Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 13:15, доклад
Технология управления – определенная система действий в области управления при решении любых задач, основанная на определенном опыте, накопленном менеджером в течение своей деятельности.
Управленческое решение – творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит через 3 стадии.
1.Управленческое
решение. Подходы к
Черты управленческих решений
Основой принятия эффективных управленческих решений является качественная информация.
Комплексность подхода
Своевременность
Обоснованность
Посильность исполнения
Четкая формулировка задач
Законность
Преемственность и противоречивость по отношению к ранее принятым решениям
Технология управления – определенная система действий в области управления при решении любых задач, основанная на определенном опыте, накопленном менеджером в течение своей деятельности.
Управленческое решение – творческий акт субъекта управления, направленный на устранение проблем, которые возникли в объекте управления. Любое управленческое решение проходит через 3 стадии.
Стадии управленческого решения
Уяснение проблемы:
- сбор информации
- анализ информации
- выяснение ее актуальности
- определение условий, при которых проблема будет решена
Составление плана решения:
- разработка альтернативных вариантов решения
- сопоставление их с имеющимися ресурсами
- оценка альтернативных
вариантов по социальным
- оценка по экономической эффективности
- составление программ решения
- разработка детального плана решения
Выполнение решения:
- доведение решений до конкретных исполнителей
- разработка мер поощрений и наказаний
- контроль за выполнением решений
Управленческое решение – это выбор наилучшей альтернативы из числа возможных, предполагающей набор эффективных действий по совершенствованию организации управления предприятием.
Классификация управленческих решений
Общие – затрагивают все предприятие, его производственную и финансово-хозяйственную деятельность. Определяют коренные изменения на предприятии, дальнейшее развитие производства.
Частные – касаются каких-либо подсистем, затрагивающих текущие вопросы.
Ре
Решения для воздействия на внешнюю среду предприятия – касаются ближнего окружения, партнеров, клиентов, кредиторов.
Решения для воздействия на внутреннюю среду предприятия – связаны с управляемой системой.
Решения на длительный срок – штатное расписание.
Решения на короткий срок – авария на производстве, форс-мажор.
Слабоструктурированные решения – незапрограммированные.
Высокоструктурированные решения – запрограммированные, т.е. являющиеся результатом реализации определенной последовательности действий или шагов.
Стратегические решения – долгосрочные и среднесрочные.
Тактические решения – детализируют долгосрочные решения.
Оперативные решения – текущие.
Индивидуальные решения.
Групповые решения.
Моноцелевые решения – одноцелевые.
Полицелевые решения – многоцелевые.
2. Методы принятия решений.
Методы принятия управленческих решений на основе математического моделирования.
Эксперт – человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе. Эксперты приглашаются для проведения экспертизы.
Экспертиза – проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения.
Этапы экспертизы:
При проведении экспертиз используются экспертные оценки:
Методы принятия управленческих решений на основе творческого мышления (психологические методы).
Стадии процесса творческого мышления:
Подготовка - сбор фактических данных.
Мыслительные усилия –
использование дивергентного
Инкубация – проблема остается
в подсознании, в то время как
человек занимается другими делами,
возникает возможность
Озарение – «вспышка», дающая возможность решить рассматриваемую проблему.
Оценка – анализ всех идей, полученных на предыдущих стадиях.
Психологические методы принятия решений.
Метод |
Характеристика |
«Мозговая атака» |
Автор – А.Осборн. Смысл метода заключается в предложении сотрудниками максимального количества идей без их оценки или выбора. Существует 2 способа проведения – устный и письменный. Главная цель – разработка максимально возможного количества вариантов решения задачи. Достоинства – отсутствуют предвзятость, рутина, стереотипы в мышлении, боязнь критики и скептическое отношение руководства. Недостатки – приходится оценивать все идеи, хотя многие из них оказываются неподходящими к рассматриваемому вопросу. |
«Синектика» |
Проблема рассматривается
группой примерно из 9 человек. Менеджер-инструктор
(«Клиент») выдвигает проблему, а
«ученики» предлагают варианты ее решения,
это происходит до тех пор, пока не
будет найдено возможное |
«Разложение на части» |
Составляется перечень основных
характеристик идеи и рассматривается
каждая из них с целью |
«Принудительные взаимосвязи» |
По объекту или идее задается вопрос: «Сколько возможно иметь различных их комбинаций для получения нового объекта или идеи?» Метод используется при разработке новых моделей мебели. |
«Морфологический анализ» |
Все переменные заносятся в матрицу и комбинируются по-новому. Матрица имеет вид: левая колонка – объекты воздействия, в верхней строке – мероприятия. Свободные клетки заполняют возможными воздействиями на объект. Можно целенаправленно формировать как объекты воздействия, так и способы воздействия, а затем исследовать варианты. |
«Латеральное мышление и РО» |
Творческое мышление включает в себя рассмотрение всех возможностей, включая те, которые, казалось бы, выходят за пределы данной отрасли - это латеральное или боковое мышление. Специалист по менеджменту Де Боно рекомендовал не спешить с суждениями и предварять идею буквами «РО» - это означает, дайте этой идее шанс, не убивайте ее слишком быстро. |
«Опросных листов» |
Листы служат в качестве указателей идей. Опросные листы следует применять с осторожностью, т.к. они могут подавлять творческие способности, ограничивая области опроса. |
«Дневных грез» |
Если длительная работа не дает новаторского решения, то в такой ситуации полное расслабление и мечтания могут привести к творческому озарению. |
«Группового мнения» |
Сбор в одной группе лиц, пользующихся различными типами творческого решения, это позволяет сочетать разные методы. |
Первый уровень – рутинный. Решения представляют собой обычные рутинные решения. Этот уровень не требует творческого подхода, все действия и процедуры заранее предписаны. Ключевые навыки этого уровня: неукоснительное следование процедуре. Разумная оценка ситуации гуманное лидерство, соотношение контроля и мотивации.
Уровни принятия решений.
Четвертый уровень – инновационный. Решение наиболее сложных проблем. Руководитель должен развивать в себе умение и способность мыслить по-новому. Ключевые навыки: творческое управление, стратегическое планирование, системное развитие.
Третий уровень – адаптационный. Менеджер вырабатывает абсолютно новое решение. Перед руководителем становится выбор – набор проверенных возможностей и новые идеи. Ключевые навыки: идентификация проблем, систематизированное решение проблем, создание рабочих групп, анализ возможного риска.
Второй уровень – селективный. Этот уровень требует инициативы и свободы действий, но лишь в определенных границах. Успех и результативность зависят от способности менеджера выбрать направление действий. Ключевые навыки: установление целей, планирование, соотношение анализа и развития, анализ информации.