Управление коммерческим банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 09:57, контрольная работа

Описание

Современное банковское дело принадлежит к одной из самых динамических сфер экономики. Техническая революция, усиление конкурентной борьбы, стремительная инфляция, экономические кризисы привели к повышению рискованности банковской деятельности. На текущем этапе развития банковской системы главная задача состоит в поиске реальных путей минимизации рисков и получение достаточных прибылей для сохранности средств вкладчиков и поддержание жизнедеятельности банка. Успешное решение этой сложной проблемы нуждается в использовании многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком, которые объединены понятиям менеджмента.

Работа состоит из  1 файл

управление_ком_банками).doc

— 52.00 Кб (Скачать документ)
 

     Введение 

     Современное банковское дело принадлежит к одной  из самых динамических сфер экономики. Техническая революция, усиление конкурентной борьбы, стремительная инфляция, экономические  кризисы привели к повышению  рискованности банковской деятельности. На текущем этапе развития банковской системы главная задача состоит в поиске реальных путей минимизации рисков и получение достаточных прибылей для сохранности средств вкладчиков и поддержание жизнедеятельности банка. Успешное решение этой сложной проблемы нуждается в использовании многих методов, приемов, способов, систем и разработки новых подходов к управлению коммерческим банком, которые объединены понятиям менеджмента.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятия коммерческого  банка и банковского  менеджмента 

     В общем понимании менеджмент — это наука о наиболее рациональных системах организации и управление определенными видами деятельности. Отметим, что единой мысли относительно определения термина «менеджмент» в экономической литературе не существует. Под менеджментом понимают как систему управления финансовыми и организационными сферами деятельности, так и управленческий персонал, который осуществляет управление, т.е. руководящий состав организации.

     Во  всем мире менеджмент рассматривается  как один из важнейших факторов эффективной деятельности. В условиях жесткой конкуренции, которая сопровождает развитие рыночной экономики, необходимо постоянно совершенствовать системы и формы управления, быстро овладевать нагроможденные в теории и практике знания, находить новые неординарные решения в динамической ситуации. Лишь такой подход к управлению обеспечивает выигрыш в конкурентной среде или по крайней мере нормальные условия развития организации.

     Банковская  деятельность в современном мире - одна из наиболее конкурентных, поэтому успех и жизнедеятельность банка существенным образом определяется его менеджментом. Банковский менеджмент имеет определенную специфику, обусловленную характером и особенностями осуществления банковских операций.

     Коммерческий  банк - это финансовый институт, который предлагает широкий спектр услуг по кредитованию, сбережению средств и проведению платежей. Банк выполняет разнообразные финансовые функции относительно любого предприятия в экономике, а также является проводником монетарной политики государства. Вообще банки сохраняют и распоряжаются общественным капиталом, а следовательно, должны нести ответственность перед владельцами за сохранение денежных средств. Специфика банковской деятельности состоит в потому, что банки работают большей частью с чужими деньгами, временно аккумулированными на их счетах. Поэтому надежность отдельного банка и банковской системы в целом рассматривается как необходимое условие их деятельности.

     Тем не менее банки - это не благотворительные  организации и целью их деятельности есть получения прибылей от предоставления финансовых услуг и осуществление банковских операций. Прибыльность выступает главным показателем эффективности работы любого банка, а уровень надежности определяется совокупным риском, на который натыкается конкретный банк в процессе своей деятельности. Итак именно прибыль и риск являются основными индикаторами, за которыми следует оценивать уровень эффективности банковского менеджмента.

     Банковский  менеджмент — это наука о надежных и эффективных системах управления всеми процессами и отношениями, которые характеризуют деятельность банка. Под процессами и отношениями понимают совокупность финансовых, экономических, организационных и социальных сфер банковской деятельности.

     Объектом  управления является коммерческий банк вместе со всеми аспектами банковской деятельности во взаимосвязи с политико-правовой и социально-экономической средой. В понятие «коммерческий банк» вкладывается широкий смысл, поэтому объекты управления можно конкретизировать так: собственный капитал; привлеченное и заимствованное средства; активы; финансовый инструментарий; методология; организационные структуры; банковские продукты; персонал; информационные потоки; внутрибанковские операции; материально-техническая база; учет и отчетность; финансовые результаты и налоги; безопасность; связи с общественностью.

     Субъект управления — это ответственное  лицо или группа лиц, уполномочена принимать  управленческие решения и нести  ответственность за эффективное  управление банком. В коммерческом банке субъектами управления являются члены Правления банка, члены Совета директоров банка, лица, которые обнимают руководящие должности (руководство), команда менеджеров, которые непосредственно осуществляют процесс управления. Все субъекты управления часто объединяют под одним названием — менеджмент (руководящий состав) банка.

     Банковский  менеджмент, как и каждая наука, базируется на определенных принципах и направленный во исполнение конкретных функций с  помощью инструментария для достижения поставленных целей. Менеджмент характеризуется принципами, общими для всех сфер деятельности:

  • направленность действий субъекта управления на достижение конкретных целей;
  • единство цели, результата и средств его достижения;
  • комплексность процесса управления, который включает планирование, анализ, регулирование и контроль;
  • единство стратегического, тактического и оперативного планирования для обеспечения непрерывности соответствующего процесса;
  • контроль за принятыми управленческими решениями как важнейший фактор их реализации;
  • материальное и моральное стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива и каждого его члена в частности;
  • гибкость организационной структуры управления, которая дает возможность решать функциональные и управленческие задачи.

