Типы стратегий предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 16:52, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа отражает развитие предприятия в зависимости от выбранных стратегий развития.

Содержание

Введение
1. Разработка стратегий фирмы
1.1. Виды конкурентных стратегий
1.1.1. Лидерство в издержках
1.1.2. Дифференциация
1.1.3. Стратегии фокусирования
2. Базисные стратегии развития
2.1. Стратегии роста
2.1.1. Стратегии концентрированного роста
2.1.2. Стратегии интегрированного роста
2.1.3. Стратегии диверсифицированного роста
2.2. Стратегии целенаправленного сокращения
3. Особенности стратегий фирм
3.1. Особенности стратегий крупных и средних фирм
3.2. Особенности стратегий малых фирм
3.3. Франчайзинг
3.3.1. Товарный франчайзинг
3.3.2. Производственный франчайзин
3.3.3. Деловой франчайзин
4. Стратегии международного развития фирм
5. Оценка выбранной стратегии
Практическая часть
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курс раб.doc

— 224.50 Кб (Скачать документ)

Этот подход к развитию фирмы иногда называют “премудрым пескарем”. Как в известной сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина, малые фирмы живут под девизом премудрого пескаря: “Не высовываться!” Если фирма придерживается этой стратегии, то возможности ее роста ограничены: малые размеры, которые помогают ей выжить, служат и препятствием к ее расширению.

3. Стратегия участия в продукте крупной фирмы. В рамках крупного производства наибольшие издержки приходятся на участки мелкого и малотехнологичного производств. Крупной фирме часто выгоднее отказаться от этих видов работ, закупая отдельные детали и комплектующие у малых предприятий.

Малая фирма получает возможность гарантированного субподрядного  заказа и связанные с этим преимущества. Чтобы избежать опасной зависимости  от крупной фирмы, малые предприятия  часто используют тактику “ограничения доли оборота, приходящейся на одного крупного клиента”, согласно которой они стремятся к тому, чтобы доля поставок каждому крупному клиенту в общем объеме продаж не превышала, например, 20%.

Самостоятельная мелкая фирма выступает  в роли скальпеля, отсекающего от крупной фирмы мелкие непроизводительные подразделения. Крупной фирме выгоднее отказаться от собственного неэффективного производства и закупить аналогичную продукцию у малой фирмы.

Важно, что для малой фирмы  отдельный мелкий элемент – это  конечный продукт, а не промежуточный, как для мелкого подразделения крупной фирмы. Множество малых фирм заставляют крупные фирмы избавляться от непроизводительных подразделений, что снижает издержки крупных фирм.

Активно сотрудничая с несколькими  крупными фирмами, малые предприятия приспосабливаются к их организационным и технологическим требованиям, дисциплине поставок и уровню качества, колебаниям рыночной конъюнктуры и инновационным процессам. Таким образом, в конкурентной борьбе за заказы крупных фирм они образуют весьма динамичную среду субподрядного рынка, стимулируя тем самым крупные фирмы к дальнейшему снижению собственных внутренних издержек.

  1. Стратегия использования преимуществ крупной фирмы. Исследования показали, что более половины вновь созданных предприятий распадается из-за недостатка финансовых ресурсов, из-за неумения управлять и планировать, ориентироваться в ситуациях рыночной экономики. Решение этой ситуации может быть найдено с помощью системы взаимовыгодного партнерства крупного и малого предпринимательства — франчайзинга.

3.3. Франчайзинг

 

Франчайзинг — это  система договорных отношений между  крупной и мелкой фирмой, согласно которой крупная фирма обязуется снабжать мелкую фирму собственными товарами, рекламными услугами, отработанными технологиями бизнеса: предоставляет краткосрочный кредит на льготных условиях: сдает в аренду свое оборудование. Малая фирма обязуется иметь деловые контакты исключительно с данной крупной фирмой, вести бизнес по правилам последней и перечислять ей определенную договором долю от суммы продаж.

