Общая
характеристика ФГУП
ПО «Стрела» г. Оренбург:
миссия, цели и задачи.
Федеральное
государственное
унитарное предприятие
«Производственное
объединение «Стрела» (г.
Оренбург). В настоящее время ФГУП ПО
«Стрела» входит в структуру Российского
авиационно-космического агентства и
относится к числу его ведущих предприятий.
Оно ориентировано на выпуск сложной техники
специального назначения, авиационной
техники, гражданской продукции. По своему
производственно-техническому потенциалу
это многопрофильное предприятие современного
машиностроения одно из крупнейших в оренбургской
области, имеющее перспективы развития.
Резкое снижение государственного заказа
в 90-е гг. заставило предприятие осуществлять
широкомасштабную конверсию и наладить
параллельное производство товаров гражданского
назначения самого широкого ассортимента.
В настоящее время ФГУП ПО «Стрела» почти
не утратило своего организационно технического
потенциала и производит наукоемкую продукцию.
В частности, особое место среди продукции
гражданского назначения занимает производство
легких вертолетов Ка-226.
Миссия
ФГУП ПО «Стрела»:
Производство продукции, удовлетворяющей
потребностям потребителей по определенным
характеристикам, надежности, безопасности,
экономичности, экологичности, цене за
счет внедрения прогрессивных технологических
процессов, форм организации труда и высокопроизводительного
оборудования, а также высококвалифицированного
персонала.
Основные
цели организации
на 2011
- Расширение
сферы деятельности предприятия
- Расширение
объемов сбыта
- Увеличение
показателей производительности труда
- Модернизация
и обновление производственных мощностей
Рис. 1.
Дерево целей ФГУП
ПО «Стрела»
Анализ
инновационного потенциала
№ |
КОМПОНЕНТЫ
БЛОКОВ |
Уровень
состояния
компонентов |
Слабые
стороны |
|
Сильные
стороны |
1.
ПРОДУКТОВЫЙ БЛОК
(оценка качества, рентабельности и
объема продаж продукта, состояния ресурсного
обеспечения и исполнения функций – НИОКР,
производства, реализации, обслуживания
потребителей) |
1.1 |
Состояние продуктового
проекта № 1 (военного назначения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.2 |
Состояние продуктового
проекта № 2 (авиационного назначения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1.3 |
Состояние продуктового
проекта № 3 (гражданского назначения) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния
продуктового блока (портфеля) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ БЛОК
(компоненты функционального блока
– стадии жизненного цикла изделий) |
2.1 |
НИОКР, опытно-экспериментальные
и испытательные работы |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.2 |
Производство:
основное и вспомогательное |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2.3 |
Сбыт (продажи) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния
функционального
блока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.
РЕСУРСНЫЙ БЛОК
|
3.1 |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ
РЕСУРСЫ |
1) |
Сырье, материалы,
топливо и энергия, комплектующие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Площади и рабочие
места, связь и транспорт |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) |
Оборудование
и инструменты |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния
материально-технических
ресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.2 |
ТРУДОВЫЕ
РЕСУРСЫ |
1) |
Состав и компетентность
руководителей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Состав и
квалификация специалистов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) |
Состав и
квалификация рабочих |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния
трудовых ресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.3 |
ИНФОРМАЦИОННЫЕ
РЕСУРСЫ |
1) |
Научно-технический
задел; патенты и «ноу-хау»; научно-техническая
информация |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Экономическая
информация |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) |
Коммерческая
информация |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния
информационных ресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.4 |
ФИНАНСОВЫЕ
РЕСУРСЫ |
1) |
Возможности финансирования
из собственных средств |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Обеспеченность
оборотными средствами |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) |
Обеспеченность
средствами на зарплату |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния
финансовых ресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ИТОГО
ПО ВИДАМ РЕСУРСОВ |
3.1 |
Состояние материально-технических
ресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.2 |
Состояние трудовых
ресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.3 |
Состояние информационных
ресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3.4 |
Состояние финансовых
ресурсов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния
ресурсного блока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
БЛОК
|
4.1 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
СТРУКТУРА |
1) |
Конфигурация:
звенья, диапазон и уровни управления |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Функции: состав
и качество разделения труда |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) |
Качество внутренних
и внешних вертикальных и горизонтальных,
прямых и обратных связей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4) |
Отношения: разделение
прав и ответственности по звеньям |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния
организационной
структуры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4.2 |
ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОЦЕССОВ ПО ВСЕМ ФУНКЦИЯМ И ПРОЕКТАМ |
1) |
Прогрессивность
используемых технологий и методов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Уровень автоматизации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния
технологии |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4.3 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ
КУЛЬТУРА |
1) |
Коммуникационная
система и язык общения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2) |
Традиции, опыт
и вера в возможности организации |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3) |
Трудовая этика
и мотивирование |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния организационной
культуры |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ИТОГО
ПО КОМПОНЕНТАМ ОРГАНИЗАЦИОННОГО
БЛОКА |
4.1 |
Организационная
структура |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4.2 |
Технология
процессов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4.3 |
Организационная
культура |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния
организационного блока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК
|
5.1 |
Общее, функциональное
и проектное руководство |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5.2 |
Система управления:
планирование, организация, контроль,
стимулирование, координация |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5.3 |
Стиль управления
(сочетание автономности и централизации) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния
управленческого
блока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
ИТОГО
ПО БЛОКАМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА |
1 |
Состояние функционального
блока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
Состояние ресурсного
блока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
3 |
Состояние организационного
блока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
Состояние управленческого
блока |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Итоговая
оценка состояния
инновационного потенциала |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Анализ внутренней
среды.
