Управленческое решение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:15, доклад

Описание

Технология управления – определенная система действий в области управления при решении любых задач, основанная на определенном опыте, накопленном менеджером в течение своей деятельности.
Управленческое решение – творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит через 3 стадии.

Работа состоит из  1 файл

мен.docx

— 108.70 Кб (Скачать документ)

1.Управленческое  решение. Подходы к классификации  управленческих решений.

Черты управленческих решений


 

Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация.


 

 

     


Комплексность подхода


Своевременность


Обоснованность




 

Посильность исполнения


Четкая формулировка задач


Законность



 

Преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям



 

 

 

Технология  управления – определенная система действий в области управления при решении любых задач, основанная на определенном опыте, накопленном менеджером в течение своей деятельности.

Управленческое  решение – творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит через 3 стадии.

Стадии управленческого  решения



Уяснение проблемы:


- сбор информации

- анализ информации

- выяснение ее актуальности

- определение условий,  при которых проблема будет  решена

 

 

   


 


 

 

Составление плана  решения:


- разработка альтернативных  вариантов решения

- сопоставление их с  имеющимися ресурсами

- оценка альтернативных  вариантов по социальным последствиям

- оценка по экономической  эффективности

- составление программ  решения

- разработка детального  плана решения

 


 

 

 


 

 

 

Выполнение решения:


- доведение решений до  конкретных исполнителей

- разработка мер поощрений и наказаний

- контроль за выполнением решений


 

            Управленческое решение – это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием.


Классификация управленческих решений



 

Общие – затрагивают все предприятие, его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Определяют коренные изменения на предприятии, дальнейшее развитие производства.


Частные – касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы.

 

Ре


 

 

 

Решения для воздействия  на внешнюю среду предприятия – касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов.


Решения для воздействия  на внутреннюю среду предприятия – связаны с управляемой системой.


 


 

 

Решения на длительный срок – штатное расписание.


Решения на короткий срок – авария на производстве, форс-мажор.


 

 

Слабоструктурированные решения – незапрограммированные.


Высокоструктурированные решения – запрограммированные, т.е. являющиеся результатом реализации определенной последовательности действий или шагов.

Стратегические  решения – долгосрочные и среднесрочные.


Тактические решения – детализируют долгосрочные решения.

Оперативные решения – текущие.

 

 



 

Индивидуальные решения.


Групповые решения.

Моноцелевые решения – одноцелевые.


Полицелевые решения – многоцелевые.


 


 

 

2. Методы принятия  решений.

Методы  принятия управленческих решений на основе математического моделирования.

  1. Экспертные методы.

Эксперт – человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы.

Экспертиза – проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения.

Этапы экспертизы:

  • Формулировка цели;
  • Построение объектов оценивания или их характеристик;
  • Формирование экспертной группы;
  • Определение способа экспертного оценивания и способа выражения экспертами своих оценок;
  • Проведение экспертизы;
  • Обработка и анализ результатов;
  • Повторные туры экспертизы, если есть необходимость уточнения мнения экспертов.

 

При проведении экспертиз  используются экспертные оценки:

  • Количественное выражение предпочтения (оценка) – сравнение значений разных оценок по принципу: на сколько или во сколько раз одна оценка больше другой.
  • Балльные оценки – характеризуют субъективные мнения. Пример – школьные оценки.
  • Ранжирование – упорядочивание объектов в соответствии с убыванием их предпочтительности.
  • Попарное сравнение – указывание предпочтительного объекта в каждой паре объектов.
  • Вербально-числовые шкалы – используются для получения и обработки количественными методами качественной экспертной информации.
  • Метод Дельфи – характеризуется анонимностью, регулируемой обратной связью, групповым ответом. Проводится в 4 тура.
  1. Незнакомым друг с другом экспертам раздается первая анкета.
    1. Эксперты приводят соображения, по которым они считают свои    оценки верными, им приводится статистическая обработка данных, эксперты могут изменить свое мнение.
  1. Раздается третья анкета, пересмотр оценок
    1. Эксперты знакомятся с новым групповым прогнозом, продолжается до тех пор, пока они не придут к единому мнению.

