Управление финансовыми рисками на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:36, курсовая работа

Описание

Риск присущ любой форме человеческой деятельности, что связано со множеством условий и факторов, влияющих на положительный исход принимаемых людьми решений. И современный бизнес невозможен без риска.
Актуальность темы данной работы определяется тем, что современный бизнес невозможен без риска. Риск - это оборотная сторона свободы предпринимательства. С развитием рыночных отношений в нашей стране усиливается конкуренция, расширяются возможности деятельности. Чтобы преуспеть в своем деле, нужны оригинальные решения и действия. Нужен постоянный творческий поиск, нужна мобильность и готовность к внедрению всех возможных технических и технологических новшеств, а это неизбежно связано с риском.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления финансовыми рисками
1.1 Сущность и содержание финансовых рисков
1.2 Понятие и содержание управления рисками
1.3 Методы оценки финансового риска
Выводы
Глава 2. Анализ финансовых рисков на примере ООО «Бастион»
2.1 Экономическая характеристика ООО «Бастион»
2.2 Анализ результатов финансово-экономической деятельности предприятия
2.3 Проблемы управления финансовыми рисками
Выводы
Глава 3. Проект мероприятий по снижению финансового риска
3.1 Основные мероприятия по управлению финансовыми рисками предприятия
3.2 Оптимизация структуры продаж и совершенствование маркетинговой политики как инструменты снижения финансовых рисков
Выводы
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая фин.менеджмент.doc

— 465.50 Кб (Скачать документ)

-  частичная предоплата - сочетает наличие скидки и продажу в кредит;

-  передача на реализацию - компания сохраняет права собственности на товары, пока не будет получена оплата за них;

-  выставление промежуточного счета - этот прием эффективен при долгосрочных контрактах и обеспечивает регулярный приток денежных средств по мере выполнения отдельных этапов работы;

-  банковская гарантия, предполагает, что банк будет возмещать необходимую сумму в случае неисполнения дебитором своих обязательств.

-  гибкое ценообразование - используется для защиты предприятия от инфляционных убытков.

Заключаемые контракты с покупателями должны быть гибкими: - если полная предоплата невозможна, то следует попытаться получить частичную предоплату. Следует ввести систему скидок, а не несколько разрозненных скидок; оценить влияние скидок на финансовые результаты деятельности предприятия. Считаем необходимым установить целевые ориентиры для различных видов продаж, например, часть продаж в кредит может быть зарезервирована только для перспективных клиентов, которые в данный момент не имеют в наличии денежных средств, а также входа на новые важные рынки.

Необходимо установить вознаграждения персонала в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей.

Скидки будут оправданы, если они приводят к расширению продаж и более высокой общей прибыли. Если предприятие испытывает дефицит денежных средств, то скидки могут быть предоставлены с целью увеличения притока денег, даже если в отдаленной перспективе общий финансовый результат от конкретной сделки будет отрицательным. Скидкам за раннюю плату должно отдаваться предпочтение перед штрафами за просроченную оплату, это связано с тем, что более высокая прибыль ведет к повышению налогов, в то время как скидки приведут к снижению налогооблагаемойбазы.Как было ранее указано, существует также факторинг, специальное агентство (фактор) и клиент заключают договор о продаже конкретной дебиторской задолженности. Затем предприятие извещает клиента о том, что фактор купил их долги. После этого фактор осуществляет платежи предприятию на основании договора, причем независимо от того, заплатил покупатель или нет. За предоставление фактором такой услуги клиент получает на руки номинальную сумму долга со скидкой. Факторинг может быть использован для расширения продаж: возможность продавать новым группам покупателей, а также более быстрая оборачиваемость капитала. Но и имеет ряд недостатков: чистые убытки из-за получения неполной суммы долга, потеря контроля и информации о должниками, как о потенциальных клиентах

Главной задачей управления оборотными средствами предприятия не состоит в том, чтобы свести к абсолютному минимуму риски, связанные с коммерческой деятельностью. Рациональное управление оборотными средствами состоит в умелом балансировании между рисками, связанных с недостатком оборотных средств, а значит угрозой срыва производственных планов из-за нехватки необходимых товаров, а также риски, обусловленные избытком оборотных средств, т.е. «замораживанием» денежных средств в запасах товара и дебиторской задолженности.

Расходы и риски, связанные с недостатком оборотных средств могут состоять в следующем - задержки в снабжении товарами и как следствие снижение объемов продаж из-за недостаточных запасов.

