Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 20:11, реферат
Выбор управленческого решения неоднозначен и во многом зависит от влияния различных факторов на этот процесс. Спектр воздействия факторов достаточно широк. Рассмотрим некоторые важнейшие факторы, которые влияют на процесс принятия управленческих решений и их эффективность.
объективность —
менеджеры не должны игнорировать фактические
условия или фактическое
— получить качественную информацию, характеризующую систему разработки решения;
— обеспечить сопоставимость (сравнимость) вариантов решений;
— обеспечить многовариантность решений;
— достичь
правовой обоснованности
возможность верификации и контроля, отсутствие реальных мероприятий по контролю, особенно когда это известно еще на стадии разработки решений, могут делать всю остальную работу по подготовке и принятию решений бессмысленной;
автоматизация процесса
сбора и обработки информации,
процесса разработки и реализации решений
— использование средств
ответственность и мотивация при принятии качественного и эффективного решения;
наличие механизма
реализации — содержание решения
должно включать разделы, охватывающие
организацию, стимуляцию, контроль при
реализации решений.
Кроме того, чтобы
быть качественным, управляющее решение
должно быть устойчивым в эффективности
к возможным ошибкам в
Цели и критерии
оценки управленческих решений. Целью
называют идеальный результат
Перечислим известные требования к цели. Цель должна быть:
недвусмысленно сформулирована и понятна исполнителям;
измеряема, для этого может быть использована обратная связь;
реальна и достижима в установленные сроки;
связана с системой вознаграждения, так как цель должна мотивировать действия исполнителя в необходимом для ее достижения направлении;
совместима с целями отдельных групп исполнителей;
формализуема. Формализация
целей — процесс очень сложный.
Формальных методов синтеза целей
не существует, при этом следует
помнить, что формулировка целей
носит эвристический характер.
Основная цель для
коммерческих организаций — максимизация
прибыли. При этом могут формулироваться
дополнительные ограничивающие требования,
например обеспечение безопасности,
недопущение ущерба и т.п.
Различают три типа организационных целей:
официальные цели — определяют общее назначение организации, декларируются в уставе или положении об организации, а также заявляются публично руководителем. Они объясняют необходимость организации для общества, имеют внешнюю направленность и выполняют важную защитную функцию, создавая организации соответствующий имидж;
оперативные цели — определяют, чем на самом деле в текущий период занимается организация, и могут не полностью совпадать на конкретный период с официальными целями. Такие цели имеют внутреннюю направленность и призваны мобилизовать ресурсы организации; формой их выражения может быть план работы;
операционные цели
— направляют деятельность конкретных
работников и позволяют давать оценку
их работе. Они еще более конкретны
и измеряемы, чем оперативные, такие
цели формулируют в виде конкретных
заданий отдельным группам и
исполнителям.
Возможна и другая классификация целей:
стратегические цели;
цели конкретной бизнес-программы;
перспективные цели;
текущие цели;
оперативные цели.
Цели становятся
инструментом управления, когда они
определены или сформулированы, известны
персоналу, приняты работниками
к исполнению.
Формализация целей имеет место при формировании критерия оценки эффективности системы. Сложность систем породила различные варианты определений критерия. Критерий определяют как количественное отражение степени достижения системой поставленных перед ней целей. Однако в менеджменте удобней рассматривать этот термин следующим образом: критерий — правило выбора предпочтительного варианта решения из ряда альтернативных. В соответствии с прогнозной эффективностью можно выделить следующие варианты решений:
неэффективные, не позволяющие решить проблему;
рациональные, позволяющие решить проблему;
оптимальные варианты
решения — варианты, позволяющие
решить проблему наилучшим образом
в определенном критерием смысле
или построить наилучшую
При сравнении вариантов управленческих решений в отсутствие заданного критерия для многопараметрической системы используют другие принципы:
принцип Парето, в соответствии с которым улучшение качества решения (операции или системы) производится до тех пор, пока улучшаются все параметры эффекта;
принцип фон Неймана-Моргенштерна,
в соответствии с которым хорошим
решением считается решение, обладающее
внешней и внутренней устойчивостью
параметров эффективности. Внутренняя
устойчивость множества параметров
эффективности достигается их несравнимостью,
внешняя устойчивость достигается
тогда, когда варианту, не вошедшему
в множество хороших решений,
соответствует более
Можно утверждать, что множество хороших решений — это совокупность несравнимых решений, улучшить каждое из которых невозможно. Можно только по тем или иным неформализуемым соображениям отдать предпочтение одному из вариантов.