Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть методы, модели подбора, найма, отбора персонала.
Тема курсовой работы звучит как процесс формирования кадрового потенциала
организации. Это достаточно сложный процесс включает в себя ряд подпроцессов,
успешное последовательное выполнение которых приводит к формированию
устойчивого, надежного трудового коллектива. Иностранные и российские
специалисты в области управления
человеческими ресурсами
процесс по разному: Human Research Management – на западе и кадровая
политика (управление трудовыми ресурсами) в России.
Кадровая политика –это одно из основных направлений деятельности любой
направлений деятельности любой организации, фирмы, которая ставит своей целью
успешное существование. Ибо, как мы знаем, кадры решают все!
Рассмотрение всего процесса формирования кадрового потенциала может стать
отдельной темой дипломной работы. В рамках курсовой работы по дисциплине
«Управление персоналом», как мне кажется, было бы рациональнее рассмотреть
более детально ряд этапов этого сложного процесса, естественно, начиная
сначала, т.е. с процесса найма, отбора персонала
[1].
Поиск и отбор персонала является продолжением кадровой политики, реализуемой
предприятием, и одним из ключевых элементов системы управления персоналом,
тесно увязанным практически со всеми основными направлениями работы в этой
сфере (см. схему)[2].
· Кадровое планирование, отражая политику и стратегию
организации, определяет качественную и количественную потребность в
персонале. Кадровое планирование задает четкие ориентиры, касающиеся
профессиональной принадлежности, квалификации и численности требующихся
организации работников.
· Анализ работы, нормирование труда и оценка исполнения
позволяют выработать требования и критерии, в соответствии с которыми будут
отбираться кандидаты на конкретные вакантные должности. С другой стороны,
оценка рабочих показателей новых работников после некоторого периода их
работы в организации
отбора.
· Система стимулирования дает возможность выработать
политику стимулирования труда и набор стимулов, направленных на привлечение
кандидатов, отвечающих всем необходимым требованиям, а также способствует
удержанию уже нанятых работников.
· Оргкультура, то есть порядки, нормы поведения и
трудовые ценности, культивируемые в организации, учитываются при установлении
критериев, используемых при поиске и отборе новых работников. Укомплектовать
организацию работниками, способными принять действующие в ней нормы,
ценности, правила, не менее важно, чем найти профессионалов, обладающих
необходимыми знаниями, опытом, навыками и деловыми качествами. Опыт многих
всемирно известных фирм, добившихся выдающихся успехов в своей сфере бизнеса,
показывает, что успех организации зависит от умения найти людей с нужным
складом ума, с нужным отношением к делу, готовых с полной отдачей сил
работать для достижения организационных целей.
· Система мер по адаптации новых работников к работе в
организации и к трудовому коллективу является прямым продолжением процесса
поиска и отбора кадров. Важно не только отобрать лучших работников, но и
обеспечить их мягкое вхождение а организацию и быстрый выход на требуемый
уровень рабочих показателей.
· Обучение - это продолжение процесса отбора и адаптации
новых работников. Оно направленно как на освоение новичками необходимых для
успешной работы знаний и навыков, так и на передачу им установок и
приоритетов, составляющих ядро организационной культуры.
Однако для того, чтобы связь
между основными
процесса управления персоналом и работой по поиску и отбору персонала для
заполнения вакансий, имеющихся в организации, не была декларирована лишь на
бумаге, необходима определенная структура службы управления персоналом.
Хорошие результаты дает опыт многих российских предприятий, когда в единую
службу управления персоналом объединяются отдел кадров, отдел труда, отдел
обучения и психологическая служба. Эффективность деятельности по поиску и
отбору новых работников повышается, если это направление работы
осуществляется под единым руководством и координируется с другими сферами
деятельности, связанными с управлением персоналом, начиная от ведения
кадровой документации и кончая вопросами нормирования и социальной защиты.
Это позволяет не только придерживаться более четких критериев и процедур
при поиске и отборе кадров, но и обеспечивает высокие результаты в
профессиональной и социальной адаптации новых работников
Цель данной курсовой работы - рассмотреть методы, модели подбора, найма,
отбора персонала.
Предметом будет сам процесс процесса найма, отбора, подбора персонала
Объектом является персонал организации, которая нуждается в новых сотрудниках.
Актуальностью данной работы может является малая степень использования в
современных российских условиях современных методов найма персонала. Работа
любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата.
Отбор новых работников не только обеспечивает режим нормального
функционирования организации, но и закладывает фундамент будущего успеха. От
того, насколько эффективно поставлена работа по отбору персонала, в
значительной степени зависит качество человеческих ресурсов, их вклад в
достижение целей организации и качество производимой продукции или
предоставляемых услуг.
Глава1. Теоретические основы процесса набора персонала
Процесс формирования трудовых ресурсов присущ, безусловно, любой
организации. Его чрезвычайно важное значение давно признано в теории
управления персоналом, однако в практической деятельности это не всегда
находит адекватное отражение.
Компании не жалеют усилий, добиваясь улучшения качественных показателей
производимой продукции либо услуг, настойчиво работают над оптимизацией
производственных и управленческих процессов. Не остается без внимания и
сфера формирования трудовых ресурсов организации. Один из наиболее
ответственных ее секторов — подбор персонала. Как и любой процесс,
протекающий в компании, он требует эффективного управления.
