Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 00:32, реферат
Путь к эффективному менеджменту лежит через понимание того, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий. Мотивация как одна из функций менеджмента – это процесс создания у работников организации внутреннего побуждения к действиям для достижения организационных целей в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразно с планом.
МОСКОВСКИЙ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ,
МЕНЕДЖМЕНТА И
ПРАВА
Дисциплина «Управление персоналом»
Контрольная
работа. Реферат
Факультет: Экономический
Студентки дистанционной формы обучения
Группа № ЭЗВДc+в1.1/0-10
Ф.И.О.
Сафронова С.Н.
Москва
2012
Введение
Путь
к эффективному менеджменту лежит
через понимание того, что движет
человеком, что побуждает его
к деятельности, какие мотивы лежат
в основе его действий. Мотивация
как одна из функций менеджмента
– это процесс создания у работников
организации внутреннего
Поведение человека всегда мотивировано. Он может трудиться усердно, с воодушевлением и энтузиазмом, а может уклоняться от работы. Всегда следует искать мотив такого поведения.
Традиционный
подход к мотивации основывался
на вере в то, что сотрудники –
всего лишь ресурсы, активы, которых
надо заставить эффективно работать.
Технический прогресс радикально изменил
отношение к труду и
Стремление
человека реализовать себя в своём
деле бесспорно – так он устроен.
Там, где управление и организация
труда предоставляют
Основными категориями мотивации являются потребность, мотив и стимул.
Потребность - это осознанная необходимость в тех или иных материальных, культурных благах, социальных и духовных ценностях.
Потребность
является той силой, которая заставляет
людей действовать, производить
материальные, социальные и духовные
блага. Субъективным выражением этого
побуждения к деятельности, сформировавшимся
для каждого конкретного
Мотив
- это осознанное индивидом побуждение
к деятельности. Вместе с тем он
однозначно не определяет содержание,
особенности и структуру
Поведение
человека обычно определяется не одним
мотивом, а их совокупностью, в которой
мотивы находятся в определенном
соотношении друг к другу по степени
их воздействия на поведение человека.
Мотивационная структура
Стимулы
выполняют роль рычагов воздействия или
«раздражений», вызывающих действие определенных
мотивов. В качестве стимулов могут выступать
отдельные предметы, действия других людей,
обещания, носители обязательств и возможностей,
предоставляемые возможности и многое
другое, что может быть предложено человеку
в компенсацию за его действия или, что
он желал бы получить в результате определенных
действий. Человек реагирует на многие
стимулы не обязательно сознательно.
Теория двухфакторной модели Герцберга.
Двухфакторная модель Ф. Герцберга мотивации была предложена во второй половине 50-х годов XX века. Она основана на потребностях людей. Группой исследователей под руководством Герцберга был проведен опрос 200 инженеров и служащих лакокрасочной фирмы о том, как они себя чувствуют после выполнения служебных обязанностей — хорошо или плохо и могут ли они это подробно описать. Выводы, сделанные Герцбергом, позволили ему выделить две большие категории, которые он назвал гигиеническими факторами и факторами мотивации.
К
первой группе факторов относят внешние
по отношению к работе, которые
снимают неудовлетворенность
Ко второй группе относятся внутренние факторы, присущие работе. Мотивирующие факторы или «мотиваторы». Это такие факторы как: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.
Для эффективного использования теории Герцберга, необходимо составить перечень гигиенических факторов и факторов мотивации и предоставить возможность сотрудникам организации самим определить и указать то, что они предпочитают. Мотивацию по Герцбергу следует воспринимать как вероятностный процесс. То, что мотивирует данного человека в конкретной ситуации, может не оказать на него никакого воздействия в другое время или на другого человека в аналогичной ситуации. Поэтому теория Герцберга не учитывает многих переменных величин, определяющих ситуации, связанные с мотивацией трудовой деятельности. Для того чтобы объяснить механизм мотивации, необходимо рассматривать многочисленные аспекты поведения людей в процессе деятельности и параметры окружающей среды. Реализация этого подхода привела к созданию процессуальных теорий мотивации.
Хотя
теория Ф. Герцберга эффективно использовалась
в ряде организаций, в её адрес
раздавались и критические
Спорен вывод Герцберга о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Это не соответствует условиям большинства российских предприятий и уровню жизни населения России. Да и экономисты США относят заработную плату к наиболее действенным факторам мотивации. И факторы здоровья, и мотивирующие факторы могут служить источником мотивации, и зависит это от потребностей конкретных людей. Поскольку у разных людей разные потребности, то и мотивировать разных людей будут разные факторы.
Кроме того, Ф. Герцберг предполагал наличие сильной корреляции между удовлетворением от работы и производительностью труда. Как показывают другие исследования, такая корреляция существует далеко не всегда. Например, человек может любить свою работу потому, что он считает коллег друзьями и, общаясь с ними, он удовлетворяет свои социальные потребности. Этот человек может считать житейские разговоры с коллегами более важным делом, чем выполнение порученной ему работы. Таким образом, несмотря на высокую степень удовлетворения работой, производительность может оставаться низкой. В силу того, что социальные потребности играют очень важную роль, введение таких мотивирующих факторов, как усиление ответственности за порученное дело, может не оказать мотивирующего воздействия и не привести к росту производительности. Это будет именно так, особенно в том случае, если другие работники воспримут возрастание производительности труда данного работника как нарушение негласно установленных норм выработки.
Критические
замечания в адрес теории Ф. Герцберга
ясно показывают, что мотивацию надо
воспринимать как вероятностный
процесс. То, что мотивирует данного
человека в конкретной ситуации, может
не оказать никакого воздействия
на него в другое время или на
другого человека в аналогичной
ситуации. Таким образом, хотя Ф. Герцберг
и сделал важный вклад в понимание
мотивации, его теория не учитывает
многих переменных величин, определяющих
ситуации, связанные с ней.
Заключение.
Согласно теории Герцберга на трудовую деятельность людей оказывают влияние 2 вида потребностей (факторов):
Первая
группа факторов (гигиенические факторы)
связана с самовыражением личности,
ее внутренними потребностями, а
также с окружающей средой, в которой
осуществляется сама работа. Вторая группа
факторов мотивации связана с
характером и сущностью самой
работы. Руководитель здесь должен
помнить о необходимости
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Герцберг
также обратил внимание на значение
содержательных факторов, относящихся
к работе, для мотивации трудовой
деятельности, которыми ранее несправедливо
пренебрегали; зачастую их и вовсе
игнорировали. В целом Герцберг много
сделал для лучшего понимания
содержательных факторов работы и удовлетворённости,
но, как и его предшественники,
не достиг цели в разработке всеобъемлющей
теории трудовой мотивации. Его модель
охватывает лишь некоторую часть
мотивации к труду; она не дает
адекватного описания этого сложного
процесса.
Список
использованной литературы.