;
  5. поддержание чистоты и порядка.

     В целом японское управление отличает упор на улучшение человеческих отношений: согласованность, групповую ориентацию, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.

     Перечень  наиболее распространенных в мире приемов  японского менеджмента и их вклад в повышение уровня конкурентоспособности продукции приведен в табл. 1.1. [1]

Табл. 1.1

Наиболее  распространенные принципы японского стиля менеджмента

Принцип Описание Вклад в повышение  уровня конкурентоспособности
1 2 3
В сфере производства
Точно в срок Поставщики  поставляют исходные материалы и комплектующие вовремя и в объеме, необходимом заказчику Сокращаются складские  расходы и устраняется необходимость испытаний поставляемой продукции
Кружки  контроля качества Добровольное  участие рабочих и служащих в контроле качества с целью улучшения продукции Коллектив становится сплоченнее
Гибкая  специализация Рабочие взаимозаменяемы в бригаде и не ограничены узкой специализацией Создаются условия  быстрого переналаживания производственных линий на выпуск новой продукции, гибкость производства
В сфере экологии
Неуклонное    соблюдение     норм по  охране  окружающей     среды и  техники, безопасности Четкие и  конкретные формулировки норм и стандартов Сокращение  расходов на охрану окружающей среды
Человеческие  ресурсы и производственные отношения
Продвижение  по служебной   лестнице и бригадный метод работы Определяется  стажем  работы. Заработная плата зависит от результатов работы бригады Простота управления массовым производством. Стабильные производственные отношения
Поощрение в зависимости от качества   исполнения Оплата в  прямой зависимости от качества и количества выпущенной продукции Увеличивается выпуск продукции и упрощается определение уровня заработной платы
Кружки  совершенствования производства Непрерывное совершенствование производственного процесса.  Вовлечение в производственную и маркетинговую политику рабочих, инженеров и менеджеров Устанавливаются прочные стабильные производственные отношения между рабочими, инженерами и менеджерами
Кружки  инициативных  работников Поощрение письменных предложений каждого работника фирмы о любом улучшении производства Улучшаются  условия труда на каждом рабочем месте, повышается степень участия каждого работника в процессе производства
Автономия департаментов   компании Автономия принятия решений в департаменте компании Упрощается  координация в принятии решений. Оперативное решение локальных проблем. Укрепление чувства единства сотрудников департамента
Ступенчатый метод принятия решений В обсуждении вариантов  важных решений принимают участие рабочие. Следующая стадия обсуждения — руководство компании. Решение принимается консенсусом С расширением  круга участников обсуждения повышается степень объективности решения
Ротация  рабочих и служащих Ротация   рабочих,   инженеров и менеджеров осуществляется по 2-3-годичному циклу между разными департаментами компании, включая зарубежные филиалы Повышение взаимопонимания  и сотрудничества между департаментами компании. Расширение кругозора сотрудников. Ускорение решения проблем в рамках компании
Пожизненный наем на работу Повышается  преданность компании Повышение уровня квалификации сотрудников
Заработная  плата выше у старших по должности Более   сильным   сотрудникам с большим стажем предоставляются более высокие посты и более высокая заработная плата У рабочих и  служащих повышаются мотивация к росту по службе и преданность компании
Широкая специализация    членов производственной бригады Бригада осуществляет полный производственный цикл Увеличивается производительность труда путем замены монотонных операций каждого на многофункциональный, согласованный труд
Профсоюзы на предприятии В рамках профсоюзов осуществляются   периодические   консультации рабочих с менеджерами Улучшаются  производственные отношения, сокращаются случаи конфликтов и саботажа, рабочие и служащие консолидируются с целями компании
Организация управления
Разделение  на департаменты Генеральная администрация  координирует автономные департаменты в рамках единой стратегии компании Упрощается  схема управления, предоставляется возможность производственным департаментам развивать и совершенствовать выпуск отдельных видов продукции
Бизнес-единицы Каждая бизнес-единица  в рамках компании ответственна за свою прибыльность Освобождает высшие эшелоны руководства компании от принятия решений на уровне департаментов
 

     Система контроля

     Управленческой  контроль на японских предприятиях осуществляется не за счет директив, а путем оказания помощи и выявлении слабых звеньев  в производственном процессе, т.е. его модель: «проверка - помощь», а не «выявление - наказание».