Внутренняя среда
организации – это та часть
общей среды, которая находится
в рамках организации. Она оказывает
постоянное и самое непосредственное
воздействие на функционирование организации.
Главной составляющей внутренней средв
организации являются-потребители.
Основными потребителями
продукции ФГУП ПО «Стрела» является
государство.ФГУП ПО «Стрела» выполняет
заказы : ОАО «РСК «МиГ», корпорации
«Иркут», ФГУП «ГКНПЦ им. Хруничева», ФГУП
«НПО им. С.А. Лавочкина», и других.
Очень важную роль
в деятельности компании играют ее
конкуренты, но так как ФГУП ПО «Стрела»
федеральное предприятие , и выполяет
гос. Заказы , то конкурентов у него
как таковых не имеется.Государство активно
поддерживает это предприятие . В 2006 г.
в соответствии с распоряжением Правительства
РФ от 26.08.04 г. №1124-р Федеральное Государственное
Унитарное Предприятие «Производственное
объединение «Стрела» преобразовано в
открытое акционерное общество «Производственное
объединение «Стрела».
В соответствии
с Указом Президента РФ № 1161 от 13 сентября
2004 г. «Об открытом акционерном обществе
«Военно-промышленная корпорация «Научно-производственное
объединение машиностроения» в 2007 году
ОАО «ПО «Стрела» вошло в состав Военно-промышленной
корпорации «НПО машиностроения».
Важным составляющим
микросреды организации является группа
стратегического влияния, а именно
город или область, в которой
находится предприятие.ФГУП ПО «Стрела»находится
в городе Оренбурге.
Анализ внешней
среды.
На деятельность
предприятия ФГУП ПО «Стрела» непосредственно
влияют факторы внешней среды. В
последние годы российская экономика
росла стабильно высокими темпами,
но в связи с финансово-экономическим
кризисом 2009 года темпы роста существенно
замедлились.Из-за этого сократились гос.заказы
и ФГУП ПО «Стрела» понесла убытки.
Матрица SWOT анализа
|
|
|
Сильные
стороны |
Слабые
стороны |
|
Возможности |
1. Высокий технический
уровень изделия и известный бренд
«Камов» может способствовать продвижению
товара на новые рынки. 2. Развитая сеть
поставщиков дает возможность выбора
более качественных комплектующих, что,
безусловно, улучшает качество и технический
уровень продукции. 3. Наличие многочисленных
модификаций вертолета может способствовать
расширению спроса. 4. Наличие свободных
производственных мощностей дает возможность
удовлетворить увеличение спроса на продукцию
предприятия |
1. Снижение уровня
налогов и стоимости кредитов,
а так же высокий спрос на
вертолеты необходимо использовать для
проведения грамотной ценовой политики.
