Управление предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:17, курсовая работа

Описание

Изучение личности направлено не только на психологические процессы, но и на взаимосвязи между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое. Таким образом понятие личности является главным понятием в психологии

Содержание

Введение…………………………………………………………………..……5
Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………….7
1.1. Индивидуальные проявления и особенности личности……………....13
1.1.1 Структура личности…………...…………………...……………......…13
1.1.2 Направленность личности..………………………………..……….….16
Развитие психологии личности в России……………………………..…20
Заключение …………………………………………………………………..22
Список источников информации……………………………………………25
Приложения…………………………………………………………………..26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВИК.doc

— 120.50 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Московский  техникум информатики и вычислительной техники 

Специальность 080501  “Менеджмент” 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа. 
 
 

по  дисциплине:      управленческая психология        

тема:                    понятие личности в психологии

 
 
 
 
 
 
 

 

            Студентка

            группы 3М1

                Климова М.С.
             

            Преподаватель

                Панькина Т.В.

            Реферат защищен

                с оценкой  
 
 

“  _____ ”_______________  20____года   
 
 
 
 

Москва     2009

Федеральное агентство по образованию РФ

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования

Московский  техникум информатики и вычислительной техники 

Специальность 080501  “Менеджмент” 
 

УТВЕРЖДЕНА

Цикловой комиссией

Протокол  № _________

 «      »___________ 2009 г.

Председатель  цикловой комиссии

                               /Попова В.П./

 
 

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ 

                             Студенту  Климовой Марии  Сергеевне
Название  предмета по учебному плану               Управленческая психология 
Тема  курсового проекта               Понятие личности в психологии
 
Срок  сдачи законченного  проекта «     »            2009 г.
 
 
 
 
исходные  данные

постановка  задачи 

Слотина Т.В. учебное  пособие «психология личности». Питер 2008г.

Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник. – 2-е изд. – М.: ИНФРА-М,2004;

Грановская Р.М. Элементы практической психологии, 1988, изд. – СПБ.: Ленинградского университета;

Шикулин А.Ф., И.М. Филинова. 2002;

Управленческая психология. Аспект Пресс, М.: 2009.;

Майкл Мескон, Майкл  Альберт, Франклин Хедоури. Основы менеджмента. Москва, изд. «Дело»,1997.

                       Дата выдачи задания                                                       « 22 »  января  2009 г.

Руководитель  курсового проектирования Панькина  Т.В.

                                                              

Задание принял к исполнению 3М1  Климова Мария  Сергеевна

22 января 2009г.  

 
 
 
 

Аннотация

       Актуальность проблемы, ее недостаточная научная разработанность переопределили объект, предмет, цели и задачи данной курсовой работы.

       В данной курсовой рассмотрены понятия и проблемы психологии личности, приведен анализ наиболее известных зарубежных и отечественных теорий и концепций. В данной работе представлено описание структурных характеристик личности. 

      А также рассматриваются взгляды отечественных и зарубежных психологов на происхождение и понятие о личности, ее роль и значение в этом мире.

        Курсовая работа содержит список используемой литературы и приложения для самоконтроля и самоизучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

     Введение…………………………………………………………………..……5

  1. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии………………………………………………………………….7

    1.1. Индивидуальные  проявления и особенности личности……………....13

  • 1.1.1 Структура личности…………...…………………...……………......…13

  • 1.1.2 Направленность личности..………………………………..……….….16
    1. Развитие психологии личности в России……………………………..…20

      Заключение  …………………………………………………………………..22

      Список  источников информации……………………………………………25

      Приложения…………………………………………………………………..26 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

    Введение

        Понятие личности начало складываться  уже в древности. Первоначально  термин «личность» обозначал  маску, которую надевал актёр  древнего театра, затем - самого актёра и его роль в представлении.  Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

           Направленность на целостный  подход к психологическому изучению  личности человека издавна интересовала философов. Его теоретическая разработка характерна  для ряда отечественных психологов: Б.Г.Ананьева; Б.Ф.Ломова; А.В.Петровского. Также проблемой личности занимались такие психологи как: Давыдов В.В.; Зинченко В.П.; Кон И.С.

            Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности. В общей психологии, помимо характеристик отношений личности, специальное значение имеет изучение психических свойств как интеграции всех феноменов психического развития

    человека.

           Понятие «личности» является одним из основополагающих для всех концепций .

           Знание о личности - это часть  психологического знания, которая  больше всего отражает интерес  к человеку во всей его полноте  – сложному человеческому существу  и индивидуальности.

            Психология личности интересуется  индивидуальными различиями. Хотя все люди похожи, психологов, занимающихся изучением личности, особенно интересует то, в чём они различаются.

