Управление персоналом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 01:37, лекция

Описание

Тема 1. Персонал предприятия как объект управления.
Трудовые ресурсы и проблемы занятости.
Основные понятия управления персоналом.

Работа состоит из  1 файл

Управление персоналом.DOC

— 157.50 Кб (Скачать документ)

Акционерное общество закрытого типа. 

         АОЗТ формирует  организации управления, которые  призваны обеспечить системность в управлении, связанным с обеспечением управления в рамках соответствующих долевых вкладов акционеров, несущих полную ответственность перед вкладами других участников АОЗТ. 

Тема 5. Кадровая политика предприятия.

      1. Подбор  и отбор персонала.
      1. Технология  найма персонала  в ОС.
 

         1 

         Подбор  персонала включает в себя:

         1. Требования к кандидату на занятие должности. В этих целях могут заблаговременно отрабатываться: должностные инструкции, квалификационная карта, карта компетентности.

         Должностные обязанности  являются своего рода функциональными  характеристиками рабочего места и регламентируют порядок выполнения работником обязанностей, за результаты которых он несет ответственность перед линейным руководителем.

         Должностные обязанности:

    • права;
    • обязанности;
    • юридическая ответственность.

         На практике: общий  блок – за что отвечает, частный  блок – что обязан.

         Должностные обязанности  составляет линейный менеджер, рекомендует  отдельные позиции руководитель линейного менеджера; подписывает линейный менеджер.

         Квалификационная  карта:

         Составляется заблаговременно  в ОС под конкретную должность, это  документ, в котором отражены некоторые параметры. Она включает:

    • образование работника;
    • стаж работы на соответствующей должности до найма в ОС;
    • возраст;
    • принадлежность к полу;
    • профессия и квалификация.
 

         Карта компетентности:

    • технология реализации на конкретном участке профессиональных навыков работника;
    • личные качества работника;
    • темперамент;
    • качество лидера;
    • коммуникабельность;
    • технология адаптации в коллективе;
    • национальная принадлежность;
    • религиозная принадлежность.
 

         2. Привлечение кандидатов.

         Привлечение кандидатов в ОС может осуществляться следующим  образом:

    1. Поиск внутри ОС.
    2. Подбор с помощью сотрудников.
    3. Подбор с помощью самопроявившихся кандидатов.
    4. Объявление в СМИ и реклама.
    5. Государственные и частные агентства.
    6. Интернет.
    7. Работа в ВУЗах города.
 

         Отбор персонала.

         Отбор персонала  в ОС может включать:

    1. Первичный отбор.
    2. Собеседование.
    3. Наведение справок о потенциальном клиенте.
    4. Собеседование с руководителем структурного подразделения.
    5. Испытания.
    6. Принятие решение о найме.
 

         Первичный отбор.

         Обычно включает в себя анализ списка кандидатов по замещению вакантной должности  с учетом предъявляемых требований.

         Главная цель отбора состоит в отсеивании кандидатов, не обладающих минимальным набором характеристик для замещения должности.

         Предлагая к реализации первичный отбор, менеджер по персоналу  должен иметь представления о  бюджете, принятой стратегии, корпоративной культуре, значимости конкретной должности для ОС.

         Для наиболее распространенных методов:

    1. Анализ анкетных данных.
    2. Тестирование.
    3. Иногда экспертная поддержка.

         Анализ анкетных данных предполагает вычленение из общего массива имеющихся характеристик о кандидатах наиболее важных с точки зрения менеджера и могущих быть рычагом управления для линейных менеджеров.

         Анализ анкетных данных позволяет сравнить фактические  данные кандидата с собственной  моделью должности.

         Вопросы в анкете могут быть проставлены в достаточном количестве, но их сумма для последующего анализа должна соответствовать времени, которым может располагать менеджер при их анализе.

         Данный метод достаточно дешевый, но весьма ограничен в оценках.

         Тесты имеют две  разновидности:

    • по общесоциально-психологическим параметрам;
    • в области узкой профессии.

         Сложность тестов зависит  от должности и от соответствующего набора профилирующих вопросов, ответы на которые связываются с рыночной деятельностью ОС.

         При тестировании необходимо учитывать психологическое состояние отвечающих на вопросы, наблюдать за ними и незаметно для последних оформление менеджером собственных впечатлений.

