Управленческие решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 00:27, контрольная работа

Описание

Управленческое решение - это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

Работа состоит из  1 файл

управленческие решения.docx

— 30.83 Кб (Скачать документ)

1. Разновидности управленческих  решений

Управленческое  решение - это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в  рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации.

В процессе управления организациями принимается  огромное количество самых разнообразных  решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые  общие признаки, позволяющие это  множество определённым образом  классифицировать. Такая классификация  представлена в таблице:

Таблица 1. Классификация управленческих решений 

Классификационный

признак

      Группы

управленческих  решений 

Степень повторяемости

проблемы 

Традиционные  Нетипичные 
Значимость  цели Стратегические  Тактические 
Сфера воздействия Глобальные  Локальные
Длительность  реализации  Долгосрочные  Краткосрочные
Прогнозируемые  последствия

решения

Корректируемые  Некорректируемые
Метод разработки решения  Формализованные Неформализованные 
Количество  критериев выбора  Однокритериальные Многокритериальные 
Форма принятия Единоличные Коллегиальные 
Способ  фиксации решения  Документированные Недокументированные
Характер  использованной

информации 

Детерминированные Вероятностные 
 

Рассмотрим  её более подробно.

· Степень  повторяемости проблемы. В зависимости  от повторяемости проблемы, требующей  решения, все управленческие решения  можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся  альтернатив, и нетипичные, нестандартные  решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.

· Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения  могут быть стратегическими или  тактическими.

· Сфера  воздействия. Результат решения может сказаться на каком - либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.

· Длительность реализации. Реализация решения может  потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием  решения и завершением его  реализации пройдет сравнительно короткий срок - решение краткосрочное. В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.

· Прогнозируемые последствия решения. Большинство  управленческих решений в процессе их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких - либо отклонений или учёта новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.

· Метод  разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определённому  алгоритму. Другими словами, формализованное  решение - это результат выполнения заранее определённой последовательности действий. Например, при составлении  графика ремонтного обслуживания оборудования начальник цеха может исходить из норматива, требующего определённого  соотношения между количеством  оборудования и обслуживающим персоналом. Если в цехе имеется 50 единиц оборудования, а норматив обслуживания составляет 10 единиц на одного ремонтного рабочего, значит, в цехе необходимо иметь  пять ремонтников. Точно так же, когда  финансовый менеджер принимает решение  об инвестировании свободных средств в государственные ценные бумаги, он выбирает между различными видами облигаций в зависимости от того, какие из них обеспечивают в данное время наибольшую прибыль на вложенный капитал. Выбор производится на основе простого расчета конечной доходности по каждому варианту и установления самого выгодного. Формализация принятия решений повышает эффективность управления в результате снижения вероятности ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определённых, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.

В то же время в процессе управления организациями  часто встречаются новые, нетипичные ситуации и нестандартные проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую  роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

Конечно, на практике большинство решений  занимает промежуточное положение  между этими двумя крайними точками, допуская в процессе их разработки как проявление личной инициативы, так и применение формальной процедуры. Конкретные методы, используемые в процессе принятия решений, рассмотрены ниже.

· Количество критериев выбора.

Если  выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений) , то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджмента подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.

· Форма  принятия решений.

Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся  альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его  решение будет соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента  всё чаще встречаются сложные  ситуации и проблемы, решение которых  требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные, решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению  коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определённые решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных. Так, например, определённые решения в акционерном обществе (о выплате дивидендов, распределении прибыли и убытков, совершении крупных сделок, избрании руководящих органов, реорганизации и др.) отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров. Коллегиальная форма принятия решения, разумеется, снижает оперативность управления и “размывает” ответственность за его результаты, однако препятствует грубым ошибкам и злоупотреблениям и повышает обоснованность выбора.

· Способ фиксации решения.

По этому  признаку управленческие решения могут  быть разделены на фиксированные, или  документальные (т.е. оформленные в  виде какого либо документа - приказа, распоряжения, письма и т.п.) , и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные) . Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.

· Характер использованной информации. В зависимости  от степени полноты и достоверности  информации, которой располагает  менеджер, управленческие решения могут  быть детерминированными (принятыми  в условиях определённости) или вероятностными (принятыми в условиях риска или  неопределённости). 
 
 
 
 
 
 

2.Практическая  классификация управленческих  проблем,  задач  и ситуаций

Проблема (с греч. - преграда, трудность, задача) или проблемная ситуация - представляет собой совокупность обстоятельств (условий), возникающих под влиянием внутренних и внешних воздействий, которые нарушают заданное функционирование системы, требуют перевода её в новое состояние.

Главным характеризующим признаком любой  проблемной ситуации является частота  возможного появления. Так можно  выделить 2-е категории проблемных ситуаций:

· стереотипные;

· уникальные:

а) формализуемые  проблемные ситуации;

б) слабоформализуемые проблемные ситуации.

Стереотипность  ситуаций означает их частую повторяемость. Следовательно, есть возможность накопления опыта и подготовки вариантов  решений проблемных ситуаций, то есть стереотипные проблемы - стереотипные решения, а также возможность  технологизации процедуры решения.

Уникальные - это такие ситуации, которые  в целом не встречались в прошлом. Могли раньше иметь место какие-то части проблемы, но в целом она  выглядит другой.

Управленческие  ситуации могут быть - простыми и  сложными, хорошо просматриваемыми и  с трудом поддающимися анализу. Следует  учитывать, что отдельный участок  управления в организации находиться в системе общей управленческой ситуации, которая включает состояние  организации и людских ресурсов, уровень основных задач и проблем  развития.

Каждую  ситуацию можно разделить на отдельные  элементы (переменные и постоянные) по степени их влияния на достижение основных целей и задач. Руководитель должен уметь быстро и чётко выделить существенные, важные элементы проблем, а именно:

· состояние  выполнения намеченного плана (в  настоящ. время - за прошлый период);

· потенциал  кадров, производительность труда;

· состояние  материально-технической базы, её возможные  изменения;

· цели и задачи управления на конкретном участке, их перспектива;

· соотношение  между материальными ресурсами  и поставленными целями и задачами;

· масштабы оперативного простора, возможность  его чёткого фиксирования

и вероятных  изменений;

· основные факторы регулирования;

· временные  условия (сроки, ход производства) и  другие ограничения,

при выполнении задачи;

· внутренний и внешний рынок покупателей  и поставщиков, инфраструктура в  месте расположения предприятия;

· материальные и моральные стимулы;

· работоспособность  менеджеров;

· положение  руководителя (авторитет, престиж);

· окружающая среда.

Проблемы  как задачи, требующие решения, являются составным элементом управленческой ситуации. Элементы структуры проблемы:

· предмет (т.е. «В чём суть проблемы ?»);

· объект (т.е. «Где возникла проблема ?»);

· субъект (тот, кто связан с проблемой, её социальный, интеллектуальный элемент);

· связи (т.е. «С чем связана проблема ?»);

· цель решения проблемы (т.е. «Для чего необходимо решать проблему ?»).

Проблемы  различаются по содержанию, уровню решения, временному фактору, используемым методам .Существуют и другие классификации проблем, такие например как :

· по назначению (теоретические и познавательные);

· по отношению  к организации (внешние, внутренние, прямые и косвенные);

Информация о работе Управленческие решения