             Изучение личности  направлено  не только на психологические  процессы, но и на взаимосвязи  между этими процессами. Понимание того, как эти процессы взаимодействуют между собой, формируя целое, часто даёт больше, чем понимание каждого процесса в отдельности. Люди функционируют как организованное целое. Таким образом понятие личности является главным понятием в психологии.

           Задачи исследования:

    1.Исторический  анализ представления о личности  в зарубежной и отечественной  психологии.

    2.Изучение  современных психологических представлений  о личности.

    3.Выделение  содержания понятия личность.     
     
     
     
     
     

    1. Определение понятия личности в отечественной и зарубежной психологии

            Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей. Социальная роль- это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах.

           Изучение личности как условия деятельности составляет специальную, психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьёзные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность  описывается в научной психологии термином «личность».

             Личность является не только  предметом психологии, но и предметом  философского, общественно – исторического  познания.[3]

              Характеризуя кратко особенности  понимания личности А.Н.Леонтьевым. Личность, по его мнению -это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе.[6]

            Соподчинение различных деятельностей  создаёт основание личности, формирование  которой происходит в онтогенезе  прижизненно. Особенности, которые А.Н.Леонтьев не относил к личности, прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения и профессиональные. Это составляет индивидные свойства человека.

             Понятие индивид, по А.Н.Леонтьеву,  выражает, во-первых, целостность и  неделимость отдельной особи  данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя  вида, отличающие его от других представителей этого вида. Индивидуальные свойства, могут многообразно меняться в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не обогащённый опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её формирования.

            Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтьевым, нашёл своё развитие в работах А.В.Петровского.

           Всеми отечественными психологами  отрицается тождество понятий   «индивид» и «личность». Понятия  личность и индивид – это  не одно и то же.

    Личность- это особое качество, которое приобретается  индивидом в обществе. Личность неотторжима от системы социальных связей, в которую она включена. Очевидно, что индивид обладает доступными чувственному восприятию свойствами: телесностью, индивидуальными особенностями поведения, речи, мимики, жестами и т.д. Личность воплощает в себе систему отношений, общественных по своей природе. Только анализ отношения «индивид-общество» позволяет раскрыть основания свойств человека как  личности. Чтобы понять основания, на которых формируются те или иные свойства личности, нужно рассмотреть её жизнь её движение в системе общественных отношений.

           Общественные отношения – часть,  сторона, аспект личности как  социального качества индивида. Включённость индивида в те  или иные общности определяет  содержание и характер выполняемых  ими деятельностей, круг общения с другими людьми, т.е. особенности его образа жизни, бытия. Но образ жизни отдельных индивидов, а также общества в целом определяется исторически развивающейся общественных отношений. Такую задачу психология может решить вместе с другими общественными науками. Для личности общество – не просто некоторая внешняя среда. Связь общественных отношений и психологических свойств личности не прямая. Она опосредуется  множеством факторов и условий, требующих специального исследования. Способы включения и мера участия личности в разных видах общественных отношений различны; в них, по-разному складываются взаимосвязи разных форм деятельности и общения.

            Понятие личность относится к определённым свойствам, принадлежащим индивиду, уникальность индивида, т.е. индивидуальность.

           Однако понятия индивид, личность и индивидуальность не одинаковы по содержанию: каждое из них раскрывает аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понятна в системе устойчивых межличностных связей, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но к ним несводимы.

            Межличностные связи, формирующие  личность в коллективе, внешне  выступает в форме общения,  характерным для предметной деятельности.

          Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих её индивидуальность. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

          Итак, индивидуальность - лишь одна из сторон личности человека.

    Рубинштейн  С.Л. считал, что все психические  процессы, с изучения которых начинается анализ психического содержания деятельности человека, протекают в личности, и каждый из них в своём реальном протекании зависит от неё. Люди в зависимости от общего склада их индивидуальности различаются по типам восприятия и наблюдения, памяти, внимания. Индивидуальные различия проявляются в самом содержании воспринимаемого, запоминаемого, что особенно ярко выступает в избирательном характере запоминания и забывания.[2]   

           Зависимость психических процессов  от личности выражается в том - что они, как показал анализ, не имея самостоятельной линии, зависят от общего развития личности.

           Тот факт, что психические процессы  человека суть проявления личности, выражается, в том, что у человека  они не остаются только процессами, совершающимися самотёком, а превращаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на разрешение встающих перед ней в жизни задач.  

         Ковалёв А.Г. определил понятие личность как сложное, многогранное явление общественной жизни. Личность является продуктом общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития –с другой.  

