Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:44, курсовая работа
Решение проблем больших и малых, сложных и простых, важных и второстепенных, составляющее суть процесса управления, представляет собой волевое воздействие субъекта процесса управления на объект, ради достижения стоящих перед ним целей.
Результаты управленческих решений, особенно в рамках крупных организаций, затрагивают интересы множества людей.
1.3 Классификация управленческих решений.
Решение проблем больших и малых, сложных и простых, важных и второстепенных, составляющее суть процесса управления, представляет собой волевое воздействие субъекта процесса управления на объект, ради достижения стоящих перед ним целей.
Результаты управленческих решений, особенно в рамках крупных организаций, затрагивают интересы множества людей.
Так, лишь на некоторые факторы, например, на подчинённых, может влиять прямо и непосредственно; для других взаимодействий может быть лишь опосредованным, через смешные с ним факторы; третьи факторы просто приходится «принимать к сведению» и стараться их нейтрализовать, либо застраховаться от их последствий.
На бирже, например, для этой цели, используют встречные сделки на соответствующие активы, позволяющие сводить размер возможных потерь к величине комиссионных. Управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения.
По степени влияния на будущее организации они делятся на стратегические и тактические. Первые определяют основные пути её развития; вторые – конкретные способы продвижения по ним. Так, решение организации выйти на внешней рынок будет в этом смысле стратегическим, а решение о проведение необходимых мероприятий с целью повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции – тактическим. Обычно стратегические решения принимаются на высшем уровне управления организацией, а тактические на низших.
Стратегические решения чаще всего диктуются обстоятельствами, под влиянием которых высшее руководство берёт на себя инициативу их принятия,
12.
поэтому они являются инициативными; тактические решения, конкретизирующие поступающие сверху указания, имеют характер предписанных. К разряду первых можно отнести решение об инвестирование средств в реконструкцию предприятия; ко вторым – вложении временно свободных денег в краткосрочные ценные бумаги.
В зависимости от продолжительности периода реализации принято выделять долгосрочные (свыше 5 лет), среднесрочные ( от года до 5 лет), и краткосрочные( до одного года) решения.
Долгосрочные решения обычно имеют прогнозный характер, что обусловлено видением будущего, исходящим из условий и потребностей настоящего. В результате эти решения могут остаться и не реализованными, если будущая ситуация окажется иной или если иными станут потребности.
Среднесрочные решения отражаются уже в обязательных для исполнения планах или программ, в соответствии с которыми осуществляются конкретные практические мероприятия. Планы и программы, конечно, тоже могут корректироваться, но не так часто – обычно в чрезвычайных ситуациях, или это весьма дорогое довольствие.
Краткосрочные решения отражаются не только и не, столько, в планах, сколько, в устных или письменных приказах или распоряжениях. Обычно они принимаются без предварительной подготовки.
Таким образом, чем длиннее срок, на который решения принимаются, тем более вероятностный характер будет носить результат и, наоборот, чем этот срок меньше, тем он будет более детерминированным.
По степени обязательности исполнения решения подразделяются на директивные, рекомендательные и ориентирующие, что на практике зависит от целого ряда обстоятельств, например, уровня на котором принимается решение, сроков его действия, важности для организации. Так, директивные решения обычно разрабатываются высшими органами управления в стабильных
13.
условиях по поводу наиболее
важных текущих и перспективных
проблем организации и
По функциональному назначению можно выделить организационные, координирующее, регулирующие, активизирующие и контролирующее решения. Примером организационного является решение об учреждении акционерного общества, распределение служебных обязанностей и.т.п. Регулирующее решение чаще всего предписывает способ осуществления в определённых ситуациях тех или иных действий, и выражаются в различного рода правилах, распорядка, графиках, нормах и.т.д. Координирующее решения имеют в основном оперативный характер, например, распределение текущей работы среди исполнителей. Наконец, контролирующие решения служат для оценки результата тех или иных действий подчиненных.
По способу принятия можно выделить выборочные и систематические решения. Первые обычно касаются одного или нескольких близких аспектов рассматриваемой проблемы, а вторые – охватывают её в целом во всём многообразии и взаимосвязях.
Решения принимаются людьми, и в зависимости от числа участников работы над ними делятся на единоличные и коллективные. По способу принятия последние бывают консультативными, совместными и парламентскими.
Интуитивное решение. Имеет в своей основе предположение руководителя, что его выбор правилен. На него влияет так называемое «шестое чувство», своего рода озарение, посещающее наиболее опытных менеджеров,
14.
обладающих широким кругозором. При принятие таких решений весьма велик риск ошибок, поэтому они допустимы лишь, в крайнем случае, скорее как исключение, а не правило.
Адаптационное решение. Основывается на общих знаниях, здравом смысле и имеющимся у руководителя негативном и позитивном опыте.
Так, здравый смысл на практике встречается весьма редко; опыт, на который при этом возлагаются столь большие надежды, может отсутствовать, особенно, если решение принимается впервые. Действуя же по аналогии в известном направлении, легко упустить другие, гораздо более выгодные варианты решений.
Слабой стороной обоих видов решений является их субъективность, которая обусловлена, прежде всего, характером руководителя, в соответствии, с чем они могут быть рискованными или взвешенными, инертными или импульсивными, а также компетентностью, опытом, образованием, от которых зависит уровень понимания ситуации и проблем.
Психологи считают, что необходимые для принятия решений трезвость, выдержка, умение системно мыслить и. т. п. приходят к большинству людей в возрасте около 45 лет и, по крайней мере, до 60 лет остаются довольно высоким.
По сфере реализации решения могут быть связаны с производством, сбытом, научными исследованиями, кадрами и. т. п., а по содержанию бывают техническими, экономическими и социальными. Технические решения принимаются по поводу объективных факторов деятельности организации – использования оборудования, технологий и пр. Экономические решения связаны с затратами, которые несёт организация, и обусловленными ими результатами. Социальные решения принимаются в отношении условий труда персонала, его оплаты, льгот, гарантий. (стр. 136-138, 6)
15.