         Исследование почерка. Данный метод основан на теории, объясняющей подчерковеркивающие особенности человека. 

         Собеседование.

         Основная задача собеседования в определении ограниченного количества кандидатов, с которыми ОС могла бы сотрудничать.

         Цель: оценка степени  соответствия кандидата портрету изначального сотрудника для фирмы, его способность к профессиональному росту, способность адаптироваться к новой ситуации.

         Работник СУП призван  сконцентрировать внимание на общих  и специфических особенностях личности потенциального работника.

         Технология собеседования  может зависеть от:

    • традиций ОС;
    • принятой стратегии;
    • личности менеджера;
    • поставленных руководителем задач;
    • собственных амбиций кандидата и т.д.

         Результаты собеседования  должны быть зафиксированы документально.

         Основные вопросы, ответы на которые после собеседования  должен получить менеджер:

    1. Сумеет ли кандидат выполнять будущую работу?
    2. Будет ли он в принципе выполнять работу качественно с учетом требования ОС?
    3. Подойдет ли кандидат для данной работы?

         Технология собеседования:

    • один на один;
    • коллективный характер;
    • при участи членов СУПа, администрации.

         Одежда:

         Женщины:

    • незначительные украшения;
    • нет ярких цветов;
    • деловой костюм;
    • нет мини юбок;
    • в руках маленькая сумочка;
    • маленький блокнотик с ручкой;
    • не яркие колготки.

         Мужчины:

    • нет скрещенных рук;
    • нет нога на ногу;
    • не протягивает руку первым;
    • если протягивается рука через стол, то подойти к менеджеру с такой стороны, с какой удобно;
    • деловой костюм (не яркие цвета)
    • если менеджер женщина, то входить с уважающим взглядом;
    • от предложения закурить лучше отказаться.

         После проведения собеседования  менеджер может навести дополнительные справки о кандидате. Основные источники:

    1. Избирательное мнение сослуживцев.
    2. Инструкция с прежнего места работы.
    3. При необходимости и возможности от органов внутренних дел, налоговой полиции.
    4. Информацию о кандидате от тех людей, чьи имена и фамилии сообщает сам кандидат.
    5. Рекомендательные письма.

         Собеседование с  линейным менеджером.

         Собеседование проводится с будущим руководителем в  присутствии члена СУП. Первый решает задачи, связанные с профессиональной оценкой кандидата и его возможностей выполнять будущие задачи. Он же призван лично оценить степень возможной профессиональной совместимости кандидата с коллективом, а так же вероятность его успешной адаптации. Представитель СУП решает обычные задачи: отбор, найм персонала.

         Кроме того, линейный менеджер обычно:

    1. Предоставляет информацию о своем подразделении.
    2. Информацию о качественных характеристиках вакантной должности.
    3. Информацию о предстоящем выполнении соответствующих функций.
    4. Информацию о режиме и графике работы.
    5. Информацию о системе оплаты труда.
    6. Общие традиции подразделения.
    7. Систему социальной защиты.

         И представитель  СУП, и линейный менеджер должны заблаговременно  готовиться к встрече с кандидатом, исходя из этого выделяются следующие стадии подготовки собеседования:

    1. Собственно подготовка к собеседованию.
    2. Создание атмосферы взаимного доверия.
    3. Интенсивный обмен информацией между сторонами.
    4. Заключение.
    5. Анализ и оценка итогов собеседования.
 

         Испытание.

         В решении вопроса  о найме обычно принимают участие:

    • менеджер по персоналу СУП;
    • руководитель СУП;
    • линейный менеджер;
    • один из функциональных менеджеров, в чьем ведении находится направление, в котором будет работать потенциальный кандидат;
    • один их топ менеджеров;
    • кадровая комиссия, если она специально создана в ОС.

         Решение принято:

    • трудовая книжка;
    • паспорт;
    • ИНН;
    • автобиография;
    • страхование;
    • диплом;
    • заявление о приеме.

         Перечень типовых  документов для приема и оформления на работу:

    • листок по учету кадров;
    • личное заявление о приеме на работу;
    • трудовая книжка;
    • подлинник и копия диплома;
    • характеристика с последнего места работы;
    • две фотографии;
    • должностные обязанности;
    • ИНН;
    • контракт, в котором указывается права, обязанности и ответственности сторон.

Информация о работе Управление персоналом предприятия