     Для сохранения дисциплины и улучшения  качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение, чем на наказание. В качестве вознаграждения используются: грамоты, подарки или деньги и дополнительный отпуск.

     Управление  трудовыми ресурсами

     Японские  корпорации управляют своими служащими  таким образом, чтобы последние работали максимально эффективно. Для достижения этой цели японские корпорации используют американскую технику управления кадрами, в том числе эффективные системы заработной платы, анализа организации труда и рабочих мест, аттестации служащих и др. 

     Но  существует и большая разница  между американским и японским управлением  трудовыми ресурсами:

  • японские корпорации в большей степени используют преданность своих служащих компаний;
  • японские корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже. Работник, перешедший в другую компанию, лишается трудового стажа и начинает все снова. Но пожизненный наем в Японии – это не юридическое право. Фирма морально обязана заботиться о своем работнике  вплоть до выхода на пенсию.
  • менеджментом больше всего ценятся такие качества работников, как взаимное доверие, гармония и понимание, поддержка в решении задач, стоящих перед группой. Отдельных работников редко упрекают за неудачи, особенно если это творческие неудачи или связанные с рискованным предприятием.
  • система группового принятия решений Ринги. Подчиненные формируют связи предложения и передают их заинтересованным лицам. После того как групповым обсуждениям поставлены общие задачи, каждый работник определяет свои собственные и приступает  к их выполнению. У каждого есть уверенность, что старший всегда поможет выйти из сложного положения. Акцент делается не на избежание неудач, а на достижение положительного результата;
  • менеджеры в Японии постоянно разъясняют  цели и политику компании  своим рабочим, которые могут свободно высказывать свое мнение по этому поводу.

     Рабочие имеют свободный доступ к администрации, поскольку успех фирмы – это  и их успех.

     Система управления качеством 

     Историческими предпосылками управления качеством  явилось общегосударственное движение «За отсутствие недостатков», которое переросло в комплексный метод управления качеством. Причем изначально система контроля и управления качеством основывалась на кружках качества.

     Профсоюзы в Японии

     Профсоюзы в Японии не разделяются  по профессиям, а являются союзом рабочих одной  фирмы, поэтому они разделяют такие ценности менеджмента, как производительность, прибыльность и рост. Но они имеют свое лицо, сохраняя независимость, постоянно следя за правильным соблюдением всех согласованных норм, а менеджмент предприятия воспринимает профсоюз как законного посредника между управлением  и рабочими в вопросах заработной платы. Профсоюзы в Японии постоянно ищут пути и методы улучшения жизни рабочих, без ущерба для фирмы. Они понимают, что условия для жизни рабочих, в конечном счете, зависят от процветания фирмы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Сравнительная оценка  американской и  японской модели  менеджмента

     Концептуальные и теоретические основы менеджмента сформулированы в США. Поэтому различные национальные модели управления зачастую рассматриваются в научной литературе как конкретизация концептуально – теоретических основ менеджмента, либо как особенности организационных культур [7].

     Весьма  интересы для сравнительной оценки американской и японской модели менеджмента мысли И. Иошимури связанные с религиозной этикой, его сравнение японского и западноевропейский менталитетов, табл. 2.1.

Табл.2.1

Характеристика  менталитетов С. Иошимури

    Факторы анализа
        Менталитет
     
      японский
    западноевропейский
    Мир и его восприятие (понимание мира, средства восприятия) Монизм. Интуитивные чувства Дуализм. Смысловой  аналогизм
    Природа и судьба (установки) Идентификация. Покорность судьбе, согласие, стойкость Доминирование. Вызов, ориентация на прогресс, преодоление
    Поведение (источники норм, детерминанты поведения, критерии оценки) Группа; окружающая ситуация; установки личности Индивид; принципы учений; интеллектуальные или функциональные способности
    Социальные  отношения (межличностные отношения, отношения «человек — организация», характеристика организации) Компромисс, гармония, идентификация. Симбиоз, идентификация. Закрытость, стабильность Конфронтация, конкуренция, критика. Противостояние, сосуществование. Открытость, нестабильность

Информация о работе Сущность японской системы менеджмента