        Психология останавливает внимание на субъективном мире личности, его структуре и закономерностях формирования и развития. Личностью признавался только выдающийся человек как отдельная особь, действующая по своему произволу; остальные люди рядовые члены общества, согласно этому представлению, не являлись личностями. Личность неотделима от общества. Богатство человека продукт общественного производства.

           Общество формирует личность в интересах развития общества. Личность – сознательное существо, оно может выбирать из многих возможных тот или иной образ жизни: смиряться или бороться против несправедливости, отдавать все силы обществу или жить только личными интересами. Всё это зависит не только от общественного положения человека, но и от потребностей общественного развития.

           Исходя  из определений личности, отечественными психологами в качестве исходного принимается подход, согласно которому личность характеризуется как особое качество, приобретаемое индивидом в совокупности общественных по своей природе отношений, подход, который характеризует индивида со стороны его связей с другими индивидами, в общении с другими людьми.

           Г.У.Олпорт сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление». [10]  

            Таким образом он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся систему.   Термин «психофизические» он использовал, чтобы показать, что личность есть «ни нечто исключительно ментальное, ни нечто исключительно нервное». Под «организацией» Олпорт понимал единство в личности телесного и психического.

           Американский психолог В.Джеймс писал, что личность «в наиболее широком смысле – есть общий итог того, что человек может назвать своим, т.е. не только собственное тело и собственные психические силы, но и принадлежащие ему дом, жену, детей, предков, друзей, свою добрую славу и творческие произведения, поземельную собственность, лошадей, яхту и текущий счёт. Отсюда, по Джемсу, потеря хотя бы части собственности рассматривается как ущемление достоинств самой личности.  Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений.[4]

             Личность, по Юнгу, включает три  основные системы: Эго, личное  бессознательное и коллективное  бессознательное.

           Развитие личности, или индивидуация, по Юнгу – это процесс интеграции  многих внутриличностных функций  и тенденций. В процессе индивидуации  может произойти, по Юнгу, самореализация, но, к сожалению, она доступна  далеко не всем людям, а лишь высокообразованным и высоконравственным.

           Принцип наследования, по Юнгу, заключается  в том, что наследственность  включает не только биологические  инстинкты, но и родовые «переживания»  – расовые воспоминаний, благодаря  повторению их во множестве  поколений.[9] 

    1.1. Индивидуальные проявления и особенности личности

  • 1.1.1. Структура личности
  •        В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г.Ковалёв, К.К.Платонов, А.И.Щербаков). Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К.Платонов. В предложенной им динамической функциональной структуре личности содержится как координационный, так и субординационный принципы построения. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры:

    1) направленность  личности;

    2) опыт;

    3) индивидуальные  особенности психических процессов;

    4) включает  биопсихические свойства.[5]

             Кроме  того, в структуре личности  выделены две общие подструктуры (характер и способности). В то же время каждая из общих подструктур отражает определённый аспект изучения поведения личности: устойчивость проявления черт в различных видах деятельности (характере личности) или в каком - то конкретном виде деятельности  (способности личности к данному виду деятельности);

    1) подструктура  личности, названная «направленность личности», объединяет качества направленности и отношения личности, проявляющиеся как моральные черты. Направленность личности включает в себя такие её формы, как влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение. В этих формах направленности личности проявляются и отношения и моральные качества личности, и различные потребности. Эта подструктура формируется путём воспитания.

    2) подструктура  личности, названная   «опыт» объединяет  знания, навыки, умения, привычки, приобретённые в личном опыте путём обучения, но уже с заметным влиянием и биологически и генетически свойств личности.  Эту подструктуру иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью.

    3) подструктура  личности, названная «особенности психических процессов»,       

    объединяет  индивидуальные особенности психических процессов, понимаемых, как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли.

    4) подструктура  личности, названная «биопсихические свойства», объединяет свойства темперамента, возрастные свойства личности и её патологические. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только компенсируют. Активность этой подструктуры определяется основными свойствами нервной системы. [11]

             А.В.Петровский и В.А.Петровский  понимали структуру личности, когда  она рассматривается как «сверхчувственное»  системное качество индивида. Рассматривая личность в системе отношений, они выделяют три типа атрибуции личностного бытия индивида (или три аспекта трактовки личности). Первый аспект рассматривает - личность имеется в виду как свойство, присущее самому субъекту.

             Второй аспект – способ понимания  личности, когда сферой её определения и существования становится  «пространство межиндивидных связей».

