Управленческая структура предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 21:24, контрольная работа

Описание

«Система управления организации» - одно из ключевых понятий, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, с целью непрерывного совершенствования, развития как системы в целом, так и её

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Становление системы управления 9
2. Типы управленческих структур 10
3. Структура системы управления 12
4. Система управления российской компании 13
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

управленческая структура предприятия1.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

     Поэтому они плохо приспособлены к  работе в критических ситуациях, в условиях большого числа одновременно реализуемых проектов, неспособны обеспечить экономию на масштабах, и требует для своего внедрения весьма высокой общей культуры персонала.

     По  сути, близки к матричным программно-целевые  управленческие структуры, существующие в двух вариантах.

     Если  деятельность по выполнению программы обособляется и основывается на полностью приданных ей производственных подразделениях, структура управления ею строится на основе проектного принципа, учитывающего временный характер ее существования, особенности производственных процессов и конкретную ситуацию. Исполнители программы в этом случае административно подчиняются ее управленческим структурам.

     Однако  программа может выполняться  подразделениями, продолжающими наряду с этим свою обычную деятельность и тогда ее управленческие структуры  выступают лишь координаторами ее реализации. Они согласовывают взаимодействие участников программы по горизонтали. Их руководители действуют при этом от имени администрации организации и непосредственными правами распорядительства не наделяются. Исполнители административно им не подчиняются, а только выполняют методические указания, связанные с содержанием работы.

      Координационные задачи в такой структуре могут  возлагаться на отдельных лиц (координаторов, руководителей программ, главных  специалистов), на подразделения (диспетчерский или плановый отделы), на временные коллективные органы (комитеты).

     Разновидностью  программно-целевой структуры можно  считать двойную структуру управления, обеспечивающую стратегическую направленность важнейших сторон деятельности организации.

     В ее рамках в крупных корпорациях  создаются стратегические хозяйственные  центры (СХЦ), несущие ответственность  за развитие стратегических зон хозяйствования (СЗХ), связанных с разработкой  и освоением новых технологий, видов продукции, рынков, ресурсов. СЗХ охватывают группу стратегических хозяйственных единиц (СХЕ), которыми могут быть одна или несколько поточных линий, цех, отдельное предприятие. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ.

     В настоящее время в составе  системы управления организации  выделяют следующие подсистемы: 
1. структура управления; 
2. техника управления. 
3. функции управления. 
4. методология управления (см. рис. 4).

     При этом, систему управления можно рассматривать  как с позиции статики, т.е. как некий механизм (механизм управления), так и с позиции динамики, как управленческую деятельность.

     Структура и техника управления являются элементами механизма управления и включают себя соответственно:

     - функциональную и организационную  структуру, схему организационных  отношений, профессионализм персонала; 
 

     Рис. 4. Структура элементов системы  управления организации.

            Система управления

       

         Методология управления               Процесс управления             Структура управления             Техника управления
 
           

         Цели, задачи 

          Законы и  принципы 

         Методы  и функции 

         Технология  и практика управления

            
     
     
         Коммуникации 

         Схема процесса 

         Разработка  и реализация решений 

         Информационное  обеспечение

     
     
     
         Функциональные структуры 

         Схемы организационных отношений 

         Организационные структуры 

         Профессионализм персонала

     
     
     
         Система документооборота 

         Информационные  каналы 

         Компьютерная  и оргтехника, офисная мебель

 

     - компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации 
(сети связи), систему документооборота.

     Структура управления будет рассмотрена отдельно, а в отношении техники управления следует отметить, что стройность и действенность системы управления в немалой степени зависит  от системы документооборота предприятия. От неё напрямую зависит и число ошибок учёта и планирования, и оперативность реагирования на определённое воздействие. «Бумажная» бухгалтерия неизбежно отступает перед "компьютерной". Неизбежно уходит в прошлое «наказуемость» инициативы. Доказано на практике и находит всё более широкое практическое применение понимание того, что функциональность организации рабочего места повышает производительность труда работника и управленца не только технически, но и в результате получения ими положительного эмоционального настроя.

     Процесс управления, как элемент управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

      Методология же включает в себя цели, законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности. 
Основной задачей системы управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности. Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию и совершенствованию связей между частями системы. Как явление – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Управленческая деятельность рассматривается, как синтез науки и искусства. Научная часть управленческой деятельности состоит из прагматичных управленческих технологий, правил, закономерностей, т.е. мало зависит от личности управленца. Искусство же, в данном контексте, представляет собой использование менеджером своего творческого начала, интуиции, субъективного опыта, здравого смысла и т.д. Здесь наблюдается прямая зависимость от личных качеств управленца, причём такие качества, как здравый смысл и интуиция, точнее их присутствие в большей или меньшей степени, практически являются врождённой особенностью данного субъекта.

     Наибольший  интерес представляет структура  управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и должностей, распределение между  ними полномочий и ответственности  часто предопределяет и технику управления, и процесс, и методы, и функции.