Как правило, крупная  фирма требует от такого малого предприятия  первоначального крупного вознаграждения за право оперировать на рынке от ее имени и под ее торговой маркой. Франчайзинг чаше всего используется в сфере розничной торговли, ресторанах быстрого обслуживания.

Термин “франчайзинг” (от франц. franchise) означает “льгота, привилегия”. Самая ценная и полезная льгота, которая нужна начинающему предпринимателю, — это возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Все эти возможности могут предоставить те, кто уже имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т.е. располагает капиталом не материальным, но весьма ценным и эффективным, если его правильно использовать. Система ведения бизнеса под названием “франчайзинг” как раз и создает необходимые предпосылки для такой реализации. Возникнув в автомобильной промышленности в виде передачи фирме-дилеру исключительного права на сбыт продукции автомобильной корпорации “Дженерал Моторс”, франчайзинг стал широко использоваться в торговле и общественном питании, автосервисе, гостиничном бизнесе, бытовом обслуживании и ремонтно-строительных работах, деловом и профессиональном обслуживании.

Франчайзинг интегрирует  элементы аренды, купли-продажи, подряда, представительства, однако в целом является самостоятельной формой договорных взаимоотношений независимых хозяйствующих субъектов. Сторонами договора франчайзинга являются: франчайзер — крупное предприятие и оператор (франчайзи) — малое предприятие. Стороны договора должны иметь статус юридического лица. Предметом договора является передача исключительного права на производство и сбыт под торговой маркой и от имени франчайзера определенных товаров и услуг. Как правило, оператор выплачивает единовременный взнос за право пользования на рынке именем и торговой маркой. Использование торговой марки франчайзера — право и обязанность оператора.

Помимо использования  оборудования и технологий франчайзера, оператор приобретает у него сырье  и материалы, полуфабрикаты и  рецептуру, инвентарь и мебель, униформу и символику. При этом оператор должен поддерживать стандарты качества и  уровень обслуживания не ниже, чем на предприятиях франчайзера. Недопустимость двойных стандартов качества — характерная черта франчайзинга, позволяющая потребителям доверять привычной торговой марке независимо от того, насколько далеко от головного предприятия расположена фирма оператора.

Присущее малым предприятиям чувство хозяина играет существенную мотивационную роль в повышении  интенсивности труда и ответственности  за его результаты. Поэтому случаи компрометации операторами торговой марки франчайзера очень редки  и влекут за собой расторжение контракта и выплату франчайзеру неустойки. Вопросы финансирования франчайзинга решаются в зависимости от его вида и кредитоспособности участников. Оператор может полностью осуществить капиталовложения в основные фонды, приобретаемые у франчайзера. Однако, как правило, оператору не хватает собственных средств, поэтому основные фонды могут передаваться в аренду. Кроме того, франчайзер вправе сам кредитовать оператора на льготных условиях или выступать в качестве поручителя по договору банковского кредита.

Помимо единовременного  взноса оператора и капиталовложений в основные фонды франчайзер может  определить регулярную плату за рекламу  торговой марки, которую использует оператор. Эта плата составляет от 1 до 5% от выручки и характерна для  компаний, осуществляющих долгосрочные рекламные проекты. Франчайзер также устанавливает размер отчислений от объема текущих продаж оператора.

Система договорных отношений  франчайзинга многообразна, условия  каждого контракта зависят от вида деятельности франчайзера, его стабильности и места на определенном рынке товаров и услуг, особенностей местного рынка. Существуют три основных вида франчайзинга.

3.3.1 Товарный франчайзинг

Товарный франчайзинг  — способ ведения бизнеса, при  котором операторы покупают у  ведущей компании право на продажу товаров с ее торговой маркой. Для этой формы франчайзинга характерна узкая специализация оператора на реализации одного вида товара и услуг и получении фиксированной доли от общего объема продаж.

Подавляющее большинство  фирм по торговле автомобилями, автосервисов, бензоколонок работает в рамках именно товарного франчайзинга, которому присуща относительно невысокая степень регламентации обязанностей оператора за счет однородности его деятельности. Весь риск, связанный с реализацией продукции, несет собственник малого предприятия. Это так называемые соглашения об использовании торговой марки.

