Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:31, реферат
Управленческие решения – это выбор цели управления и значений управляемых переменных, обеспечивающих достижение этой цели. Управленческие решения принимаются сотрудниками организации, имеющими свободу выбора. В процессе разработки управленческих решений участвуют и даже единолично могут их принимать как руководители, так и специалисты, в т.ч. рабочие.
1. Понятие «управленческое решение» 2
2. Функции решения в методологии и организации процесса управления 3
3. Становление дисциплины «управленческие решения» 4
4. Условия и факторы качества управленческих решений 6
Выводы 8
Вопросы для самопроверки 8
БИБЛИОГРАФИЯ 9
ТЕМА 1
ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ И РАЗРАБОТКА УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
Целью изучения данной темы является ознакомление студентов с современными моделями процесса принятия управленческого решения.
Задачи:
Оглавление
КОНТЕНТ
Принятие решений является элементом повседневной жизни человека. Решение понимается и как процесс и как результат волевого действия. Волевое действие предполагает предварительное осознание целей и средств действия, мысленное совершение действия, предшествующему фактическому действию, мысленное обсуждение оснований, говорящих за или против его выполнения.
В решении как процессе можно выделить следующие моменты:
Следует различать решения, принимаемые в частной жизни, или личные решения и деловые решения. Особенность деловых решений заключается в том, что они принимаются в рамках организации. Это предопределяет их «коллективный» характер. Деловые решения или прямо носят коллегиальный характер, или определяются целями и структурой организации.
В данном курсе предметом рассмотрения является процесс принятия решений в коммерческих организациях, хозяйственных системах. Хозяйственные системы обладают целым рядом специфических характеристик, предопределяющих особенности процесса принятия решения в них [7]:
Управленческие решения – это выбор цели управления и значений управляемых переменных, обеспечивающих достижение этой цели. Управленческие решения принимаются сотрудниками организации, имеющими свободу выбора. В процессе разработки управленческих решений участвуют и даже единолично могут их принимать как руководители, так и специалисты, в т.ч. рабочие.
2. Функции решения в методологии и организации процесса управления
Управленческие решения направлены на разрешение проблемных ситуаций. Причём под проблемной ситуацией понимается расхождение между фактическим и желаемым состояниями системы, которое можно преодолеть неединственным путём.
Процесс разработки и принятия управленческих решений не является самостоятельной функцией или этапом управления. Это сторона каждой из функций управления [1]. Управленческие решения принимаются в процессе планирования, для мотивации персонала и организации работ, в ходе контроля исполнения заданий, то есть при реализации всех основных функций управления. О коммуникации и принятии решений говорят как о связующих функциях управления.
Управленческое решение, как правило, «охватывает» все стороны процесса управления. В этой связи различают «широкое» и «узкое» понимание процесса разработки управленческого решения. В первом случае рассматривается процесс управления в целом, а во втором – речь идёт о выборе наилучшей альтернативы.
Репертуар решений является частью структуры организации. Решения могут закрепляться как в памяти принявшего решение, так и передаваться другим сотрудникам устно или фиксироваться в нормативных документах.
Управленческие решения инициируют управляющие воздействия, меняющие количество и качество организационных ресурсов, а также способы и условия их применения для достижения организационных целей.
Как правило, в литературе [1, 2 и др.) на предприятии выделяют управляющую и управляемую подсистемы. Управляющая система согласно этому взгляду ответственна за процесс управления, а управляемая – за трансформационные процессы (физическое превращение ресурсов в товар). Неявно предполагается, что организация – это бюрократия, а управлением занимаются менеджеры. Фактически управленческие решения сводятся к административным. Иногда это упрощение приводит к принципиально неверным заключениям.
В рамках теории принятия решений к управленческим решениям выработан целый ряд требований: целевая направленность, адресность, обоснованность, своевременность [3].
Миссия и цели организации предопределяют критерии выбора решений и способы измерения затрат и результатов. От правильного выбора целей и точности соответствия им принимаемых решений самым существенным образом зависит функционирование организации.
Качество принимаемого решения связано со знанием управленческой ситуации, анализом возможных последствий. Чем полнее и точнее наше знание, тем более обоснованным будет решение.
Однако, реализация этого требования связана с преодолением ряда трудностей и противоречий. Повышение обоснованности требует затрат времени и ресурсов. В некоторых случаях чрезмерные требования могут привести к непоправимому запаздыванию в принятии решения или даже «зацикливанию» процесса, так как ситуация постоянно меняется.
Другой проблемой является эмоциональная составляющая процесса принятия решения. Технократический подход рассматривает эмоции исключительно как помеху, которую, по возможности, следует исключить. Тем не менее, эмоциональная составляющая иногда помогает избежать «зацикливания», позволяет давать интегральную оценку ситуации, что приводит к эффективным решениям неструктурированных задач.
