Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:25, реферат
Около 30% своей жизни мы проводим на работе. Не является секретом, что наше время не скупится на всевозможные стрессы, нервные перегрузки, эмоциональные срывы. Каждый человек в течение своей жизни неоднократно оказывается в роли просителя, зависящего от других людей и от их отношения к своим служебным обязанностям: в магазине, школе, больнице и т.д. Никому не нравится, когда в офисе, в магазине, в больнице к человеку отнеслись формально, равнодушно, не решили его проблему.
Введение
1. Трудоголизм в управленческой деятельности
2. Синдром хронической усталости
Заключение
Список используемой литературы
Влияние коллеги-трудоголика на остальных сотрудников зависит от его склада характера. Если он по природе лидер, он и остальных пытается заставить работать в своем ритме, и начальство начинает воспринимать его стиль работы как стандарт. Если же это человек тихий и отзывчивый, остальные сотрудники могут свалить на него всю свою работу. Но в любом случае, для самого трудоголика есть определенная польза только на первых этапах карьеры – удается больше сделать. Потом человек перестает развиваться – не только не оставляет себе времени на личную жизнь, но и не приобретает навыков в смежных областях, а также не совершенствуется в своей профессиональной сфере. Ему некогда читать специальную литературу, некогда ходить на отраслевые мероприятия, некогда общаться – ведь ему постоянно надо работать! Но самое интересное, что у трудоголиков-исполнителей, вопреки распространенному мнению, мало шансов продвинуться по службе. Скажем, если программиста, который пишет вдвое больше программного кода, чем другие, повысить до менеджера проекта, на его прежнее место придется брать сразу несколько человек, и расходы компании на оплату труда возрастут. А компания на это пойти не захочет. Трудоголик может увлеченно работать годами в одной и той же должности, и ему можно даже не повышать зарплату – он ведь и так получает от работы удовольствие.
Руководство трудовыми коллективами в рыночной экономике становится все более сложным, все более ответственным, требующим большей творческой отдачи от руководителей, затрат физических сил и умственной энергии[7].
Возникло даже такое понятие как «Синдром менеджера».
Синдром менеджера, он же синдром хронической усталости или синдром "выгорания" - это состояние долговременного стресса, следствием которого является физическое и психическое, прежде всего, эмоциональное истощение. Для синдрома менеджера характерна быстрая утомляемость и изматывающая организм усталость, которая не проходит даже после отпуска. Синдром хронической усталости с удивительной скоростью распространяется во всех цивилизованных странах мира. Сложности с его лечением объясняются трудностями с определением диагноза. Такое быстрое развитие этого недуга специалисты связывают с высоким ритмом жизни и чрезмерно большой эмоционально-психологической нагрузкой, с которой приходится сталкиваться человечеству. Впервые диагноз "синдром менеджера" поставили американские психиатры в 1984 году, но до сих пор ученые не могут дать однозначного ответа о причинах возникновения синдрома хронической усталости.
В этих условиях особое значение приобретают волевые качества руководителя: упорство в работе, настойчивость и целеустремленность, воспитание потребности доводить начатое дело до конца.
Способность руководителя противоборствовать возрастающей сложности управленческого труда может быть усилена воспитанием чувства долга перед обществом, перед своим трудовым коллективом, повышением силы воли, личной требовательности к себе, ответственности перед обществом и коллективом за конечные результаты работы.
Важной основой работоспособности человека можно назвать деятельное, активное, хорошее настроение.
Поддерживать в себе высокий потенциал духа можно по-разному, обходясь без тонизирующих химических лекарств. А уж если надо взбодриться, то следует встать под трехминутный сильный, приятный поток воды. Такой душ способен поддержать бодрое состояние, улучшить настроение[8].
Труд руководителя требует периодического отдыха. Еще в начале века физиологи И.М. Сеченов установил, что во время труда и после него быстрее устраняет утомление не полный покой, а смена деятельности - активный отдых. Через каждый час работы нужно размяться: глубоко вдохнуть, распрямиться или даже прогуляться по кабинету. Но такая зарядка не должна отвлекать от проблемы, которой только что занимался человек. Рекомендовать всем одновременный перерыв на физкультуру - значит просто помешать многим людям думать.
Хорошим стимулятором, предохраняющим от умственного утомления, если им не злоупотреблять, является кофе.
Менеджеры, которые нещадно подстегивают свой организм гомеопатическими средствами, курением или алкоголем, сокращают срок свой творческой деятельности, не достигая 60, а зачастую даже 50 лет.
Руководитель трудового коллектива чаще всего живет своей работой. Мысли о работе сопровождают его повсюду, ему трудно отключиться от них. И если он находит в своей работе удовлетворение, то в этом случае проблемы управленческого труда разжимают свой пресс. Любовь к своему делу дает человеку новые импульсы работоспособности[9].
Если присмотреться к работе руководителя, можно выделить два типа их отношений к выполнению своих обязанностей. Условно назовем эти типы «А» и «Б» (табл. 1).
Таблица 1
Модели типов руководителей
Отношение к выполнению обязанностей |
|
Человек типа «А» | Человек типа «Б» |
- чувство ответственности - честолюбие - постоянное стремление к успеху - загружен работой - пренебрегает отдыхом - активен в достижении цели | - спокойный - неторопливый - на производстве думает о работе - любит и умеет отдыхать - легко переносит трудности и невзгоды жизни - в меру эмоционален |
Самоанализ |
|
- рационализация организации труда - аутогенная тренировка - другие методы защиты нервной системы от перегрузок | - проявлять больше деловой инициативы - активнее участвовать в общественной и трудовой жизни - научиться сопереживать ближним |
Если работа не увлекает руководителя, не приносит ему удовлетворения, тяготит его - отрицательные последствия для работоспособности практически неизбежны. Следовательно, удовлетворенность работой, успехи на работе являются важным психологическим условием высокой работоспособности руководителя.