     Среди этапов понимания сущности управления и построения управленческих структур следует выделить пять этапов:

1. Организация  представляется, как сумма трудовых  операций. Управлять организацией  – значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами. 
2. Организация – это административная пирамида, как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща чёткая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности, корпоративная мораль. 
3. Организация – бюрократия, где человек – это винтик огромной машины, материал для построения целого, не имеющий право на индивидуальные особенности. Индивидуальность личности подавляется разработкой и предписанием точного соблюдения инструкций практически «на все случаи жизни». 
4. Элтон Мэйо в 30-х 40-х годах двадцатого столетия предложил рассматривать организацию как общину и соответственно ей управлять. В его понимании люди были не винтиками машины, а являлись членами организации, семьи, он подчёркивал право на индивидуальность каждого, возможность иметь собственное мнение, взаимоотношения, как внутри, так и вне организации. При такой концепции на первый план выходят межличностные и межгрупповые отношения. Управление должно вписываться в психологическую структуру группы, осознавать возможность спонтанного, неконтролируемого, самоорганизации. 
5. Всё большую роль, как указывалось выше, в организации начинает играть технологическая основа. Организация – это социотехническая система, т.е. взаимодействие группы людей с определённой техникой. Техническая система и система межличностных отношений могут пересекаться. От технической системы зависят социальные отношения, а от последних – производственная система. Отсюда – организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система.

       
 
 
 

      СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ.

     Пример  системы управления Государственного унитарного предприятия 
«Федеральный научно-производственный центр «НИИ прикладной химии» является во многом характерным для многих крупных предприятий оборонного комплекса, да и промышленных предприятий России в целом.

     В методологии управления предприятием следует отметить, что, действуя на основании российского законодательства, Устава, Приказов директора и Распоряжений его заместителей, оно заявляет своей целью - получение прибыли, содержание социального сектора (поликлиники, посёлка и т.д.), повышение оборонного потенциала государства. В общем виде технология и практика, методы и функции управления предприятия остались практически неизменны со времени социалистических методов хозяйствования. 
Управленческие решения принимаются единолично, высока концентрация функций, возложенных на руководство, низкая взаимозаменяемость руководителей – «незаменимость» каждого, никто не возьмёт на себя ответственность принять решение за другого. При этом уровень ответственности за принятые решения и их исполнение невысок – он размывается большим их количеством и низким качеством, а оперативность управления не выдерживает никакой критики. 
Коммуникации между подразделениями имеют в основном вербальный характер, уровень информированности сотрудников находится в тех пределах, какие необходимы для исполнения определённой работы. Данные факторы, несомненно, отразились на экономическом положении предприятия.

     Модель  менеджмента предприятия скорее ближе к американской – формализованная  структура, индивидуальность принятия решений и т.д. Вместе с тем, уровень оплаты труда не поставлен в прямую зависимость от его результатов, что, видимо, и определяет низкий уровень ответственности. 
Однако в последние годы на предприятии стали создаваться структурные подразделения под конкретных заинтересованных менеджеров, определяющих самостоятельно направление и цели деятельности, степень обособленности от центрального аппарата управления, вид финансового взаимодействия в рамках действующего законодательства.

      Структура управления достаточно типична для предприятий  ВПК:

     Предприятие возглавляет директор, который организует всю работу предприятия и несет  полную ответственность за его состояния  и деятельность перед государством и трудовым коллективом. Директор представляет предприятие во всех учреждениях  и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.

     Главный инженер – заместитель директора  по общим вопросам руководит работой  технических служб предприятия, отвечает за содержание зданий и сооружений, территории предприятия и социального  сектора. Ему подчиняются отделы:

     - Главного механика;

     - Главного энергетика;

     - Службы охраны труда;

     - ВОХР;

     - Отдел кадров;

     - ряд обособленных структурных  подразделений, ведущих обособленную  хозяйственную деятельность, таких,  как АТС, ювелирный цех, гостиница  и т.д.

     Отдел Главного механика вместе с подчиненными ему подразделениями обеспечивает контроль за работой и наладку технологического оборудования, проводить все виды ремонта технологического оборудования, а также монтаж нового и демонтаж устаревшего оборудования.

      Отдел Главного энергетика вместе с подчиненными ему подразделениями обеспечивает бесперебойное снабжение предприятия электроэнергией, теплом, водой, и другим. Проводит планирование и осуществляет ремонт энергетического оборудования, разрабатывает и осуществляет мероприятия по реконструкции, техническому перевооружению и перспективному развитию энергетического хозяйства предприятия, проводит нормирование расходов электроэнергии, тепла, топлива, и др., а также мероприятия по их экономии, использование вторичных энергоресурсов, разрабатывает технические и организационные мероприятия по повышению надежности и увеличения срока службы энергетического оборудования, проводит работы по оптимизации режимов использования энергетического оборудования в производственных цехах, проводит инструктаж и обучение персонала.

Информация о работе Управленческая структура предприятия