Особенность социально-экономических систем заключается в том, что их деятельность не возможна без сознательного принятия и реализации управленческих решений. Соответственно, отсутствие решения блокирует деятельность организации или приводит к беспорядочному, анархическому поведению. Всё это таит угрозу для её существования в принципе. Лучше принять своевременное удовлетворительное решение, чем пытаться искать наилучшее решение, не учитывая временного фактора. «Дорога ложка к обеду» - гласит русская пословица.
Не менее существенным является требование адресности, так как выполнение решения зачастую зависит не от того лица, которое принимает решение, а от другого сотрудника организации. Решение не должно «провиснуть», кто-то должен отвечать за него (как за принятие, так и за реализацию).
Как показывает опыт, выполнение указанных выше требований повышает эффективность деятельности организации.
Разработка и принятие управленческих решений выделилась в самостоятельную научную дисциплину в рамках менеджмента как результат опыта, полученного при планировании операций в ходе второй мировой войны, в частности при противодействии операциям немецкого подводного флота в Атлантике («исследование операций»). Однако, в основании этой дисциплины довольно много идей, появление которых связано с различными школами менеджмента. Выделим технократический, психологический, количественный, системный и ситуационный подходы к теории принятия решений.
Технократический подход получил развитие в рамках школ научного менеджмента и административного управления. Заслугой научной школы менеджмента (Ф. Тейлор, Г. Гант, Фрэнк и Лилиан Гилбрет) является акцент на специализацию производственных функций, выделение управляющей и управляемой подсистем. Классическая школа (А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Д. Муни) выработала принципы управления.
Психологический подход связывается с работами представителей школы «человеческих отношений» (Э Мэйо, Мэри Паркер Фоллетт). Достижением этой школы является выявление влияния социальных и психологических факторов на процесс управления.
В рамках количественного подхода была разработана количественная теория принятия решений, введено понятие обратной связи, обоснован принцип «необходимого разнообразия», исследованы особенности распространения информации в организации, её восприятия сотрудниками и т.п.
Использование математических моделей расширило границы возможностей лица, принимающего решение. Модели позволяют определить основные тенденции развития проблемной ситуации, провести анализ чувствительности решения к изменениям различных параметров внешней среды и, соответственно, сделать выводы о грозящих опасностях и перспективных возможностях, принять эффективное решение.
В настоящее время модели, которые начали развиваться в связи с развитием «исследования операций» (из таких областей как теория графов, математическая статистика, математическое программирование, теория игр, теория массового обслуживания и т.п.) встраиваются в автоматизированные системы поддержки принятия управленческих решений.
В конце 60-х – начале 70-х годов ХХ века популярным стал системный подход, который нашёл отражение в работах С. Бира, С. Янга, Р. Акоффа, Г. Саймона и других известных учёных. К научным достижениям этого подхода следует отнести выделение функции выгоды, установление её связи с целью хозяйственной системы, выявление противоречивости процесса принятия решения, анализ распределения полномочий, разработка модели процесса принятия решения, постановка проблемы создания культуры организации. В рамках этого подхода был разработан инструментарий анализа и конструирования организаций как целостных единиц, состоящих из взаимосвязанных элементов, влияющих друг на друга. Особо отметим работы по теории хозяйственных систем [7,8].
Сложность экономических систем и зависимость их поведения от характеристик и динамики изменения внешней среды привели к появлению в 60-е годы ситуационного подхода. Центральным элементом в этом подходе является конкретная ситуация, в которой осуществляется управление.
Особенность ситуационного подхода заключается в его «прагматичности» - он не отрицает выработанный ранее инструментарий, но использует его для анализа и управления в конкретной ситуации. В самом общем виде в ситуационном подходе можно выделить четыре элемента [2]:
В настоящее время ситуационный подход является ведущим. Считается, что он обеспечивает более высокое качество решений в реальных условиях.
Под качеством
управленческих решений
Решение разрабатывается
и принимается в условиях конкретного
окружения хозяйственной
Под макроокружением имеются в виду условия, которые оказывают опосредованное влияние на функционирование хозяйственной системы: макроэкономические условия, право, культура, политика, уровень технологического развития общества, географическое положение, природа и т.п.
Деловую среду образуют условия, непосредственно определяющие процесс разработки и принятия управленческого решения: потребители продукции/услуг хозяйственной системы, поставщики, конкуренты, национальная и международная рыночная инфраструктура, государственные и муниципальные органы управления.
Некоторые элементы макроокружения, деловой среды и внутренней среды организации оказывают существенное влияние на качество принимаемых решений. К факторам, определяющим качество управленческих решений, следует отнести: