Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:24, контрольная работа
«Система управления организации» - одно из ключевых понятий, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Становление системы управления 9
2. Типы управленческих структур 10
3. Структура системы управления 12
4. Система управления российской компании 13
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Поэтому они плохо приспособлены к работе в критических ситуациях, в условиях большого числа одновременно реализуемых проектов, неспособны обеспечить экономию на масштабах, и требует для своего внедрения весьма высокой общей культуры персонала.
По
сути, близки к матричным программно-
Если деятельность по выполнению программы обособляется и основывается на полностью приданных ей производственных подразделениях, структура управления ею строится на основе проектного принципа, учитывающего временный характер ее существования, особенности производственных процессов и конкретную ситуацию. Исполнители программы в этом случае административно подчиняются ее управленческим структурам.
Однако программа может выполняться подразделениями, продолжающими наряду с этим свою обычную деятельность и тогда ее управленческие структуры выступают лишь координаторами ее реализации. Они согласовывают взаимодействие участников программы по горизонтали. Их руководители действуют при этом от имени администрации организации и непосредственными правами распорядительства не наделяются. Исполнители административно им не подчиняются, а только выполняют методические указания, связанные с содержанием работы.
Координационные задачи в такой структуре могут возлагаться на отдельных лиц (координаторов, руководителей программ, главных специалистов), на подразделения (диспетчерский или плановый отделы), на временные коллективные органы (комитеты).
Разновидностью
программно-целевой структуры
В
ее рамках в крупных корпорациях
создаются стратегические хозяйственные
центры (СХЦ), несущие ответственность
за развитие стратегических зон хозяйствования
(СЗХ), связанных с разработкой
и освоением новых технологий,
видов продукции, рынков, ресурсов.
СЗХ охватывают группу стратегических
хозяйственных единиц (СХЕ), которыми могут
быть одна или несколько поточных линий,
цех, отдельное предприятие.
СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.
В
настоящее время в составе
системы управления организации
выделяют следующие подсистемы:
1. структура управления;
2. техника управления.
3. функции управления.
4. методология управления (см. рис. 4).
При этом, систему управления можно рассматривать как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.
Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:
-
функциональную и
Рис. 4. Структура элементов системы управления организации.
Система управления |
Методология управления | Процесс управления | Структура управления | Техника управления |
Цели,
задачи
Законы и
принципы Методы
и функции Технология и практика управления |
Коммуникации Схема
процесса Разработка
и реализация решений Информационное обеспечение |
Функциональные структуры Схемы
организационных отношений Организационные
структуры Профессионализм персонала |
Система документооборота Информационные
каналы Компьютерная и оргтехника, офисная мебель |
-
компьютерную и оргтехнику, мебель,
каналы передачи информации
(сети связи), систему документооборота.
Структура
управления будет рассмотрена отдельно,
а в отношении техники
Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.
Методология
же включает в себя цели, законы, принципы,
методы и функции, технологии управления
и практику управленческой деятельности.
Основной задачей системы управления
организации ставится формирование профессиональной
управленческой деятельности. Как процесс
управленческая деятельность – это совокупность
действий, ведущая к образованию и совершенствованию
связей между частями системы. Как явление
– это объединение элементов (цели, программы,
средства) для реализации миссии организации.
Управленческая деятельность рассматривается,
как синтез науки и искусства. Научная
часть управленческой деятельности состоит
из прагматичных управленческих технологий,
правил, закономерностей, т.е. мало зависит
от личности управленца. Искусство же,
в данном контексте, представляет собой
использование менеджером своего творческого
начала, интуиции, субъективного опыта,
здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается
прямая зависимость от личных качеств
управленца, причём такие качества, как
здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие
в большей или меньшей степени, практически
являются врождённой особенностью данного
субъекта.
Наибольший интерес представляет структура управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между ними полномочий и ответственности часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.
Среди этапов понимания сущности управления и построения управленческих структур следует выделить пять этапов:
1. Организация
представляется, как сумма трудовых
операций. Управлять организацией
– значит правильно организовать
производственные процессы и повышать
производительность труда. Организация
конструируется и контролируется менеджерами.
2. Организация – это административная
пирамида, как наиболее устойчивое строение
(административный механизм). Ей присуща
чёткая структура, единоначалие, разделение
труда, баланс полномочий и ответственности,
корпоративная мораль.
