Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 22:37, реферат
Формирование рыночных механизмов в России в последнее время связано с целым рядом трудностей. Меняются организационные формы функционирования предприятий различных отраслей, усложняются экономические и социальные связи и отношения. Поэтому в деятельности менеджеров упор приходится делать не на стандартные решения, а на способность достаточно оперативно и правильно изменять хозяйственную ситуацию и искать подход, являющийся оптимальным в конкретных условиях.
Введение
Глава 1:Теоретические основы прогнозирования в принятии управленческих решений
1.1 Понятие и методы прогнозирования
1.2 Типы прогнозов и этапы прогнозирования
1.3 Управление процессом прогнозирования
Глава 2: Организация работ по прогнозированию
2. Принципы организации работ по прогнозированию
Заключение
Глава 2: Организация работ по прогнозированию
Организация работ по прогнозированию представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для прогнозирования полезного эффекта и элементов совокупных затрат по продукции с целью подготовки информации для принятия оперативных и стратегических решений. Задачами организации работ по прогнозированию являются:
сбор и систематизация необходимой информации для прогнозирования;
подготовка специалистов, владеющих основными приемами и методами прогнозирования;
формирование и организация функционирования рабочих органов программирования, интегрированных с существующими службами управления.
2. Принципы организации работ по прогнозированию
Рациональная организация работ по прогнозированию должна обеспечивать оперативное получение вариантов развития качественных характеристик изучаемого объекта, условий его производства и потребления, тенденцию изменения полезного эффекта и элементов затрат по стадиям жизненного цикла объекта и уменьшение затрат средств и времени на проведение прогнозирования.
Выполнение этих требований возможно при соблюдении следующих принципов организации работ по прогнозированию:
1. адресность;
2. сбалансированность;
3. параллельность;
4. непрерывность;
5. прямоточность;
6. адекватность;
7. управляемость;
8. альтернативность;
9. адаптивность.
Принцип адресности состоит в выполнении прогнозов для строго определенной научно-исследовательской или проектно-конструкторской организации, а также предприятия-изготовителя объекта.
Принцип параллельности проведения работ по прогнозированию различными службами используется для сокращения времени сбора и обработки исходной информации и выполнения самого прогноза.
Принцип непрерывности состоит в систематическом сборе и обработке поступающей дополнительной информации после выполнения прогноза и внесения необходимых коррективов в прогноз по мере необходимости.
Принцип прямоточности предусматривает строго целесообразную передачу информации от одного исполнителя к другому по кратчайшему пути.
Принцип автоматичности является одним из основных для сокращения времени и затрат на сбор и обработку исходных данных и выполнение прогнозирования.
Принцип адекватности помогает точнее оценить вероятность реализации выявленной тенденции изменения полезного эффекта и затрат на его получение. Для использования принципа управляемости необходимо применять количественные оценки показателей качества и затрат, экономико-математические методы и модели управления.
Принцип альтернативности прогнозирования связан с возможностью развития объекта, отдельных его компонентов и технологии изготовления изделия по разным траекториям, с различными затратами в зависимости от использования тех или иных принципов, закладываемых в конструкцию или технологию. Вероятностный характер прогнозирования отражает наличие случайных процессов и отклонений при сохранении устойчивости прогнозируемых тенденций. На формирование альтернатив влияют конкретные цели удовлетворения определенных потребностей потребителя и сокращение затрат на достижение этих целей.
Принцип адаптивности прогнозирования заключается в изучении и максимальном использовании факторов внешней и внутренней среды объекта как системы, в приспособлении методов и параметров прогнозирования к этим факторам, к конкретной ситуации. Прогнозирование полезного эффекта и элементов совокупных затрат, являясь неотъемлемой составной частью системы планирования качества и эффективности продукции, выполняет в ней функции вероятностного, вариантного (альтернативного) предвидения будущего на основе раскрытия и измерения объективных тенденций повышения качества продукции и затрат на его достижение.
Прогнозные разработки являются неотъемлемой составной частью комплексных целевых программ. При разработке прогнозов можно выделить следующие этапы: сбор, анализ и корректировка материалов по прогнозированию; анализ сложившихся тенденций и проблем повышения качества продукции; разработка прогнозов в составе предполагаемой комплексной программы.
Структура прогноза обусловлена сроками, на которые он разрабатывается, а также основными направлениями научно-технического развития, которые, прежде всего, зависят от «срока жизни» тенденций, сложившихся в период, предшествующий их разработке.
