Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:56, реферат
Человеческой природе свойственно стремление к управлению, ведь людям часто в повседневной жизни приходится чем-нибудь управлять: автомобилем, семейным бюджетом, распорядком дня и пр. Но не всем это удается — сказываются уровень полученного образования, приобретенные навыки, интуиция, да и просто предрасположенность к качественному исполнению взятой на себя функции.
Человеческой природе свойственно стремление к управлению, ведь людям часто в повседневной жизни приходится чем-нибудь управлять: автомобилем, семейным бюджетом, распорядком дня и пр. Но не всем это удается — сказываются уровень полученного образования, приобретенные навыки, интуиция, да и просто предрасположенность к качественному исполнению взятой на себя функции. В современном обществе роль управления резко возросла: без координации со стороны специально обученных лиц, специализирующихся на регулировании производственных процессов, трудно представить нынешнюю систему разделения труда. И сегодня талант и квалификация управляющего предопределяют успех или неуспех любого мероприятия. Управление превращается в особую отрасль со своими принципами, подходами и внутренними закономерностями. Численность лиц, осуществляющих управленческие функции, стремительно растет и фактически сравнялась с количеством работников, занимающихся исключительно исполнительской деятельностью. В этих условиях крайне актуальной становится задача обеспечения профессиональной подготовки лиц, реализующих управленческие функции. Главной проблемой на пути ее решения является смысловая размытость и неопределенность сферы управления, различной в восприятии разных профессиональных групп. В то же время современный управляющий начинает воспринимать свою работу как специализированную профессиональную деятельность, с собственной сферой компетентности и собственными нормами. Однако трудности терминологического и методологического осмысления практики управленческой деятельности существенно ограничивают возможности рационализации управленческого труда, сдерживают перспективы эффективного обучения управленческих кадров.
Управление является одной из форм целеполагающей деятельности, ориентированной на достижение общественно значимого результата. Одной из обязательных предпосылок управленческой деятельности является организация, обеспечивающая оптимизацию условий для достижения запланированной цели. Поэтому управление есть понятие более объемное по содержанию, нежели организация. Организация является одним из условий управления, создающих для него необходимую инфраструктуру.
Управление — это деятельность субъекта производственного процесса, нацеленная на комплексное воспроизводство организационных связей, обеспечивающих исполнение необходимых для данного процесса функций. Это последовательное осуществление командно распорядительных действий, направленных на максимально эффективное
достижение поставленных целей. Управление позволяет обеспечить влияние на деятельность социального субъекта с целью достижения запланированных результатов в заданных условиях. Таким образом, структуру управленческой деятельности составляют
три взаимодействующих элемента:
Результатом управленческой деятельности является достижение поставленной цели. При этом управляющий может выполнять как свои собственные задачи, так и те, которые ему переданы вышестоящим управляющим или собственником, привлекающим его к соответствующей деятельности на условиях найма. Это различие лежит в основе разделения управляющих на две категории — предпринимателей, отвечающих за последствия принятых ими решений своим имуществом, и менеджеров, готовых поплатиться за свои возможные ошибки своей репутацией и карьерой. Возникновение этого различия сыграло большую роль в мировой истории, поскольку способствовало разделению роли собственника и профессионального управленца — менеджера, вызвавшему всплеск интереса к теоретическим и прикладным аспектам управленческой деятельности. Обобщение мировой управленческой практики, накопление теоретических знаний в сфере анализа сложившихся в мире систем управления послужило источником формирования самостоятельной учебной и научно-практической дисциплины —менеджмента, изучение которой стало в конечном итоге обязательным при подготовке кадров управления различных уровней.
В английском языке для обозначения феномена управления употребляется слово management, однако в русском языке эти понятия стоит разграничивать. Управление является одним из видов деятельности с собственной профессиональной сферой, тогда как менеджмент следует рассматривать как научную рефлексию этой деятельности, форму выражения заложенных в ней закономерностей. Менеджмент (от англ. management — управление) воплощает в себе черты как науки, так и искусства, нацеливая на изучение мирового опыта в сфере управленческой деятельности. Будучи объектом научного исследования, управление обнаруживает широкий спектр своих значений и смыслов. И если управление является одним из видов деятельности, то менеджмент — это научная дисциплина, включающая разнообразные методы и подходы к определению эффективных условий реализации цели организации. Менеджмент как наука стала формироваться в начале XX в., и, пожалуй, первым ученым, кто свел все принципы научного менеджмента в одной книге, стал Ф. Тейлор. Считается, что именно он стал родоначальником научного менеджмента, хотя многие из принципов этой науки были созданы задолго до него.
Постигая основы менеджмента, молодой специалист овладевает необходимыми знаниями в области управления, приобретает навыки в решении ключевых управленческих проблем.
В настоящее время современный
менеджмент является многогранной системой.
Современный менеджмент включает в
себя ряд важных операций: планирование
издержек, планирование производства,
планирование сбыта и, наконец, финансовое
планирование (планирование прибыли).