3.3.2 Производственный франчайзинг

За последние десятилетия  весьма популярной стала вторая, корпоративная  форма контрактных соглашений, так называемый производственный франчайзинг. Мелкая фирма здесь не просто выступает под торговой маркой франчайзера, реализует его продукцию и услуги, но и включается в полный цикл хозяйственной деятельности крупной корпорации, выполняя равные с ней требования технологического процесса, качества, обучения персонала, выполнения плана продаж, оперативной отчетности. Эта форма предусматривает тесный контакт франчайзера и оператора, детальную регламентацию деятельности и высокую степень ответственности малого предприятия. Такая форма франчайзинга характерна для предприятий общественного питания, проката и бытового обслуживания, деловых и профессиональных услуг бизнесу и населению.

3.3.3 Деловой франчайзинг

Наконец, при деловом  франчайзинге франчайзер продаст лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и оказания услуг под именем франчайзера. Для защиты прав потребителей договор о франчайзинге должен быть зарегистрирован органами, осуществляющими регистрацию оператора как субъекта предпринимательской деятельности. Покупатели (заказчики) должны быть проинформированы об использовании товарного знака в силу договора франчайзинга (это одна из обязанностей оператора).

Франчайзинг не стал бы столь распространенной формой договорных отношений, если бы не был выгоден как мелкому, так и круп ному бизнесу. Малый бизнес заинтересован во франчайзинге по ряду причин, таких, как:

  1. наличие имиджа фирмы, уже завоевавшей приверженность клиентов, гарантирующего немедленное признание потребителями;
  2. меньший объем капиталовложений;
  3. возможность владеть и управлять собственным предприятием даже при весьма ограниченном предварительном опыте;
  4. гарантия постоянной помощи в управлении, маркетинге, исследованиях и разработках;
  5. возможность обучаться ведению дела по схеме, эффективность которой проверена на практике.

Особенно важны первые три из перечисленных преимуществ. Именно они позволяют открыть  дело с минимальными затратами и  быстро завоевать признание покупателей. Поэтому процент выживаемости среди держателей франшизы во много раз выше, чем среди целиком самостоятельных предприятий.

Заинтересованность крупных  корпораций в установлении партнерства  с мелкими предприятиями еще  более очевидна. Во-первых, корпорации расширяют сбыт своей продукции, проникая на небольшие и отдаленные рынки, и значительно быстрее реагируют на изменение спроса, не затрачивая при этом средств на реализацию товаров и услуг, строительство и организацию собственной сбытовой сети. Во-вторых, развитие системы франчайзинга сопровождается привлечением дополнительного капитала за счет средств мелких предпринимателей. В-третьих, крупное предприятие может установить строгий контроль за качеством продукции и услуг, производимых и реализуемых оператором.


Кроме того, от реализации договоров франчайзинга выигрывают и потребители, получая в любом  регионе то обслуживание, к которому они привыкли.

Являясь развивающейся  системой, франчайзинг имеет и  недостатки: как оператор, так и  франчайзер подвержены риску потерь. Оператор не застрахован от ряда неприятностей, поскольку:

  • реальные объемы продаж могут оказаться значительно ниже тех, что предсказывал франчайзер при заключении договора;
  • помощь франчайзера в управлении и маркетинге может оказаться меньшей, чем ожидал оператор;
  • оператор не имеет возможности влиять на политику франчайзера.

Потенциальный франчайзер также может столкнуться с  серьезными проблемами:

  • возможны ошибки при выборе точек размещения франчайзинговых предприятий; затраты на подготовку пакета материалов для перехода на франчайзинг могут значительно превысить предполагавшиеся;
  • возможны трудности взыскания с операторов обусловленной договором суммы;
  • если оператор потерпит крах, то это бросит тень на репутацию всей системы даже в том слу<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b

Информация о работе Типы стратегий предприятия