 

 

  1. Неэкспертные методы.
  • Метод неспециалиста – вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являлись специалистами в смежных областях.
  • Линейное программирование – метод, при котором решаются оптимизационные задачи, в которых целевая функция и функциональные ограничения являются линейными функциями относительно переменных, принимающих любые значения из некоторого множества значений.
  • Имитационное моделирование – способ формирования решения, при  котором лицо, принимающее решение, приходит к разумному компромиссу в значениях различных критериев.
  • Метод теории вероятности.
  • Метод теории игр – задачи решаются в условиях полной неопределенности, успех операции зависит не только от решений принимающих их людей, но и от решений или действий других людей.
  • Метод аналогий – поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления. 

Методы  принятия управленческих решений на основе творческого мышления (психологические  методы).

Стадии  процесса творческого мышления:


Подготовка  - сбор фактических  данных.


Мыслительные усилия –  использование дивергентного мышления, которое ведет либо к возможному решению проблемы, либо к фрустрации (разочарованию).


Инкубация – проблема остается в подсознании, в то время как  человек занимается другими делами, возникает возможность воспринимать новые идеи.


Озарение – «вспышка», дающая возможность решить рассматриваемую  проблему.


Оценка – анализ всех идей, полученных на предыдущих стадиях.

Психологические методы принятия решений.

Метод

Характеристика

«Мозговая атака»

Автор – А.Осборн. Смысл метода заключается в предложении сотрудниками максимального количества идей без их оценки или выбора. Существует 2 способа проведения – устный и письменный. Главная цель – разработка максимально возможного количества вариантов решения задачи. Достоинства – отсутствуют предвзятость, рутина, стереотипы в мышлении, боязнь критики и скептическое отношение руководства. Недостатки – приходится оценивать все идеи, хотя многие из них оказываются неподходящими к рассматриваемому вопросу.

«Синектика»

Проблема рассматривается  группой примерно из 9 человек. Менеджер-инструктор («Клиент») выдвигает проблему, а  «ученики» предлагают варианты ее решения, это происходит до тех пор, пока не будет найдено возможное решение. Время в течении которого проводится этот метод называется «сессия».

«Разложение на части»

Составляется перечень основных характеристик идеи и рассматривается  каждая из них с целью усовершенствования.

«Принудительные взаимосвязи»

По объекту или идее задается вопрос: «Сколько возможно иметь  различных их комбинаций для получения  нового объекта или идеи?» Метод  используется при разработке новых  моделей мебели.

«Морфологический анализ»

Все переменные заносятся  в матрицу и комбинируются  по-новому. Матрица имеет вид: левая колонка – объекты воздействия, в верхней строке – мероприятия. Свободные клетки заполняют возможными воздействиями на объект. Можно целенаправленно формировать как объекты воздействия, так и способы воздействия, а затем исследовать варианты.

«Латеральное мышление и  РО»

Творческое мышление включает в себя рассмотрение всех возможностей, включая те, которые, казалось бы, выходят  за пределы данной отрасли - это латеральное  или боковое мышление. Специалист по менеджменту Де Боно рекомендовал не спешить с суждениями и предварять идею буквами «РО» - это означает, дайте этой идее шанс, не убивайте ее слишком быстро.

«Опросных листов»

Листы служат в качестве указателей идей. Опросные листы следует применять с осторожностью, т.к. они могут подавлять творческие способности, ограничивая области опроса.

«Дневных грез»

Если длительная работа не дает новаторского решения, то в такой  ситуации полное расслабление и мечтания могут привести к творческому  озарению.

«Группового мнения»

Сбор в одной группе лиц, пользующихся различными типами творческого  решения, это позволяет сочетать разные методы.


 

Первый  уровень – рутинный. Решения представляют собой обычные рутинные решения. Этот уровень не требует творческого подхода, все действия и процедуры заранее предписаны. Ключевые навыки этого уровня: неукоснительное следование процедуре. Разумная оценка ситуации гуманное лидерство, соотношение контроля и мотивации.


Уровни принятия решений.


 

 

 

 

 

 

Четвертый уровень  – инновационный. Решение наиболее сложных проблем. Руководитель должен развивать в себе умение и способность мыслить по-новому. Ключевые навыки: творческое управление, стратегическое планирование, системное развитие.


Третий  уровень – адаптационный. Менеджер вырабатывает абсолютно новое решение. Перед руководителем становится выбор – набор проверенных возможностей и новые идеи. Ключевые навыки: идентификация проблем, систематизированное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска.


Второй  уровень – селективный. Этот уровень требует инициативы и свободы действий, но лишь в определенных границах. Успех и результативность зависят от способности менеджера выбрать направление действий. Ключевые навыки: установление целей, планирование, соотношение анализа и развития, анализ информации. 



 


Информация о работе Управленческое решение