Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 20:52, реферат
Управление предприятием подразумевает использование определённых методов или технологий управления.
Технология управления — это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙЙЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Южно-Российский институт-филиал
Кафедра менеджмента
Доклад на тему:
«Технологии управления»
Выполнил
студент 531 группы
Берсанов Д.Я.
Ростов-на-Дону
2013 год
Управление предприятием подраз
Технология управления — это приемы, способы и порядок (последовательность, регламент) выполнения процесса управления в целом и составляющих его функций. В процессе любой технологии предмет труда преобразуется в продукт труда.
Технология процесса управления включает в себя основные моменты:
1. Определение цели работы и средств достижения этой цели; указание подразделения и рабочего места, на котором выполняется работа; указание состава и содержание требуемой информации.
2. Построение схемы
3. Выбор наиболее достоверных источников информации.
4. Установление
То есть содержание технологии управления зависит от вида и сложности объекта управления, квалификации работников и видов используемых технических средств. Технология управления включает обзор обстановки, подготовку информации, разработку и принятие решений, доведение их до исполнителей и контроль в ходе выполнения целевых программ или строительных проектов. В рамках одного предприятия могут применяться несколько технологий управления.
Целеполагание как технология управления связ
Также целеполагание
как современная технология
Прогнозирование
и планирование как технологии управления.
Прогноз –
это достаточно общее описание будущего
состояния предприятия через заданный
отрезок времени. В процессе прогнозирования
необходимо с заданной точностью определить,
что ждёт конкретного человека или предприятие при
развитии ситуации по определённому сценарию.
Источником прогноза и для человека и
для предприятия выступают как собственный
опыт и собственные проработки в этом
направлении, так и официальные прогнозы,
публикуемые государственными и муниципальными
органами власти, так и прогнозные разработки,
выполняемые специализированными организациями
по заказам.
На основе
прогноза ведётся планирование, то есть
составляется последовательность действий
человека или предприятия по достижению
поставленной цели.План должен содержать
развёрнутые ответы на следующие вопросы:
• что нужно делать? (то есть содержание
мероприятий, действий);
• когда нужно делать? (то есть даты, периоды,
последовательность);
• кому нужно делать? (то есть персонификация
исполнителей и ответственных за конкретные
действия);
• где нужно делать? (то есть привязка
к месту исполнения).
Если план дополнительно содержит развёрнутые
ответы на вопросы:
• как нужно делать? (то есть привлекаемые технологии);
• на основе чего нужно делать? (то есть
привлекаемые ресурсы);
то такой план принято называть программой
действий по достижению поставленной цели.
Если прогноз обычно
представляет собой словесное описание
будущего состояния человека или предприятия, то
план и программа должны обязательно предусматривать
значительную конкретизацию действий
(суммы, числа, даты, конкретные наименования,
имена исполнителей и руководителей и
т.д.), позволяющую осуществлять контроль
над исполнением этапов по мере их завершения.
Современной формой
плановой работы является программно-целевое
планирование (программно-целевой подход),
при котором план выстраивается в форме
иерархии целей – «дерева целей»: исходя
из главной цели предприятия,
Организация или
организовывание как технология управления –
это работа менеджера по формированию
и обеспечению деятельности подразделенийпредприятия в
соответствии с её целями и планами. Оно
обычно включает:
• разработку организационной структуры,
обеспечивающей достижение целей и решение
поставленных задач;
• установление производственных отношений
между работниками, исходя из анализа
процессов разделения и кооперации труда;
• формирование организационной системы
• составление штатного расписания и
определение функциональных обязанностей
работников (должностные инструкции);
• отработка построенных организационных
схем в динамике и их корректировка.
Мотивация и стимулирование
как технологии управления
Мотивация работников предприятия связана
с созданием возможностей по удовлетворению
их разнообразных потребностей. Наиболее
удачная теория человеческих потребностей
создана А. Маслоу в виде пирамиды.
Первый уровень этой пирамиды составляют физиологические и сексуальные потребности, то есть потребности в пище, воде и продолжении рода.
Второй уровень – потребности существования, то есть потребности в защищённости и уверенности в завтрашнем дне.
Третий уровень – социальные
потребности, то есть потребности в
принадлежности к какой-либо группе,
во внимании и заботе окружающих.
Четвёртый уровень – потребности престижа,
то есть потребности в уважении, статусе,
в служебном росте. Пятый уровень – духовные
потребности, то есть потребности в творчестве
и самовыражении.