2. Недостаточно активное продвижение
товара на внешний рынок, ограниченный
рекламный бюджет и слабая сеть распределения
могут значительно осложнить завоевание
новых рынков. 3. Государственная поддержка
предприятия может компенсировать дефицит
финансовых ресурсов. |
|
Угрозы |
1. Наличие свободных
производственных мощностей, больших
складских помещений, отдельных
видов ресурсов должно значительно
снизить уровень необходимых
инвестиций и зависимость от
кредиторов. 2. Упор на высокий
технический уровень при продвижении
продукции должен помочь преодолеть
барьеры выхода на рынок 3. Использование
известного бренда «Камов» в качестве
эффективного средства ведения конкурентной
борьбы. 4. Повышение заработной платы
ускоренными темпами должно предотвратить
утечку высокопрофессиональных кадров. |
1. Линейно-функциональная
структура может замедлить реакцию
предприятия на поведение уже
существующих конкурентов и появление
новых. 2. Изношенность значительной
части оборудования, нехватка квалифицированных
инженерно-технических кадров, слабое
продвижение товара могут усилить конкурентное
давление. 3. Устаревшая система качества
может затруднить преодоление рыночных
барьеров. 4. Невыгодные условия поставки
могут заставить заказчиков перейти к
конкурентам 5. Низкий уровень заработной
платы будет способствовать дальнейшему
сокращению на предприятия профессиональных
работников среднего возраста, т. е. тех
кто еще может реализовать себя в др. сферах.
6. Отсутствие серьезной финансовой политики
и недостаточно устойчивое финансовое
состояние предприятия может привести
к проблемам с платежеспособностью. |
|
|
|
|
|
PEST- анализ
Политико-правовые
факторы |
Экономические
факторы |
- Нестабильная
политическая ситуация
- Наличие государственного
антимонопольного регулирования
- Развитое
законодательство в области уплаты налогов
и бухгалтерского учета
- Нейтральное
отношение государства к деловой активности
фирмы
- Слабое влияние
профсоюзов
|
- Нестабильность
курса доллара
- Высокий уровень
безработицы
- Рост темпов
инфляции
- Повышение
среднего уровня заработной платы
- Увеличение
цен на энергоресурсы
- Вступление
экономики в восстановительный период
стадии экономического роста
|
Социокультурные
факторы |
Технологические
факторы |
- Повышение
уровня жизни населения
- Изменения
привычек и запросов потребителей
- Стремление
населения к деловой активности и самостоятельности
- Наличие высококвалифицированных
кадров на рынке труда
|
- Появление
новых разработок в областях деятельности
предприятия
- Проведение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ в областях деятельности предприятия
- Повсеместная
механизация и автоматизация производства
- Наличие источника
финансирования для приобретения новой
технологии
|
|
В результате инновационного
анализа были сформулированы три
альтернативные стратегии развития
ФГУП ПО «Стрела»
- Минимизация
издержек (снижение затрат по сравнению
с затратами конкурентов в отрасли)
- Дифференциация
(отличие продукта от других в отрасли)
- Концентрация
(сосредоточивание усилий на удовлетворении
конкретного потребителя, на определенном
ассортименте продуктов или на рынке определенного
географического региона)
Метод анализа
иерархий
1) Представление
проблемы в виде системы иерархий:
1й уровень
- Выбор инновационной стратегии
2й уровень
– Критерии
А - Стоимость
реализации
Б - Время реализации
В - Риск
Г- Степень достижения
цели
3й уровень
– Альтернативные стратегии:
- Минимизация
издержек
- Дифференциация
- Концентрация
2) Проведение
попарных сравнений и установления
приоритетов
|
А |
Б |
В |
Г |
X |
W |
А |
1 |
1/2 |
1/3 |
1/4 |
0.452 |
0,217 |
Б |
2 |
1 |
1/4 |
2 |
1 |
0.190 |
В |
3 |
4 |
1 |
2 |
2,213 |
0.221 |
Г |
4 |
1/2 |
1/2 |
1 |
1 |
0.167 |
|
А |
1 |
2 |
3 |
X |
W |
1 |
1 |
1/3 |
1/4 |
0.537 |
0.921 |
2 |
3 |
1 |
1/4 |
0,931 |
0.286 |
3 |
4 |
4 |
1 |
2 |
0.222 |
|
Б |
1 |
2 |
3 |
X |
W |
1 |
1 |
1/2 |
1/3 |
0.638 |
0,766 |
2 |
2 |
1 |
4 |
1.682 |
0.240 |
3 |
3 |
1/4 |
1 |
0,931 |
0.219 |
|
В |
1 |
2 |
3 |
X |
W |
1 |
1 |
3 |
2 |
1,565 |
0,313 |
2 |
1/3 |
1 |
3 |
1 |
0,300 |
3 |
1/2 |
1/3 |
1 |
0.640 |
0.196 |
|
Г |
1 |
2 |
3 |
X |
W |
1 |
1 |
2 |
1/4 |
0.841 |
0.252 |
2 |
1/2 |
1 |
1/3 |
0.640 |
0.192 |
3 |
4 |
3 |
1 |
1.861 |
0.557 |
|