Расходы и риски, связанные с избытком оборотных средств это увеличение налога на имущество. А оптимальный уровень оборотных средств позволит максимизировать прибыль при приемлемом уровне ликвидности и коммерческого риска. Следовательно, предприятию периодически необходимо оценивать свои потребности в оборотных средствах и стремиться удерживать их на минимально необходимом уровне. Финансовое положение предприятия, его ликвидность и платежеспособность, непосредственно зависит от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги,такое влияние связано с тем, что со скоростью оборота средств связаны с минимально необходимой величиной авансированного (задействованного) капитала и связанные с ним выплаты денежных средств; потребностью в дополнительных источниках финансирования; суммой затрат, связан с владением товарно-материальными ценностями и их хранением и др. Текущее расходование денежных средств и их поступления не связаны во времени, в результате у предприятия возникает потребность в большем или меньшем объеме финансирования в целях поддержания платежеспособности. Поэтому предприятию необходимо увеличивать скорость оборота текущих активов.

Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены, в первую очередь способностью получения необходимой прибыли. Таким образом, управляя текущими активами, предприятие получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников получения денежных средств и повысить свою ликвидность.

Отметим, что непосредственное влияние на величину оборачиваемости оказывает принятая на предприятии методика их оценки. Наиболее распространенным в нашей стране до сих пор был метод оценки по фактической себестоимости.Однако при его использовании в условиях длительного хранения запасов, характерного для многих предприятий, во-первых занижается себестоимость реализованной продукции, во-вторых, существенно занижается стоимость остатков материалов, а значит искусственно завышается их оборачиваемость. Использование метода оценки материалов по стоимости последних закупок (ЛИФО), хотя и весьма привлекательно с точки зрения налогообложения, приводит к искажению величины остатков материалов в сторону их уменьшения. В результате и в этом случае достоверность показателя оборачиваемости активов снижается. Оценка запасов товарно-материальных ценностей по стоимости первых закупок (метод ФИФО) приводит к тому, что себестоимость реализованной продукции формируется исходя из наиболее низких цен на материалы, а их остатки оцениваются по максимальной стоимости. Поэтому оборачиваемость текущих активов в данном случае будет объективно ниже, чем при использовании рассмотренных ранее методов оценки запасов. Таким образом, исходя из стоящих задач и выбранной стратегии управления активами, предприятие имеет определенную возможность регулировать величину оборачиваемости своих активов.

Таким образом, эффективное управление товарно-материальными запасами позволяет уменьшить производственные потери из-за дефицита товаров, пользующихся спросом, ускорить оборачиваемость этой категории оборотных средств; свести к минимуму излишки товарно-материальных запасов, которые увеличивают стоимость операций и «замораживают» дефицитные денежные средства; снизить риск старения и порчи товаров; снизить затраты на хранение товарно-материальных запасов. Запасы товаров предоставляют предприятию свободу в составлении производственного плана и маркетинговых мероприятиях. Необходимые запасы позволяют эффективно удовлетворять потребительский спрос. Если продукции определенного вида нет в запасе, то можно потерять нынешние и возможно будущие продажи покупателю.

Есть несколько преимуществ поддержания повышенного объема запасов: предприятие может получить экономию времени за счет возможности быстро выполнять заказы. Но при этом существуют и очевидные затраты: общие издержки по содержанию запасов, включая расходы на хранение и перевозку, а также упущенная выгода от средств, вложенных в избыточные запасы, могут быть весьма значительными.

Дополнительный ущерб - угроза старения, и т.д. Поэтому предприятию следует воздерживаться от чрезмерных запасов.

Существует метод эффективного контроля запасов - АВС метод. Согласно АВС - методу запасы товаров делятся на 3 категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости. Наиболее важные запасы входят в первые две группы: А и В. Запасам, включенным в эти группы, должно уделяется особое внимание. Следует отметить, что особое выделение видов товаров в первые две группы не означает, что внимание ко всем остальным видам товарно-материальных запасов может быть ослаблено. Концентрация на отдельных, наиболее ценных видах запасов позволит достичь наибольшей экономии денежных средств.

АВС- анализ может осуществляться не по одному параметру, а по нескольким, соответственно товары можно объединять не в три, а в девять групп (в том случае, если анализ делается по двум параметрам). Например, если в анализе первым параметром будет товарооборот, тогда вторым параметром может быть не постоянство спроса товара, а любой другой параметр, важный в данный момент (например, маржинальный доход, прибыльность и т. д.). И тогда, например, по товарам группы CZ проводить мониторинг можно будет реже, чем по товарам, допустим, группы AX. Следовательно, для повышения эффективности целесообразно использовать XYZ-анализ, с его помощью можно определить, какие товары на данный момент пользуются постоянным спросом, как с точки зрения коммерции, так и с точки зрения логистики.

