Управленческие решения в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:04, реферат

Описание

Управленческое решение - это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия или воздержатся от них, связанные с достижением целей организации преодолением стоящих перед нею проблем. Любому поступку человека или всего коллектива предшествует принятие решения. Решение являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 18.91 Кб (Скачать документ)

1. Управленческие решения  в менеджменте

Управленческое решение - это обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия или воздержатся от них, связанные с достижением целей организации преодолением стоящих перед нею проблем. Любому поступку человека или всего коллектива предшествует принятие решения. Решение являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и социальных групп. Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, не смотря на универсальность решений их приятием процессе управления организацией или предприятием существенно отличается от решений, принимаемых в обычной, частной жизни.

Что отличает управленческое решение, принимаемое менеджером от решения обычного человека? Менеджер принимает решения исходя не из своих  собственных потребностей, а в  целях решения проблемы конкретной организаций и его решения, последствие  этих решений могут существенно  повлиять на жизнь многих людей, сотрудников, клиентов, партнеров.

Менеджер готовит и  принимает решения в рамках своей  служебной деятельности. Такая деятельность характеризует его труд как руководителя, который лично принимает решения  или организует работу сотрудников  по подготовке, распределению решений  по уровням системы управления (см. приложение № 3) и реализации различных управленческих решений. Поэтому ошибки в принятии управленческих решении могут привести к большим негативным последствиям. И в связи с этим закономерным является требование к повышению эффективности управленческого решения на основе научного подхода к их формированию, выбору, определению норма - правовых критериев (стандартов, правил, кодексов).

В теории принятия управленческих решении используются термин - «лицо, предпринимающее решения» (ЛПР)- это может быть один человек - индивидуальное ЛПР или группа людей - групповое ЛПР. Например, совет директоров, учредителей, акционеров словом группа людей, определяющая цели и пути развития организации или предприятия.

Технология менеджмента  рассматривает управленческое решение  как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения; принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения.

Информация часто бывает избыточной или просто не нужной, следовательно, необходимо уметь выделять нужную информацию, она называется релевантная информация – информация, имеющая непосредственное отношение к проблеме. Подобная информация становится базовой при принятии управленческого решения, по этому должна быть максимально точной.

На стадии принятия решения осуществляются разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

В процессе принятия решения  всегда найдутся множество разнообразных  вариантов решения проблемы. Например, как в старинных русских сказаньях, про добрых молодцев ищущих счастья  и стоящих на распутье около камня, на котором написано «направо пойдешь  – коня потеряешь, налево пойдешь - голову потеряешь, прямо пойдешь - мечту  свою найдешь», такое множество вариантов  предлагаемых для решения проблем  называется альтернативой.

Выбор альтернативы – это выбор наилучшего варианта решения. Причем варианты могут быть направлены как на изменения ситуации, таки на сохранения существующего положения.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Управленческое  решение – это выбор альтернатив, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочии и компетентности и направленный на достижение целей организации. Если нет альтернатив то нет и выбора, а следовательно - нет решения. Например, «О подготовке к отопительному сезону» не является принятием решения, хотя иногда так и называется.

Наилучший вариант действий принято называть оптимальным. Решение  называется оптимальным, если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора.

Решение называется рациональным (допустимым), если оно удовлетворяет определенным ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим. Это варианты действий, эффективность которых может удовлетворить ЛПР, которое всегда стремится найти оптимальный или хотя бы рациональный вариант.

Можно понятие «принятие  решения» трактовать в узком и  широком смысле:

В узком смысле – это заключительный акт деятельности по выявлению, анализу различных вариантов решения, направленный на выбор и утверждение лучшего варианта решения. В данном случае решение рассматривается как акт выбора, осуществляемый индивидуальным ЛПР или групповым ЛПР с помощью определенных правил.

В этой связи, например, говорят: «Руководитель принял решение». В  узком плане решение можно  также трактовать как результат выбора, тогда оно представляет собой предписание к действию (план работы, вариант проекта и т.п.) осуществляемый в несколько этапов. Другими словами, это совокупность всех этапов.

В широком смысле – это процесс, протекающий во времени, стадий по подготовке (выработке) решения, включая заключительный этап непосредственного принятия решения.

Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей  и прогнозируемой информации, анализе  всех факторов, оказывающих влияние  на решения, с учетом предвидения  его возможных последствий.

Существует ряд обстоятельств, которые снижают успешность решения  проблем. К ним относятся:

ориентация только на сиюминутный  экономический результат и недооценка возможных последствий;

неоправданное разделение субъектов, принимающих и реализующих решения (лучше, когда это делает одно и  то же лицо);

отсутствие предварительно сформированной психологической готовности исполнителей к восприятию решения, порождающее отторжение;

неорганизованность, непоследовательность процесса разработки решения; принятие по одной и той же проблеме нескольких решений, мало связанных друг с другом, не учитывающих имеющийся опыт; медлительность из-за неуверенности в своих силах  или излишней самоуверенности;

субъективизм разработчиков  решения, ориентация их исключительно  на личный опыт, интуицию, вдохновение, симпатии или антипатии к кому-то или чему-то, преследование, прежде всего собственной выгоды, стремление к неоправданному риску.

Избыточность или недостаточность  информации о проблеме, наличии вариантов  решения, имеющихся ресурсов и т. д.

К методам реализации решения  предъявляется ряд требований:

практическую  применимость, соответствие их содержанию и объективным условиям претворения решения в жизнь, а не желаниям и способностям исполнителей. Лучше вообще не начинать дела, нежели применять негодные, а то и недозволенные методы лишь на том основании, что они хорошо известны, удобны или кого-то устраивают.

экономичность, подразумевающую, что эффект, полученный при реализации принятого с помощью этих методов решения, будет связан с уменьшением затрат;

точность, обеспечивающую соответствие полученного результата тому, что ожидалось. Однако она требует повышенных затрат, нарастание которых происходит столь стремительно, что ею не следует злоупотреблять;

надежность, гарантирующую обусловленное количество сбоев и отсутствие ситуаций с повышенным риском;

простота, но стоит иметь в виду что сложные проблемы не решают простыми методами, например сменой руководства.

При принятии управленческого  решения менеджер должен понимать, что на эффективность решения  оказывают влияния следующие  факторы:

1. Понятность проблемы  и причинно – следственных  связей между ней и ситуацией,  в которой принимается решение  (определяет разрыв между рациональным  и приемлемым решениями, которые  не всегда лучше).

2. Характер взаимоотношений  внутри организации. 

3. Занимаемая должность  автора.

4. Личностные моменты. 

5. Наличие времени для  принятия и реализации управленческого  решения. 

6. Четкое распределение  подготовительной работы и возложение  персональной ответственности на  конкретных лиц, вовремя и четко  доводить до исполнителей поставленную  перед ними задачу, цель или  план мероприятии. 

7. Наличие четких правил, планов, уставов, инструкции.

8. Учет требуемых для  реализации решения ресурсов.

9. Степень влияния решения  на другие функции и сферы  деятельности организации, ее  партнеров. 

10. Действующее законодательство.


Информация о работе Управленческие решения в менеджменте