Любовь к своему делу дает руководителю новые импульсы работоспособности. Необходимо применять рациональные приемы труда перед: началом работы следует все продумать, не начинать работу, пока не приготовлены нужные материалы, в работу надо входить постепенно, во время работы не отрываться для другого дела.
Люди, добившиеся успехов в управленческой деятельности, как правило имеют благополучные семьи, характеризующиеся хорошим «комфортным» морально психологическим климатом[10].
Чтобы избежать печальной участи многих менеджеров и успешно двигаться вверх по карьерной лестнице, избегая саморазрушения Иванилов И.Ю. рекомендует постоянно работать над собой и своим восприятием действительности. «Во многом наше отношение к жизни, труду и так далее зависит от нашего восприятия, - пишет Игорь Иванилов. - Фильтр восприятия, который стоит в нашем подсознании и сознании, убеждения, принципы, эмоциональный фон, в котором мы пребываем, - все это очень сильно искажает действительную картину. Мы видим то, что способны увидеть в данный момент времени. Наше настроение непосредственно меняет это восприятие. Когда мы радуемся - вокруг красота и все кажется нам прекрасным. Когда мы огорчены - весь мир недружелюбен, а люди предвзято относятся к нам. Это проецируется нашим внутренним состоянием. Мы видим вокруг свое отражение»,
Доброта, доверие, дух творчества в коллективе - все это способствует стабильному психологическому состоянию человека. Каждый руководитель должен выработать в себе защитную реакция на нервные напряжения, должен овладеть аутотренингом. Надо уметь «разряжаться», полноценно отдыхать не только в отпуске, но и каждый день. Главное средство создания положительного эмоционального фона - это слово. Оно оставляет глубокий след в нас самих. Злословя по отношению к другому человеку, мы наносим вред не только тому, о ком говорим, но и своей психике. Умение создавать положительные эмоции должно стать привычкой, чертой характера.
В современном мире работа занимает всё большее место в жизни человека. Отношение к работе и своим профессиональным обязанностям кардинально изменилось. В условиях растущей конкуренции, стремлении занять более высокое положение и удержаться на служебной лестнице, все остальные стороны жизни - семья, друзья всё чаще отходят на второй план. Здесь-то и подстерегает человека синдром эмоционального выгорания. Чаще всего развитию синдрома эмоционального выгорания предшествуют стрессовые ситуации, высокие рабочие нагрузки, работа без выходных и праздников, отсутствие каких-либо интересов и увлечений вне работы.
Эмоциональное выгорание - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.
Выделяют множество симптомов эмоционального выгорания. У людей, пораженных синдромом эмоционального выгорания, как правило, выявляется сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции, которые проявляются в хронической усталости, когнитивной дисфункции (нарушения памяти, внимания), нарушениях сна, личностных изменениях, возможно развитие тревожного и депрессивного расстройств, зависимостей от психоактивных веществ, попытки суицида.
1. Воеводина Н.А. Социология и психология управления. – М.: Омега-Л, 2010.
2. Гороховская Г., Чернецова Е., Петина М., Зимаева Ю. Синдром хронической усталости // Врач. 2009. № 1. С. 4-8.
3. Ефимова Д.В. Психология управления. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010.
4. Касьяник П.М. Психология управления. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2010.
5. Козлова И.Н. Трудоголизм как форма зависимого поведения: проблематика исследований // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. № 26. С. 95-96.
6. Ловчева М. Слишком длинный рабочий день // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 1. С. 57-60.
7. Оленникова М.В. Психология управления. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2010.
8. Полукаров В.Л. Психология менеджмента. – М.: КноРус, 2010.
9. Руденко А.М. Управленческая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
10. Сапфирова В.А., Гусева Е.В., Зусьман А.А. Синдром хронической усталости // Альманах клинической медицины. 2005. № 8-3. С. 202-204.
ПО ДИСЦИПЛИНЕ: ПСИХЛОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
Тема: Трудоголизм и синдром хронической усталости в управленческой деятельности
Преподаватель:
к.с.н. Грунтовский И.И.
ЗАЩИЩЕНА:
«___»_____________2011г.
14
[1] Руденко А.М. Управленческая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.
[2] Козлова И.Н. Трудоголизм как форма зависимого поведения: проблематика исследований // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2006. № 26. С. 95-96.
[3] Ефимова Д.В. Психология управления. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2010.
[4] Ловчева М. Слишком длинный рабочий день // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2007. № 1. С. 57-60.
[5] Касьяник П.М. Психология управления. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2010.
[6] Полукаров В.Л. Психология менеджмента. – М.: КноРус, 2010.
[7] Оленникова М.В. Психология управления. – СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2010.
[8] Сапфирова В.А., Гусева Е.В., Зусьман А.А. Синдром хронической усталости // Альманах клинической медицины. 2005. № 8-3. С. 202-204.
[9] Воеводина Н.А. Социология и психология управления. – М.: Омега-Л, 2010.
[10] Гороховская Г., Чернецова Е., Петина М., Зимаева Ю. Синдром хронической усталости // Врач. 2009. № 1. С. 4-8.
Информация о работе Трудоголизм и синдром хронической усталости в управленческой деятельности