            Третий аспект рассмотрения – здесь обращается внимание на воздействие, которое вольно или невольно индивид оказывает своей деятельностью на других людей. Личность воспринимается уже под новым углом зрения:  её важнейшие характеристики, которые пытались усматривать в качестве индивида, предлагается искать не только в нём самом, но и в других людях. В этом случае личность выступает в качестве идеальной представленности индивида в других людях. Сущность этой идеальной представленности –в тех реальных действенных изменениях интеллектуальной сферы другого человека, которые производит деятельность субъекта или его участие в совместной деятельности . «Инобытие» индивида в других людях –не статичный отпечаток .Речь идёт об активном процессе , о своего рода продолжении себя в другом ,  вследствие которого личность обретает вторую жизнь в других людях . Продолжаясь в других людях, со  смертью индивида личность полностью не умирает. Индивид как носитель личности  уходит из жизни, но персонализированный в других людях, продолжает жить. Таким образом, личность может быть характеризуема  только в единстве всех трёх предложенных аспектов рассмотрения. [7]

           

    1.1.2. Направленность личности

            Несмотря на различие трактовок  личности, существующее в отечественной  психологии, во всех подходах  её ведущей характеристики выделяется  её направленность. В разных концепциях  эта характеристика раскрывается  по разному: как «динамическая  тенденция», «смыслообразующий мотив», «доминирующее отношение», «основная  жизненная направленность», «динамическая организация сущностных сил  человека». Она так или иначе выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, идеалов, ценностных ориентаций, убеждений.

                Совокупность устойчивых мотивов,  ориентирующих деятельность личности  и относительно независимых от  наличных ситуаций, называется направленностью  личности человека.

               Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путём воспитания. Направленность- это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных иерархически форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами её деятельности.

               Краткая характеристика каждого  из выделенных форм направленности: 

    1. влечение – смутное стремление направленное на какой- либо предмет или действие вследствие той или иной маловыраженной потребности. Для влечения характерно отсутствие чётко понимаемой, осознанной цели;
    2. желание - более высокая форма направленности, при которой человек осознаёт то, к чему он стремится, т. е. цель своего стремления;
    3. стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;
    4. интерес – ещё более высокая и осознанная форма направленности на предмет, однако являющаяся только стремлением к его познанию;
    5. склонность – стремление к определённой деятельности. На основе интересов и склонностей формируются идеалы;
    6. идеал – форма направленности, воплощённая в конкретном

      образе, на который человек, имеющий данный идеал, хочет походить;

    1. мировоззрение – это система взглядов, представлений и понятий о мире, его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе;

    8)  убеждение  – высшая форма направленности  личности – это система мотивов  личности, побуждающих её поступать  в соответствии со своими взглядами,  принципами, мировоззрением. [12]    

                 Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам.

             Потребностно – мотивационная  сфера характеризует направленность личности лишь частично, является как бы исходным её звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Следует различать цель деятельности и жизненную цель. Человеку приходится выполнять в течении жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определённая цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую – то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но и реальности её осуществления рассматривается как перспектива личности. Состояние расстройства, подавленности, противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему перспективу, называется фрустрацией. Она возникает в тех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реально непреодолимыми препятствиями.

            Ф.Е.Василюк выделяет следующие  виды фрустрационного поведения: 

    1. двигательное возбуждение – бесцельное и неупорядоченные реакции;
    2. апатия;
    3. агрессия и деструкция;
    4. стереотипия – тенденция к слепому повторению фиксированного поведения;
    5. регрессия, которая понимается либо «как обращение к поведенческим моделям, доминированным в более ранние периоды жизни индивида». [1] 
     
     
     
     
     
     
     

    2. Развитие психологии  личности в России

          Психология личности в России  развивалась в четыре периода: 

    Первый  период – последнее десятилетие 19 века – 20 – е годы 20 века.

    Для него характерным было появление самой идеи личности. Превращение человека в личность рассматривалось как идеальная модель, как социально желаемый итог его развития. Идея личности постепенно трансформируется в идею развитой личности, но пути и средства её формирования только намечаются. Проблематика личности на данном этапе ещё только прорисовывается и не имеет не только феноменологического пространства. В этой связи есть основания думать, что для первого периода развития психологии личности характерны: общефилософский подход, начало экспериментального изучения, не востребованность психологических знаний о личности социальной практикой.

          Второй период – 30 – е –  середина 60 – х годов 20 века.

    Проблема  личности начинает занимать устойчивое положение, приобретает 

    дисциплинарный  характер. Осуществляется  попытка раскрыть личность как психологическую категорию. Намечаются более чёткие области исследования личности: воля, активность, характер, темперамент, сознание, бессознательное, развитие личности. Происходила простая подмена слова

    «человек» «личностью», что служило его духовной и социальной состоятельности. Тенденция ограничиться только словесными декларациями о личности долго ещё сохранялось в советской психологии. 