     Согласно классической теории управления выделяют такие основные функции менеджмента:

  • планирование;
  • анализ;
  • организация;
  • регулирование (руководство, координация);
  • мотивация;
  • контроль.

     2. Инструментарий банковского менеджмента

     Планирование деятельности рассматривается как центральное звено всего процесса управления банком и главная функция менеджмента. Планирования основывается на результатах анализа всей совокупности факторов, которые определяют условия функционирования банка в текущем периоде и в будущем. Анализ влияния факторов осуществляют, сгруппировав их за средой возникновения на внешние относительно банка и внутрибанковские. Результатом процесса планирования должен стать качественный план, на основании которого будут осуществляться другие функции менеджмента.

     Организация — это процесс установления и поддержание связей между отдельными элементами системы. Под регулированием понимают оперативное управление, т.е. принятие текущих управленческих решений, направленных на реализацию плановых задач. Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают к реализации управленческих решений, предоставляют деятельности целенаправленного характера, задают ее формы и границы.

     Функция контроля заключается в проверке выполнения принятых управленческих решений и обеспечивает беспрерывное осуществление процесса управления банком. Необходимым условием эффективности контролирующей функции есть целесообразное и оправданное объединения разных видов контроля.

     Инструментарий банковского менеджмента включает совокупность методов, приемов, средств и форм достижения целей и выполнение задач, поставленных перед банковским учреждением.

     Методы  управления - это средства влияния  на объект управления для достижения определенных целей. Методы управления разделяют на экономические, административные, социально-психологические, правовые.

     В процессе управления банком прибегают  к разным средствам влияния на объект управления, выбор которых  зависит от специфики той или  другой сферы банковской деятельности. Одним из главных инструментов управления есть процентные ставки (как по депозитам, так и по кредитам), а также: валютные курсы; уровень доходности ценных бумаг; способы выдачи и погашения кредитов; уровень обслуживания клиентов; реклама и т.п..

     Выбор конкретных инструментов банковского  менеджмента прежде всего определяется теми целями, которые формулируются  в процессе управления. Цели и задача, которых стремится достичь банк, предопределяют формирование стратегии, тактики и определяют эффективность менеджмента. Стратегическая цель деятельности банка не исключает существования множества других целей и задач в разных сферах управления банком. Итак, перечень задач, которые возникают перед банковским менеджментом и нуждаются в эффективном решении, довольно широкий.

     Задача  банковского менеджмента:

  • обеспечение прибыльной деятельности;
  • удовлетворение нужд клиентов в структуре и качестве предлагаемых банком услуг;
  • наличие адекватных систем контроля за уровнем банковских рисков;
  • создание эффективной организационной структуры банка;
  • организация работы систем контроля, аудиту, безопасности, информационных и других систем, которые обеспечивают жизнедеятельность банка;
  • создание условий для набора квалифицированных работников и полной реализации их потенциальных возможностей;
  • создание систем подготовки, переподготовки и расстановки кадров;
  • обеспечение условий для осуществления сильного и последовательного управления банком;
  • создание условий для повышения культуры работников, наличие общих ценностей, обеспечение благоприятного морального климата в коллективе.

     Одной из необходимых признаков хорошо управляемого банка есть соответствие его деятельности нормативным требованиям  органов банковского надзора  и законодательству страны. Тем не менее этого недостаточно. Качество банковского менеджмента определяется совокупностью таких факторов, как стиль руководства, методы преодоления конкуренции, размер и структура банка, эффективность применяемых методов управления, лидерство и компетентность в определении политики, стратегии и управленческих функций. Часто блестящие характеристики руководящего состава банка считаются признаками четкого, высокоэффективного управления. Наличие квалифицированного руководства хотя и очень важный фактор, тем не менее он не должен рассматриваться как единый критерий для определения качества управления.

     Эффективность процесса управления зависит от способности  предусматривать будущее, мыслить  на перспективу и пристально контролировать риски. Определяющими есть также  качество подготовки и уровень профессионализма, компетентности всего персонала банка. Кроме того, успех этого дела невозможный без приоритета общечеловеческих ценностей в системе ценностей банка. Как видим, большинство перечисленных признаков не подлежат количественному измерению и принадлежат к группе качественных характеристик банковского менеджмента.

     Банковский  менеджмент нередко рассматривают  как искусство, которое не подвергается точному определению, а воплощается  на практике, подчиняясь собственным  законам. Ведь управленческие решения часто базируются на интуиции, восприятии и ожидании изменений параметров рынка, предусмотрении движения финансовых показателей. Поскольку банковская деятельность тесно связана с состоянием финансовых рынков, а основной их характеристикой является побежалость, то результат управления банком существенным образом зависит от умения предусматривать эти изменения и соответственно реагировать и координировать деятельность.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В современном мире активно переоцениваются ценности, и все больше людей приходят к выводу, что деньги - это не единый и главный показатель в системе общечеловеческих ценностей. Акционеров и клиентов банка все чаще интересуют направления использования их денег. Они становятся не равнодушные к тому, из каких источников и какими средствами получена прибыль. Банки, которые провозглашают и осуществляют программы охраны окружающей среды, жилищного строительства, социальные программы, кредитование малого бизнеса, пользуются все более широкой поддержкой населения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

1. http://kommerchbank.narod.ru/menedzhment-kommercheskogo-banka.html

2. http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1422594/

3. http://banknt.ru/

4. http://www.martynov-ma.ru/finansi/finan_96/index.html

Информация о работе Управление коммерческим банком