Товары группы – товары, имеющие постоянный спрос, Z-товары – хаотично продаваемые товары (например, обогреватели ), соответственно товары AX – AY – AZ – наиболее влияющие на товарооборот или на тот параметр, по которому делается анализ. XYZ-анализ проводится в течение длительного периода.

А если мы совмещаем ABC- и XYZ-анализы, то получаем два параметра: товарооборот и постоянство спроса. Таким образом, можно контролировать ассортимент более разумно, т. е. отслеживать отсутствие товаров из групп AX – AY – AZ чаще, чем из групп CX – CY – CZ. Можно распределять графики мониторинга, и от этого будет больше пользы, нежели от мониторинга всего ассортимента в одинаковом режиме.

Следует сделать вывод о том, что на предприятии группировка материальных затрат должна проводится для всех видов товарно-материальных запасов с целью выявления среди них наиболее значимых; по стоимости отдельных видов товаров может быть выделена конкретная группа, контроль за состоянием которой имеет первоочередное значение для управления оборотными средствами предприятия; для наиболее значимых и дорогостоящих видов целесообразно определить наиболее рациональный размер заказа, а также величину страхового запаса.

Эффективность работы предприятия и его основные проблемы характеризуют три наиболее важных финансовых показателя: выручка от реализации, прибыль, поток денежных средств. 

Каждый из показателей имеет большое значение, но наиболее важным является поток денежных средств, поступающих на предприятие, так как именно наличие или отсутствие денег в конечном счете определяют возможности и направления развития предприятия, его судьбу и вероятность выживания, поскольку при превышении поступлений над платежами и наличии необходимого резерва денежных средств предприятие получает конкурентное преимущество, обеспечивающее возможность дальнейшего развития и снижение финансовых рисков.

ООО «Бастион» должно учитывать два обстоятельства: с одной стороны, для поддержания текущей платежеспособности необходимо наличие достаточной величины денежных средств, с другой - всегда есть возможность получить дополнительную прибыль от вложения этих средств.

Основная задача анализа денежных потоков заключается в выявлении причин недостатка или избытка денежных средств, определение источников их поступлений и направлений расходования.

Основополагающие принципы управления потоком денежных средств состоят в следующем: продавать как можно больше и по разумным ценам. Цена продажи включает в себя не только реальные денежные затраты, но и амортизацию, которая на деле увеличивает денежный поток.

-  как можно больше ускорять оборачиваемость всех видов запасов, избегая дефицита, который может привести к падению объема продаж.

-  как можно быстрее собирать деньги у дебиторов, не забывая, что чрезмерное давление на всех без исключения потребителей может привести к снижению объема будущих продаж. Для ускорения получения денег можно использовать разумные скидки на свои товары и услуги.

-  постараться достичь разумных сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для дальнейшей деятельности компании; использовать любые преимущества, предоставляемые скидками, существующими у поставщиков.

Разделение всей деятельности предприятия на три самостоятельные сферы очень важно в российской практике, поскольку хороший (т.е. близкий к нулю) совокупный поток может быть получен за счет компенсации отрицательного денежного потока по основной деятельности притоком средств от продажи активов (инвестиционная деятельность) или привлечением кредитов банка(финансовая деятельность). В этом случае величина совокупного потока маскирует реальную убыточность предприятия. Когда на предприятии появляется некоторое количество свободных денежных средств, являющихся следствием того, что величина денежного потока несколько превосходит потребности компании денежных выплатах, неизбежно возникает вопрос о том, как их использовать, или иными словами, куда их инвестировать.

В каждом из возможных вариантов основным моментом является принятие решения о целесообразности инвестиций такого рода, какое базируется на трех основных принципах инвестирования: инвестиции должны быть ликвидными, безопасными и прибыльными.Поэтому критериями для принятия решения об инвестировании служат степень ликвидности предполагаемых инвестиций, степень риска, присущая данному виду инвестиций, доходность данного вида инвестиций, а также альтернативная стоимость инвестиций средств в другие объекты. При прочих равных условиях именно альтернативная стоимость, представляющая собой для предприятия стоимость («цену»), упущенной им выгоды (прибыли) из-за отказа от инвестиций денежных средств в другой объект, является окончательным критерием для принятия решения об инвестировании. Существуют специальные методики расчета альтернативной стоимости инвестиций для разных видов инвестиционных объектов, базирующиеся на технике дисконтированных денежных потоков. Для принятия решения об инвестировании разрабатываются инвестиционные проекты, которые затем оцениваются по степени рискованности и возврата на сделанные инвестиции.

Кроме, того возможно использования расчетов через бартерные операции и взаимозачеты. Бартер - прямой товарообмен между участниками сделки без использования денежных средств.

Информация о работе Управление финансовыми рисками на предприятии