Участие органов власти в управлении трудовыми ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 17:30, реферат

Описание

Прежде чем говорить о непосредственном участии законодательных органов в управлении трудовыми ресурсами, хотелось бы выделить основной законодательный акт государства, а именно основные направления по регулированию трудовых отношений, которые в нем содержатся. Основным законодательным актом является Конституция РФ. Она законодательно закрепляет:

Работа состоит из  1 файл

управление трудовыми ресурсами.doc

— 62.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

    Российский  государственный  торгово-экономический  университет 

                Кафедра

                Общей экономической теории 

Реферат на тему: «Участие органов государственной власти в управлении трудовыми ресурсами» 
 
 
 

                  Выполнила: студентка Максимова В.А.

                  Группа  ФУ-32

                  Проверил: к.э.н., доц. Звездичев Г.Ю. 
                   
                   
                   

Москва 2012 
 

Оглавление 
 
 
 

 

    

  1. Участие органов законодательной  власти в управлении трудовыми ресурсами
 

    Прежде  чем говорить о непосредственном участии законодательных органов в управлении трудовыми ресурсами, хотелось бы выделить основной законодательный акт государства, а именно основные направления по регулированию трудовых отношений, которые в нем содержатся. Основным законодательным актом является Конституция РФ. Она законодательно закрепляет:

     - свободу труда,

    - запрет принудительного труда,

    - право на труд в условиях, отвечающих  требованиям безопасности и гигиены,

    - право на вознаграждение за  труд без какой-либо дискриминации  и в размере не ниже минимальной  оплаты труда, которая установлена федеральным законом,

    - право работников на индивидуальные  и коллективные трудовые споры  с использованием установленных  федеральных законом способов  их разрешения, включая право  на забастовку,

    - право на отдых (работающим  по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск).

    Законодательная власть осуществляет принятие законов, которые содержат обязательные правила  поведения. Законодательная власть в нашей стране осуществляется Федеральным Собранием, которое, в свою очередь, состоит из двух палат: Совета Федераций и Государственной Думы.

    Как и все законы, законы в области  трудового законодательства принимаются  Государственной Думой. Совет Федераций тоже наделен некоторыми полномочиями, но несколько отличными от Государственной Думы. Он не имеет права принимать собственные законы, но обладает правом одобрить или отклонять федеральные законы, которые приняла Государственная Дума.

    Одним из главных документов, который регулирует социально-трудовые отношения, является Трудовой Кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной  Думой 21 декабря 2001 года, а одобрен  Советом Федераций 26 декабря 2001 года. Вступил в силу 1 февраля 2002 года.

    Трудовой  кодекс регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки, повышения  квалификации, трудоустройства и  социального партнерства. Также  в нем закрепляются основные правила  оплаты и нормирования труда, порядок  разрешения трудовых споров. Отдельные главы посвящены особенностям правового регулирования труда некоторых граждан, а именно несовершеннолетних, педагогов, тренеров и спортсменов, надомников, вахтовиков и др.

    Среди основных документов можно выделить закон «О занятости населения в РФ», который был принят Государственной Думой 19 апреля 1991 года и претерпел множество изменений, последние из которых датируются 27 июлем 2010 года. Он определил правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения.

    Значительную  роль  в осуществлении контроля со стороны законодательных органов  играют комитеты палат. Комитеты Совета Федераций осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной  Думой федеральным законам, способствуют реализации положений Конституции РФ и федеральных законов, а комитеты Государственной Думы осуществляют контроль за реализацией законодательства и дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета.

    Среди комитетов, входящих в Государственную Думу, можно выделить: Комитет по труду и социальной политике, Комитет по образованию(обучение и подготовка будущих специалистов), Комитет по экономической политике и предпринимательству(правильно осуществляемая экономическая политика государства влияет на состояние рынка труда, предложение и спрос рабочей силы), Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, Комитет по бюджету и налогам(рассмотрение законопроектов о федеральном бюджете и бюджетах внебюджетных фонтов РФ).

    Основные  направления деятельности Комитета по труду и социальной политики:

    -  пенсионное обеспечение и социальная  защита граждан,

    - трудовое законодательство,

    - законодательство в занятости  населения,

    - финансовое обеспечение социальной сферы,

    - социальное страхование

    В Совете Федераций можно отметить деятельность таких комитетов: Комитет  по бюджету, налоговой политике, финансовому, валютному и таможенному регулированию, банковской деятельности (налоговое  регулирование, таможенное регулирование, государственный финансовый контроль, бухгалтерская и финансовая отчетность); Комитет по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; Комитет по вопросам экономической реформы, собственности и имущественным отношениям; Комитет по социальной политике (социальное развитие, пенсионное обеспечение граждан, социальное страхование граждан, труд и занятость населения, политика доходов, социального партнерства).

    Законодательная власть играет большую роль в управлении трудовыми ресурсами, так как в ее компетенции находится составление законов, главных свойством которых является их соответствие ситуации на рынке труда, а также отражение нужд большинства работников, соприкосновение интересов работников и работодателей.

 

    

  1. Исполнительная власть и ее участие в управлении трудовыми ресурсами

    Исполнительная  власть в Российской Федерации представлена Правительством РФ. Главной задачей  органов исполнительной власти является исполнение принятых законов, то есть обеспечение соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных указов Президента в области социально-трудовых отношений на практике.