         Третий период – середина 60 –  х – конец 80 – х годов  20 века.

    Это период создания концепций «нового советского человека». Психология личности как бы сопровождала вовне, обнаруживая свои возможности и оттесняя другую психологическую проблематику. Идея личности трансформируется в личностный принцип. Делается попытка построить структуру личности, дать новое, более обобщённое понятие о личности. Вновь смешиваются психологический и социологический уровни исследования личности. Усиливается внимание к методам исследования личности. Идёт поиск механизмов формирования и развития личности.

          Четвёртый период – конец 80 – х – 90 – е годы 20 века.

    В этот период сохраняются многие особенности  третьего периода, но при этом усиливается  внимание к методологическим аспектам. Феноменологические аспекты личности становятся господствующими в её проблематике. Открываются «новые» грани личности: персонализация, субъектность, неадаптивная активность. Объявляется создание теории личности. Личность объявляется системным качеством. Идёт попытка  применения системного подхода к изучению личности. Внутри каждого из названных периодов развития психологии личности были вычленены и обобщены  те научные направления и школы, которые реализовали различные исследовательские задачи, но были объединены фактором «общего времени», и фактором общего социального контекста. [5] 
     

    Заключение 

          Если обобщить определения понятия  «личность», существующие в рамках  различных психологических теорий  и школ (К.Юнг, К.Левин, А.Маслоу  и других), то можно сказать,  что личность традиционно понимается  как «… синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде».

             Итак, можно сказать, что личность  человека это социальное по  своей природе, относительно устойчивое  и прижизненно возникающее психологическое образование, представляющее собой систему мотивационно – потребностных отношений.

             Такое определение личности вполне соответствует её пониманию в частности в отечественной психологии, ориентировавшейся на марксизм (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович).

               Во – первых личность является  атрибутом каждого человеческого  субъекта, но не самим этим  субъектом. 

              И во – вторых, что личность  является такой психологической  характеристикой субъекта, которая  регулирует его отношения с объективной действительностью.

            Таким образом, личность это  система мотивационных отношений,  которую имеет субъект. 

              А также, во – первых быть  личностью значит быть субъектом  собственной жизнедеятельности.  Психологические исследования личности как субъекта витальности – это изучение биологических предпосылок поддержания человеком своих взаимоотношений с миром. Уровень личности человека применительно к построению им собственной жизни может быть зафиксирован в термине индивидуум или индивидуальный субъект. 

                Во – вторых, быть личностью  – это значит быть субъектом  предметной деятельности. Последняя  может быть раскрыта как производство  человеком предметов духовной  и материальной культуры. Психологические  исследования личности как субъекта предметной деятельности посвящены: зависимости протекания психических процессов человека от того места, которое он им придаёт в организации собственной деятельности. В работах этого направления личность выступает в значении «деятель».

               В – третьих, быть личностью  – это быть субъектом деятельности  общения. Необходимо различать  собственно общение и коммуникацию. Общение же – это производство  индивидами их общего, что предполагает  достижение взаимной, идеальной  представленности взаимодействующих сторон. Строго говоря, быть личностью, как субъектом общения невозможно без той или иной степени идеальной отлаженности человека в жизни других людей.

              А также следует отметить, что  в принципе верная идея о  том что «личностью не рождаются», что личностью человек становится, «выделывается» послужила в отечественной психологии основанием для совершенно неверной, точки зрения, что не каждый человек – личность.        
     
     

               

                                     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Список  источников информации

    1. Алейникова Т.В. Психоанализ: Учеб.пособие.- Ростов н/Д: Феникс,2000.

    2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М: «Черо», 2000.

    3. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности – СПб: «Питер», 2000.

    4. Ковалёв А.Г. Психология личности. изд 3 переработ. и доп. М.; «Просвещение», 1999.

    5. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М. «Просвещение» 2000.

    6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,2001.

    7. Котова И.Б. Психология личности в России. Столетие развития. – Ростов н/Д. 2002.

    8. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии. Учеб. пособие для студентов пед. ин- тов. М; «Просвещение» 2006.

    9. Непомнящая Н.И. Психодиагностика личности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: 2001.

    10. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования / Пер. с англ. М.С.Жамкочьян под ред. В.С.Магуна – М.: «Аспект Пресс»,2000.

    11. Петровский А.В. Быть личностью, М. «Педагогика» 1999.

    12. Слотина Т.В. Психология личности. «Питер» 2008. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Приложения 

    Информация о работе Управление предприятием