Менеджмент, как наука, позволяет
предпринимателю так
Система управления представляет собой совокупность взаимосвязанных органов управления, реализующих его методы, технику, технологию, и установленного набора правил и предписаний, определяющих поведение работников и порядок выполнения тех или иных действий. Определенное соотношение этих органов управления, соединенных между собой коммуникационными каналами, образует структуру такой системы, отражающую статику управления.
Система управления состоит из управляющей и управляемой подсистем границы между которыми весьма условны. Взаимодействие между ними осуществляется с помощью механизма управления. Он включает совокупность полномочий, принципов, методов, правил, норм, процедур осуществления управленческих действий и соответствующей частью принадлежит каждой из подсистем.
Под управляющей подсистемой управления можно понимать ту ее часть, которая вырабатывает, принимает и транслирует управленческие решения и влияет на их выполнение. Для этого она использует такие элементы механизма управления, как планирование, контроль, стимулирование и пр.
Управляющая подсистема имеет иерархическую структуру, между уровнями которой существует определенное соподчинение. Во главе ее находит направитель (центральное звено), который может быть представлен индивидом или коллективом (совет директоров).
К понятию «управляющая подсистема» близко понятие «субъект управления». В состав субъекта можно включить только те ее элементы, которые связаны с выработкой решений (неважно, на как уровне это происходит).
К управляемой подсистеме относятся элементы, которые воспринимают управляющее воздействие и преобразуют в соответствии с ним поведение тс объекта, на который оно направлено. В нее входят, например, личные интересы, цели работников и т.п.
Необходимо также уточнить и понятие «объект управления».
К нему следует относить все те элементы организации (а не только системы управления), которые воспринимают управленческое воздействие и подчиняют е свое поведение и развитие. Так, в качестве объекта можно рассматривать отдельную личность, процесс, отношения людей и пр.
Для того, чтобы взаимодействие между управляющей и управляемой подсистемами было эффективным, необходимо выполнение ряда условий. Во-первых, подсистемы должны соответствовать друг другу. Если соответствия не будет, их окажется трудно «состыковать», и они не смогут понять друг друга в процессе работы, и реализовать свои потенциальные возможности.
Во-вторых, в рамках единства управляющая и управляемая подсистемы должны обладать относительной самостоятельностью. Причина состоит в невозможности предусмотреть все необходимые действия в конкретных ситуациях из-за удаленности от места событий, незнания деталей, интересов людей и их индивидуальных психологических реакций, особенно в непредвиденных обстоятельствах. (Поэтому принятые наверху решения не могут быть оптимальными.)
В-третьих, управляющая и управляемая подсистемы должны осуществлять между собой обратную связь, определенным образом реагируя на информацию, полученную от другой стороны. Такая реакция служит ориентиром для корректировки последующих шагов, которые обеспечивают приспособление субъекта и объекта управления к изменению ситуации и друг к другу.
В-четвертых, как управляющая, так и управляемая подсистемы должны быть заинтересованны четком взаимодействии (одна — в получении необходимых в данной ситуации команд, другая — в их своевременном и точном исполнении).
Перечисленные условия должны обеспечить управляемость объекта, его реализацию на управляющее воздействие. Эта реакция может проявляться как готовность выполнения соответствующих требований, бездействия, противодействия, формальных действий, сотрудничества.
Система управления должна
быть эффективной. К признакам ее
эффективности можно отнести: оперативность,
надежность, качество принимаемых решений;
минимизацию связанных с этим
затрат времени; экономию общих издержек
и расходов на содержание аппарата
управления; улучшение технико-
Эффективность функционирования
системы управления можно повысить
с помощью более надежных обратных
связей, своевременности и полноты
информации, учета социально-
Научно-техническая революция привела к росту значимости систем управления в воспроизводственном процессе на всех уровнях иерархии: государство, регион, холдинг, финансово-промышленная группа, организация.
Технологии управления влияют
на геополитическое положение, государственный
строй, экономическую и социальную
ситуацию в стране. При этом все
большее значение приобретают автоматизированные
системы управления в реальном масштабе
времени протекания процессов и
иерархические распределенные системы
управления. Наблюдается тенденция
повышения степени
Одновременно увеличивается сложность и динамизм условий работы предпринимателей, менеджеров. Все большее распространение получают автоматизированные системы управления. Для того чтобы минимизировать риски и ущербы, а также своевременно повышать эффективность деятельности предприниматель и менеджер должны постоянно исследовать, совершенствовать автоматизированную систему управления бизнесом.
В рыночной экономике основным
двигателем исследования систем управления
является практическая проблема и необходимость
ее решения на должном уровне для
обеспечения выживания, развития бизнеса,
общества в целом.
Поэтому в деятельности предпринимателей,
менеджеров все большую роль играют: предшествующие
исследования (прогнозные и плановые);
исследования в реальном масштабе времени
протекания процессов (контрольные, диагностические,
сравнительные); последующие (отчетные,
контрольные, диагностические, сравнительные)
исследования систем управления.
Информация о работе Управление: понятие и сущность. Система управления и ее элементы