    В компетенции Правительства РФ находится  формирование федеральных и отраслевых министерств, служб и агентств, которые  специализируется на вопросах труда и управления трудовыми ресурсами (Федеральная служба по труду и занятости Министерства здравоохранения и социального развития РФ), а также на вопросах науки и образования, что также является немаловажной частью в подготовке будущих специалистов.

    Самый важный орган в управлении трудовыми  ресурсами – это Министерство здравоохранения и социального  развития, роль которого возросла после  реформы 2004 года. В ведении этого  министерства находится Федеральная  служба по труду и занятости, основными задачами которой являются:

    - выработка политики в социально-трудовой  сфере,

    - координация всей работы в  социально-трудовой сфере и в  стране,

    - разработка основных направлений  социальной политики Правительства  РФ,

    - подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда,

    - формирование правовой и нормативной  базы регулирования социально-трудовых  отношений,

    - участие в заключении генеральных  и отраслевых соглашений,

    - регулирование рынка труда и  занятости населения.

    Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность в сфере рынка труда преимущественно через разветвленную сеть территориальных органов и государственных учреждений службы занятости населения (СЗН), к числу которых относятся: управления, формируемые на уровнях края области, края, республики, которые входят в состав РФ; центры занятости населения, являющиеся региональными государственными учреждениями, административно подчиняющимися управлениям СЗН.

    Службы  занятости существуют с целью  реализации государственной политики в области содействия занятости населения на региональном уровне. Управления совместно с другими территориальными органами исполнительной власти разрабатывают региональные программы, актуальные к развитию каждого отдельного региона.

    Центры  занятости обеспечивают населению предоставление услуг, которые могут расширить возможности трудоустройства отдельного человека, ищущего работу, безработным и работодателям, а также участвуют в реализации региональных программ занятости.

    Также Правительство РФ занимается определением миграционной политики, за реализацию которой отвечает Федеральная миграционная служба (ФМС), которая была создана в 1992 году. Основной задачей службы является формирование миграционной политики РФ, прогнозирование миграционных процессов, организация внешней миграционной деятельности и миграционного контроля. Российская экономика не сможет выжить без привлечения труда мигрантов. Много лет назад данное утверждение считалось бы неправильным, непатриотичным. Однако сегодня большинство экспертов-экономистов уверены, что планирование экономического роста, даже при реальном повышении производительности труда, невозможно без привлечения труда мигрантов.

    Министерство  Юстиции, как федеральный орган  исполнительной власти, также осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики  и нормативно-правовому регулированию в трудовой сфере.

 

    

  1. Участие органов судебной власти в управлении трудовыми ресурсами

    Судебная  система РФ так же, как и законодательная, и исполнительная ветвь власти играют определенную роль в управлении трудовыми ресурсами страны.

    Судебную  власть в нашей стране представляют следующие суды:  Конституционный  Суд, Верховный Суд, Арбитражный  Суд, федеральные суды.

    Судебная  власть призвана осуществлять правосудие, то есть наказание нарушителей закона, разрешать конфликты, связанные с нарушением трудового законодательства и другое.

    Конституционный Суд РФ разрешает дела о проверке конституционности нормативных  актов различного уровня, дает обязательные для исполнения толкования Конституции  РФ. Отдельные нормативные акты, которые будут признаны неконституционными, утрачивают силу с момента вынесения соответствующего решения Конституционного Суда. Таким образом, Конституционный Суд издает новые правила поведения. Данный факт позволяет делать вывод, что этот суд обладает как правоприменительной, так и правотворческой функцией.

    Постановления Пленума Верховного Суда РФ также  не могут быть отнесены к числу  индивидуальных актов, так как они  рассчитаны на неоднократное использование, в них даны обязательные для неопределенного круга лиц правила поведения. При регулировании трудовых отношений используется Постановление Верховного Суда «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства о разрешении трудовых споров». Например, в одной из его редакций работнику было предложено право самостоятельно использовать дни отдыха, предоставление которых не зависит от усмотрения работодателя, например время отпуска в связи с обучением.

    Перечень  постановлений и решений судебных органов, являющихся источниками трудового права, нельзя дать исчерпывающим образом. Данные акты могут появляться периодически при рассмотрении дел о признании недействующими нормативные акты.

    Главное проблемой, возникающей как у  работников, так и работодателей, являются трудовые споры. Они возникают относительно часто, претензии могут быть со стороны работника, работников или работодателя, в зависимости от ситуации.

    Трудовые  споры могут возникать на любом  этапе трудовых отношений, начиная  с приема на работу, так и после увольнения.

    Суд рассматривает следующие трудовые споры: инициированные работниками, трудовой спор о восстановлении работника  на работе, трудовой спор об изменении  формулировки причины увольнения и  даты увольнения, трудовой спор об оплате вынужденного прогула либо предоставлении других материальных компенсаций, трудовой спор об отказе приема на работу, трудовые споры по фактам дискриминации работника по различным основаниям, трудовые споры по нарушениям трудового законодательства, инициируемые работодателем, трудовой спор о возмещении работником материального ущерба, нанесенного работодателю или производству.

Информация о работе Участие органов власти в управлении трудовыми ресурсами