Чтобы процесс подбора персонала функционально обеспечивал реализацию
стратегии организации, его нужно принимать во внимание уже на этапе
разработки стратегических планов развития компании. Стратегия подбора
персонала интегрируется в общую стратегию управления персоналом организации;
исходя из нее затем формируют оперативные и текущие планы организационных
мероприятий по реализации стратегии подбора. Таким образом, планирование
процесса подбора персонала охватывает область деятельности от создания общей
долгосрочной стратегии
подбору, предусматривающего конкретные мероприятия, методы и сроки их
реализации, а также необходимые ресурсы.
Здесь мы будем рассматривать управление процессом подбора персонала в
контексте оперативного и текущего управления процессами реализации планов
организационных мероприятий по подбору, так как именно на этом участке
возникает больше всего сбоев.
План организационных мероприятий по подбору персонала охватывает следующие
аспекты:
1) оперативная цель подбора;
2)
организационный механизм
3) набор конкретных действий по подбору;
4) совокупность материальных, денежных и других ресурсов, необходимых для
выполнения мероприятий;
5)
график реализации мероприятий.
персонала используется информация, полученная в ходе планирования потребностей
организации в трудовых ресурсах. Совокупность необходимых данных формируется
как результат деятельности по соответствующим направлениям управления
персоналом (см. таблицу).[3]
В целом накопленная таким
потребности организации в трудовых ресурсах. Эта потребность описывается
следующими параметрами:
1) формой и сроками привлечения специалистов в организацию;
2) численным составом
3) квалификационными
4) сроками поиска специалистов;
5) бюджетом на поиск
6) бюджетом на их содержание и развитие.
На основании такой информации организация готовит годовой оперативный план
подбора персонала в компанию, а исходя из него, в свою очередь, составляют
текущий план подбора специалиста на конкретную вакантную должность. Подбор
специалиста для организаций представляет ж собой многоступенчатый процесс
(См. Приложение № 2). Для обеспечения
четкой управляемости
этапе текущего планирования закрепить определенные участки работы и зоны
ответственности за сотрудниками организации, принимающими непосредственное
участие в подборе персонала. Это могут быть работники отделов персонала,
линейные менеджеры, отдельные специалисты организации или внешние
консультанты.
Рассмотрим по порядку
Анализ содержания работы — это процесс систематического и подробного
исследования содержания работы[4].
Сотрудник, которому поручено управлять процессом подбора кандидата на
определенную должность, должен иметь ясное представление о сути рабочего
процесса, обязанностях работника, степени ответственности, условиях работы,
знать цели и задачи, которые будут поставлены перед тем, кто займет вакантную
должность. Для этого проводится анализ информации о рабочем месте. Технологии
сбора и анализа подобных сведений весьма разнообразны, но в любом случае по
окончании данного процесса необходимо составить достаточно полную картину,
включающую:
1) поле деятельности специалиста,
обязанности и степень ответственности;
2) суть и характер
3) перечень функциональных
осуществление;
4) условия организации данного рабочего места;
5) квалификационные и личностные требования, предъявляемые к специалисту.
На практике для анализа рабочего места, как правило, применяют следующие методы:
1) изучение документации (должностные инструкции, анкеты, положения о
структурных подразделениях и др.);
2)интервью с линейными
должности, и другими сотрудниками;
3) наблюдения, осуществляемые специалистом по подбору персонала.
Результатом проведения работ по данному этапу является перечень
квалификационных, организационных и психологических требований к данному
специалисту.
Существует множество
этапе перед специалистом по подбору персонала стоит задача сделать
оптимальный выбор на основе проведения их анализа и оценки. При этом он
исходит из определенных критериев
и учитывает целый ряд
1. Стратегические и оперативные цели организации по формированию ее
человеческих ресурсов. Примером может служить ситуация, когда стратегией
заранее определен источник привлечения специалистов путем внутреннего набора. В
этом случае внешние источники не рассматриваются в принципе.
2. Экономическая оценка источников. Готовится ряд альтернативных
комбинаций из источников подбора, позволяющих решить задачи подбора персонала с
одинаковым уровнем качества. Оценку производят исходя из критериев затратной
части варианта, сроков подбора и т. д. Данный анализ представляет
определенную сложность, так как не все виды ресурсов, используемых при подборе
персонала, подлежат учету. Кроме того, некоторые из этих видов (например,
время специалиста компании по подбору персонала) сложно оценить в денежном
выражении.
3. Выбор источников привлечения персонала. На основании вышеописанных
этапов производится выбор источников привлечения специалистов. Подход при
анализе и выборе альтернативных вариантов зависит от размера бюджета на подбор
персонала в организации. В принципе здесь можно руководствоваться тем или иным
из следующих двух правил.
При скромном бюджете, ограниченном жестко установленными рамками,
целесообразно использовать правило минимизации издержек, выбирая вариант,
позволяющий обойтись минимальными затратами при одинаковом уровне эффекта.
При проведении этого анализа очень важно, как именно организация определяет
эффект, который требуется получить в ходе подбора персонала; большое
значение имеют также
4. Планирование источников привлечения персонала. Каждый из источников