Чем более устойчивый характер носят эти тенденции, тем шире может быть горизонт прогнозирования. Различные воспроизводственные процессы имеют разные скорости протекания, разные временные циклы. Так, цикл воспроизводства приборов значительно короче цикла воспроизводства станков и другого оборудования, сроки обновления продукции машиностроения в значительной мере определяются динамикой технического уровня орудий труда и т.д.
Прогноз является предплановым документом и поэтому его внедрение на практике означает разработку научно обоснованного, оптимального плана повышения качества и эффективности продукции на основе использования вариантов прогноза показателей качества и затрат на его достижение.
Заключение
Прогнозирование - наиболее сложный вид деятельности в системе экономической деятельности.
Различия в горизонте прогностической работы находят отражение в характере фирменного планирования: стратегическое планирование - на базе средне- и долгосрочных прогнозов, а текущее планирование хозяйственных операций - на основе краткосрочных прогнозов.
В предвидении будущего фирмы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию.
По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о ее внешней среде.
Процедуры прогнозирования могут также классифицироваться как количественные и качественные. Качественные не требуют математического оперирования данными. Количественные не требуют никакой дополнительной оценки.
Можно выделить следующие пять этапов в процессе прогнозирования.
1) сбор данных;
2) уплотнение данных;
3) построение модели и ее оценка;
4) экстраполяция выбранной модели;
5) оценка полученного прогноза.
Успешность прогнозирования зависит от таких условий: объема и качества информации о прогнозируемом процессе, объекте управления; правильности формулирования задачи прогнозирования и обоснованности выбора способа ее решения; наличия необходимых вычислительных средств и вычислительного аппарата в соответствии с выбранным методом.
Выбор конкретного метода является одной из наиболее важных задач прогнозирования. Для выбора наиболее подходящего метода прогнозирования на предпрогнозном этапе необходимо структурировать информацию об объекте прогнозирования, проанализировать ее (оценить полноту, непротиворечивость, сопоставимость и соизмеримость данных, точность и достоверность.
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 287 с.
2. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2001. - 341 с
3. Балабанов И.Т. Риск-
4. Бестужев И.В. Рабочая книга по прогнозированию / Редкол.: И.В. Бестужев. - М.: Мысль, 2002.-430 с.
5. Бобровников Г.Н., Клебанов А.И. Прогнозирование в управлении техническим уровнем и качеством продукции: Учеб. пособие. - М: Издательство стандартов. 2004. - 232 с.
6. Борисевич В.И. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие/ Борисевич В.И., Кандаурова Г.А. - М.: ИП» Экоперспектива», 2000. - 432 с.
7. Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование. Теория проектирования экспериментов. - Железнодорожный, Моск. обл.: ТОО НПЦ «Крылья», 1997. - 400 с.
8. Гранберг А.Г. Статистическое моделирование и прогнозирование / Под ред. Гранберга А.Г. - М: Финансы и статистика 2000. - 383 с.
9. Карданская Н.Л. Основы принятия решений: Учебное пособие. - М.: Русская Деловая Литература, 1998. - 288 с.
10. Кузьбожев Э.Н. Экономическое прогнозирование (методы и модели): Учеб. пособие. (Курск. гос. техн. ун-т Курска), 1997 - 84 с.
11. Литвак Б.Г. Управленческие решения, М.: ЭКМОС 1998 г. - 365 с.
12. Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 318 с.
13. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: - «Дело», 1990. - 402 с.
14. Морозова Т.Г. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие для вузов. // Под ред. Морозовой Т.Г., Пикулькина А.В. - М: ЮНИТИ-ДАТА, 1999. - 318 с.
15. Мотышина М.С. Методы социально-экономического прогнозирования: Учебное пособие - СПб: Изд-во СПб УЭФ, 2001. - 114 с.
16. Петров Л.Н. Стратегическое планирование развития предприятия: С. Питербург 2003. - 331 с.
17. Саркисян С.А. Теория прогнозирования и принятия решений. Учеб. пособие. Под ред. Саркисяна С.А. М: «Высш. Школа», 1977. - 351 с.
18. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организаций. - М.: Эксмо, 2004. - 397 с.
19. Четыркин Е.М. Теория и практика статистического моделирования экономики / Под ред. Е.М. Четыркина, А. Класса. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 272 с.
22
Информация о работе Теоретические основы прогнозирования в принятии управленческих решений