Управление как наука и искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:18, реферат

Описание

Управление — древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т. е. имеет серьезный научно-методический фундамент.
Любая наука представляет собой совокупность знаний и непрестанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек.

Содержание

Введение 3
I. Управление как наука 5
II. Управление как искусство 12
III. Управление как наука и искусство 18
Заключение 21
Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

1. Управление как наука и искусство.docx

— 45.46 Кб (Скачать документ)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования 

«Рязанский  государственный университет имени  С.А. Есенина»

Факультет социологии и управления

Кафедра управления персоналом

Специальность 080504 - «Государственное и муниципальное  управление»

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

Управление  как наука и искусство

 

 

Реферат

 

 

 

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2010

 

Оглавление

 

Введение 3

I. Управление как наука 5

II. Управление как искусство 12

III. Управление как наука и искусство 18

Заключение 21

Список использованной литературы 23

 

 

                 

 

Введение

 

     Управление — древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области управления сходятся во мнении, что управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т. е. имеет серьезный научно-методический фундамент.

Любая наука представляет собой совокупность знаний и непрестанного  поиска новых данных о природе  и обществе с целью понять и  объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. В новом сложном явлении наука  стремится определить его основу, которая обычно бывает гениально  проста, открыть закономерности, скрывающиеся в кажущемся хаосе. Главным в  теории является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его  основных свойств, выявление общих  законов, связей для того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.

Практическая деятельность человечества не сводится только к  общественному производству, она  охватывает все стороны жизни, развивает  материальную и духовную культуру общества. Наука обычно опережает запросы  практики, позволяет предвидеть новые  явления, но при всей своей самостоятельности  теория во многом зависит от практики, ищет в ней подтверждений или  опровержений своих концепций —  великий процесс восхождения  мысли от абстрактного к конкретному. Практика оперирует непреложными, объективно-истинными  фактами, хотя сами по себе они не могут  решить проблемы.

Теория управления персоналом или наука об административном управлении далеко не всегда может, к сожалению, опираться на дедуктивные и экспериментальные  методы исследований, так как изучаемые  явления нельзя изолировать от влияния  внешней среды и побочных факторов. Помимо анализа и синтеза наука (и особенно искусство) располагает  еще одним удивительным, таинственным инструментом — интуицией. Несомненно, что интуиция базируется на эмпирическом и теоретическом знании изучаемого явления, но внезапность срабатывания механизма интуиции, «озарение», остается загадкой, и надежда, что интуиция, как универсальная отмычка, способна вскрыть сейфы кладовых знаний, совершенно иллюзорна. Интуиция — результат напряженной работы человеческой мысли, постоянного, настойчивого поиска решения проблемы. Так было и со знаменитым яблоком Ньютона, и со сном Менделеева, и с музыкальными находками композиторов. Интуитивной находке еще предстоит пройти сложный путь от замысла, идеи, гипотезы до вердикта практики.

Таким образом,  управление можно рассматривать  и как науку, и как искусство. Причем в первом случае управление (как наука)  - это  система упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления.  А во втором управление - как искусство – это способность эффективно применять данные науки управления в конкретной ситуации.

I. Управление как наука

Управление как наука имеет  свой предмет изучения, свои специфические  проблемы и подходы к их решению. Усилия науки направляются на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей становится более эффективным  и полезным. Наука управления имеет  свою теорию, содержанием которой  являются законы и закономерности, принципы и функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей  в процессе управления.

     Под управлением понимается  процесс воздействия на неё  для поддержания в определенном  состоянии или перевода в новое  состояние в соответствии с  присущими данной системе объективными  законами и деятельностью направленной  на достижении цели.

Термин «менеджмент» происходит от английского manage — управление, руководство. Но содержание понятия менеджмента раскрывается широко и многосторонне: менеджмент как способ управления, руководства, направления или контроля; это искусство управления и руководства, это люди, контролирующие и направляющие работу организаций, а также управленческий персонал.

Управленческая деятельность связана  также с экономическим обеспечением хозяйственных процессов. Менеджмент и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически  с одних и тех же позиций.

Управление как понятие имеет  множество определений, количество которых исчисляется сотнями.

     Предметом науки управления  является совокупность общественных  отношений, которые складываются  между людьми в процессе управления  на разных  уровнях и в различных  звеньях социально-экономической  системы. 

      В задачу науки  управления входят выявление  наиболее эффективных экономических,  технических, организационных, правовых, социально-психологических  методов  и средств достижения поставленных  перед обществом целей, выявление  мероприятий, обеспечивающих повышение  эффективности функционирования  самой системы управления в  изменяющихся условиях деятельности.

       Теория управления  издревле была объектом внимания  всех известных философов. Самые  главные её проявления: государство  и власть. Понятие «власть» зародилось  в древней Греции. Здесь впервые  появилась необходимость регулирования  взаимоотношений между гражданами  и достижение между ними согласия. Отсюда и появилась власть, как  насильственная деятельность, направленная  на защиту тех или иных субъектов  и оказывающая регулирующее воздействие  на людей.

        Одну из первых теорий управления создал Конфуций (551-478 гг. до н. э.). Им была разработана концепция благородного человека, не по происхождению, а по воспитанию. Закон идеальных отношений выражался принципом «Чего не пожелаешь себе, того не делай другим». «Гуманное управление» подразумевает правление без компромиссов, заботу о людях и их благе, кроме того, защиту идей строгой социальной дифференциации иерархического разделения обязанностей между членами общества. Причем государство должно опираться на мудрость и добродетель правителя и его помощников.

