Управление персоналом в Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:50, доклад

Описание

До недавнего времени для многих стран западная модель управления персоналом была приоритетной при выборе пути экономического развития. В определенной степени она оказалась эффективной для послевоенной Германии и Японии, но, перенесенная в конце прошлого века в Россию и Украину, не дала желаемых результатов. Более того, вызвала ряд негативных последствий и кризисных явлений.

Работа состоит из  1 файл

УП В Японии.doc

— 33.50 Кб (Скачать документ)

Особенности управления персоналом в Японии 

       До  недавнего времени для многих стран западная модель управления персоналом была приоритетной при выборе пути экономического развития. В определенной степени она оказалась эффективной  для послевоенной Германии и Японии, но, перенесенная в конце прошлого века в Россию и Украину, не дала желаемых результатов. Более того, вызвала ряд негативных последствий и кризисных явлений. Многие специалисты России и Украины пришли к выводу, что наилучшим решением для наших стран станет синтез зарубежных подходов. Далее мы рассмотрим возникновение, становление и развитие систем менеджмента в Японии.

Япония: система пожизненного найма

       Стремительный прогресс Японии в период с 1960-го по 1972 год по праву можно назвать  японским чудом. Одной из причин столь бурного развития исследователи назвали систему управления.

       Японский  менеджмент, основанный на коллективизме, использовал и сегодня продолжает применять морально-психологические  рычаги воздействия на личность. Специалист по менеджменту Хидеки Йосихара выделил ряд особенностей, характеризующих японский менеджмент.

    • Гарантия занятости и создание доверительной обстановки. Это приводит к стабильности трудовых ресурсов и уменьшению текучести кадров. Гарантию занятости в Японии обеспечивает система пожизненного найма — явление уникальное и во многом непонятное для европейского мышления
    • .Гласность и открытость корпоративных ценностей. Когда все рабочие имеют доступ к информации о политике и деятельности фирмы, развивается атмосфера участия и общей ответственности, что улучшает взаимодействие и повышает производительность.
    • Сбор данных и их систематическое использование для повышения экономической эффективности производства и качественных характеристик продукции. Этому придается особое значение.
    • Управление, ориентированное на качество. Руководитель должен направлять максимум усилий на контроль за качеством.
    • Постоянное присутствие руководства на производстве.
    • Поддержание чистоты и порядка.

       Японский  менеджмент можно охарактеризовать как стремление к улучшению человеческих взаимоотношений, которое включает в себя: согласованность, моральные качества служащих, стабильность занятости и гармонизацию отношений между рабочими и управляющими.

Принципы  менеджмента

       Современные методы управления японцы в основном переняли у американцев, но творчески  их адаптировали к новым условиям и японскому менталитету. Японский менеджмент содержит ряд концепций, которые выделяют его из ряда систем менеджмента других стран. Важнейшими из них являются:

    • система пожизненного найма и процесс коллективного принятия решений;
    • концепция непрерывного обучения, что приводит к саморазвитию;
    • восприимчивость к новым идеям.

       В целом японскую систему управления можно рассматривать как синтез импортированных идей и культурных традиций. «Работодатели не используют только труд человека, они используют его всего», — краткая формула, которая объясняет взаимоотношения работодателей и наемных рабочих.

       Для сохранения дисциплины и улучшения  качества работы японский менеджмент больше полагается на вознаграждение (грамоты, подарки, деньги, дополнительный отпуск), чем на наказание (выговоры, штрафы, увольнения). Японские менеджеры прибегают к мерам наказания крайне неохотно. А увольнение работника допускается в случаях воровства, принятия взяток, саботажа, жестокости, преднамеренного неповиновения инструкциям старших по должности. Таким образом, управление персоналом становится стратегическим фактором из-за необходимости гарантии пожизненного найма.

Управление  трудовыми ресурсами

       Японский  менеджер очень тесно отожествляет себя с нанявшей его корпорацией. Многие служащие редко берут дни  отдыха и часто не полностью используют свой оплачиваемый отпуск, так как  убеждены, что их долг работать, когда  компания в этом нуждается. Местные корпорации гарантируют своим служащим работу и используют систему вознаграждений, основанную на трудовом стаже, для того чтобы предотвратить уход работника в другую фирму. Перешедший в другую компанию служащий лишается трудового стажа и начинает все сначала. Система пожизненного найма основана на гарантии занятости работника и на гарантии его продвижения. Штат комплектуется на основе личных качеств и биографических данных. Лояльность ценится больше, чем компетентность. При отборе претендентов для менеджмента высшего уровня наибольшее значение придается способности руководить людьми.

Информация о работе Управление персоналом в Японии