Рис. 3.2. Пирамида базисных потребностей
по А. Маслоу
Особенности этой пирамиды потребностей состоят в том, что актуальность и ценность потребностей более высокого уровня проявляется только тогда, когда удовлетворены потребности более низких уровней.
Кроме базисных потребностей существуют ещё производные потребности: благополучие, справедливость, порядок и единство социальной жизни, которые прямо не вписываются в пирамиду А. Маслоу, но, в общем-то, определяют степень цивилизованности жизни.
Стимулирование в отличие от мотивации является проявлением чисто внешним: хороший коллектив и достойная зарплата, поощрение инициативы, справедливое вознаграждение и наказание, единые нормы и ценности для всех и т.п., что обычно приводит людей к пониманию ситуации и соответствующим действиям.
Мотивация и стимулирование
являются мощными взаимодополняющими
Координация и
регулирование как технологии
• координация – это согласование деятельности предприятия и
всех его подразделений с намеченным планом
и осуществляется, как правило, мягкими
методами (экономическими и морально-психологическими);
• регулирование – это принудительная
коррекция деятельности предприятия и
осуществляется, как правило, жёсткими
административными методами в тех случаях,
когда координация исчерпывает свои возможности.
Учёт, анализ и контроль – важнейшие технологии
• выработка и принятие критериев оценки;
• оценка реальных показателей по принятым
критериям;
• выполнение координирующих и регулирующих
действий.
Для фирм и предприятий, различающихся по численности, организационно-правовой форме, организации технологического процесса, могут быть эффективны различные типы управленческих технологий, а именно: управление по целям; управление по результатам; управление на базе потребностей и интересов; управление путем постоянных проверок и указаний; управление в исключительных случаях; управление на базе активизации деятельности персонала; управление на базе «искусственного интеллекта» и др. Управление по целям применимо для средних и малых предприятий с сильным аналитическим подразделением. Оно бывает простым целевым, программноцелевым и регламентным.
При простом целевом управлении руководитель организации определяет только сроки и конечную цель, но не механизм ее достижения. Цель может быть достигнута в любой срок или не достигнута вовсе. Такой способ управления применяется в основном обществом с ограниченной ответственностью численностью 3—5 человек.
Программноцелевое управление предусматривает определение целей, механизмов и сроков для каждого этапа достижения целей. Общая цель достигается в предусмотренные сроки. Такой способ управления применяется, как правило, обществами с ограниченной ответственностью, акционерными обществами всех типов.
Регламентное управление используется на уровне всей экономики. При этом определяются конечная цель и ограничения по параметрам и ресурсам. При этом цель достигается обязательно, но сроки ее достижения установить трудно.
Управление по результатам базируется на усилении функции координации и интеграции деятельности всех подразделений. Эта технология хорошо реализуется в средних и малых организациях, где невелико время между принятием решения и его результатом.
Для реализации технологии необходимо
создание в рамках отделов аналитических
групп (2—3 человека) с включением специалистов
в области психологии, социологии,
маркетинга, экономики, работающих в
рамках матричной структуры
Управление на базе потребностей и интересов основано на стимулировании деятельности человека через его потребности и интересы, к которым относятся основные потребности в пище, жилье, отдыхе, здоровье, социальные потребности в творческом труде, семье, порядке и стабильности, интересы материальные, социальные, эстетические. Данную технологию управления рекомендуется использовать в небольших регионах (малых городах, поселках и т.д.), где деятельность организации непосредственно влияет на муниципальную инфраструктуру.
Управление на базе активизации деятельности персонала реализуется путем стимулирования (морального и материального) персонала и мобилизации его интеллектуального потенциала. Основная задача такого рода управления состоит во влиянии на эмоциональное состояние человека. Применяется в организациях самых разнообразных форм.
Управление в исключительных случаях заключается в четком распределении всех' управленческих и производственных функций, основной формальный руководитель осуществляет лишь связи с внешней средой. Данная технология рекомендуется для организаций с жестко регламентированной технологией или с доверительной (функциональной) структурой управления.
Управление путем постоянных проверок и указаний основано на жестком планировании деятельности подчиненных и постоянном контроле руководителя за всей текущей деятельностью. Предусматривает линейную структуру управления. Данная технология эффективна для небольших организаций, в которых высок авторитет и профессионализм руководителя; обычно это временная технология.
Управление на базе «искусственного интеллекта» реализуется на базе информационных систем с применением современных технических средств.
Эти и ряд других типов управления должны реализовываться на базе современных информационных технологий. Главное требование к управлению предприятием в условиях рынка — обеспечение адаптивности (приспособляемости и гибкости) экономики предприятия к изменяющимся условиям хозяйствования.