       В общем случае  управление характеризуется как  процесс согласования целей управляющей  (сферы) причины с управляемой  (сферой) следствия. При этом должен  быть установлен алгоритм переходного  процесса, который и обеспечит  наибольшую эффективность систем  и их бесконфликтность функционирования. При отсутствии универсальной  схемы управления всегда существует  предрасположенность к возникновению  революционной ситуации: когда верхи  не могут управлять по новому, а низы не желают жить по  старому.

Следовательно, на современном этапе  развития в управленческой деятельности необходимы глубокие знания законов, управляющих  эволюцией окружающего мира, целей, мотивов развития человечества, и, что  особенно важно, механизма реализации этих целей.

    Как и всякая наука,  наука управления имеет свои  фундаментальные основы, представленные  различными школами. 

Фридрих Уинстон Тейлор (1856-1915) родоначальник  теории и практики управления разделил весь цикл управления на отдельные  функции. Он поставил перед собой  цель выявить принципы, позволяющие  максимально извлечь «пользу» от любого физического труда, движения. И на основе анализа статистических данных им была обоснованна необходимость  замены господствующей в то время  системы общего руководства управления той, которая основана на повсеместном использовании специалистов узкого профиля. Он обращал внимание на необходимость  обеспечения правильного подбора, разумного использования специалистов, которое видел в углублении специализации  функций работников. Он считал, что  суть функций администрации состоит  в таком распределении работы по управлению, когда каждый служащий от помощника директора до низших должностей призван исполнять возможно меньшее количество функций.

Тейлор считал, что хороший организатор  должен обладать такими качествами, как  ум, образование, специальные технические  познания, физическая ловкость, такт, энергия, здравый смысл, крепкое здоровье.

Но, несмотря на значение личных и  деловых качеств специалиста, администратора, он считал, что главным условием является «система» организации, которую  и должен наладить руководитель.

Наряду с исследованиями по совершенствованию  технической стороны управления в середине 30-х годов все больше внимания в науке управления стала  уделяться «человеческому фактору», «человеческим отношениям». Их недооценка, упрощенное представление о мотивах  человеческого поведения, присущее «классической» теории организационного управления, стали предметом острой критики, которая послужила одной из предпосылок возникновения второй основной школы в американской теории управления — доктрины «человеческих отношений» и «человеческого поведения». Предметом исследования данной школы являются психологические мотивы поведения людей в процессе производства, групповые отношения, групповые нормы, проблемы конфликта и сотрудничества, коммуникационные барьеры, неформальные организации.

Родоначальниками концепций «человеческих  отношений» считают Эльтона Мэйо, Мэри Паркет Фоллет и Фрица Ротлисберга. Мэйо и его группа на основании  многочисленных экспериментов пришли к выводу, что: «решающее значение и влияние на производительность труда оказывают психологические  факторы». Результаты своих исследований Э. Мэйо изложил в книге «Человеческие  проблемы индустриальной цивилизации». По его мнению, учет психологического фактора приводит к резкому повышению  производительности труда, высокой  эффективности производства. Он утверждал, что главным условием роста производительности труда являются не материальные, а, прежде всего, психологические факторы.

Важным условием улучшения деятельности предприятия является повышение  общей культуры организации производства. Важную роль в формировании этого  направления сыграли исследования Мэри Паркет Фоллет в области обоснования  психологических аспектов управления. «Теория управления должна базироваться не на интуитивных представлениях о  природе человека и мотивах его  поведения, а на достижениях научной  психологии».

В 60-е годы ХХ века Ф. Герцбергом было основано «движение за обогащение труда», важнейшей целью которого является повышение заинтересованности работников в труде. Оно основывалось на учете  потребностей персонала и его  мотивации.

В конце 70-х годов ХХ века внимание привлекла теория управления человеческими  ресурсами. Ее представители Э. Шейн, Р. Петерсон, Л. Трейси и другие учитывали  широкий круг факторов, влияющих на управление персоналом: изменения в содержании труда работников, в технологии, влиянии государства, профсоюзов и т. д. «Она была призвана концентрировать внимание управляющих на формах и методах комплексного использования потенциала и способностей работников». «Хорошее управление, — признает один из ведущих американских специалистов по вопросам труда Т. Милс, — пытается получить новые выгоды от интеллекта, образования и даже от эмоций работников в равной степени, как и от их рук». Произошло расширение границ объекта воздействия: это и сам работник, и группы работников, и отношения между ними, а также связи с производственным процессом.

Наряду с этим были предприняты  попытки синтезировать технико-организационные  и социально-психологические аспекты  трудового процесса. На этой основе возникла школа «социальных систем». Одним из наиболее видных ее представителей является Г. Саймон. Общая характеристика принципов школы «социальных  систем» позволяет сделать вывод, что ее представители пытаются выявить  постоянные элементы всякой организации (организационные универсалии), однако присущие как часовому механизму, так  и обществу. Это стремление опирается  на применение к анализу социальных процессов кибернетики, математических методов и т. д. Однако основная цель, которую преследует школа «социальных  систем», заключается в создании универсальной и нормативной  теории организационного управления.

Областью комплексного изучения и  решения задач является система  принятия управленческих решений. В  частности Р. Фэлк, американский теоретик управления, выдвинул 7 принципов управленческой деятельности, которые сыграли определенную роль в повышении эффективности  системы управления.

Информация о работе Управление как наука и искусство