3. Организация – бюрократия, где человек
– это винтик огромной машины, материал
для построения целого, не имеющий право
на индивидуальные особенности. Индивидуальность
личности подавляется разработкой и предписанием
точного соблюдения инструкций практически
«на все случаи жизни».
4. Элтон Мэйо в 30-х 40-х годах двадцатого
столетия предложил рассматривать организацию
как общину и соответственно ей управлять.
В его понимании люди были не винтиками
машины, а являлись членами организации,
семьи, он подчёркивал право на индивидуальность
каждого, возможность иметь собственное
мнение, взаимоотношения, как внутри, так
и вне организации. При такой концепции
на первый план выходят межличностные
и межгрупповые отношения. Управление
должно вписываться в психологическую
структуру группы, осознавать возможность
спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации.
5. Всё большую роль, как указывалось выше,
в организации начинает играть технологическая
основа. Организация – это социотехническая
система, т.е. взаимодействие группы людей
с определённой техникой. Техническая
система и система межличностных отношений
могут пересекаться. От технической системы
зависят социальные отношения, а от последних
– производственная система. Отсюда –
организация характеризуется, как сложная,
разнородная вероятностная система.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ.
Пример
системы управления Государственного
унитарного предприятия
«Федеральный научно-производственный
центр «НИИ прикладной химии» является
во многом характерным для многих крупных
предприятий оборонного комплекса, да
и промышленных предприятий России в целом.
В
методологии управления предприятием
следует отметить, что, действуя на
основании российского законодательства,
Устава, Приказов директора и Распоряжений
его заместителей, оно заявляет своей
целью - получение прибыли, содержание
социального сектора (поликлиники, посёлка
и т.д.), повышение оборонного потенциала
государства. В общем виде технология
и практика, методы и функции управления
предприятия остались практически неизменны
со времени социалистических методов
хозяйствования.
Управленческие решения принимаются единолично,
высока концентрация функций, возложенных
на руководство, низкая взаимозаменяемость
руководителей – «незаменимость» каждого,
никто не возьмёт на себя ответственность
принять решение за другого. При этом уровень
ответственности за принятые решения
и их исполнение невысок – он размывается
большим их количеством и низким качеством,
а оперативность управления не выдерживает
никакой критики.
Коммуникации между подразделениями имеют
в основном вербальный характер, уровень
информированности сотрудников находится
в тех пределах, какие необходимы для исполнения
определённой работы. Данные факторы,
несомненно, отразились на экономическом
положении предприятия.
Модель
менеджмента предприятия скорее
ближе к американской – формализованная
структура, индивидуальность принятия
решений и т.д. Вместе с тем, уровень
оплаты труда не поставлен в прямую зависимость
от его результатов, что, видимо, и определяет
низкий уровень ответственности.
Однако в последние годы на предприятии
стали создаваться структурные подразделения
под конкретных заинтересованных менеджеров,
определяющих самостоятельно направление
и цели деятельности, степень обособленности
от центрального аппарата управления,
вид финансового взаимодействия в рамках
действующего законодательства.
Структура управления достаточно типична для предприятий ВПК:
Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояния и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
Главный
инженер – заместитель
- Главного механика;
- Главного энергетика;
- Службы охраны труда;
- ВОХР;
- Отдел кадров;
-
ряд обособленных структурных
подразделений, ведущих
Отдел Главного механика вместе с подчиненными ему подразделениями обеспечивает контроль за работой и наладку технологического оборудования, проводить все виды ремонта технологического оборудования, а также монтаж нового и демонтаж устаревшего оборудования.
Отдел Главного энергетика вместе с подчиненными ему подразделениями обеспечивает бесперебойное снабжение предприятия электроэнергией, теплом, водой, и другим. Проводит планирование и осуществляет ремонт энергетического оборудования, разрабатывает и осуществляет мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению и перспективному развитию энергетического хозяйства предприятия, проводит нормирование расходов электроэнергии, тепла, топлива, и др., а также мероприятия по их экономии, использование вторичных энергоресурсов, разрабатывает технические и организационные мероприятия по повышению надежности и увеличения срока службы энергетического оборудования, проводит работы по оптимизации режимов использования энергетического оборудования в производственных цехах, проводит инструктаж и обучение персонала.