Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 11:32, курс лекций
Сущность концепции управления проектами – система взглядов, направлений к действию, подходов к решению, выводов, направленных на достижение целей проекта и реализуемых в ходе управления проектами.
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ
Тема 1. Концепция управления проектами
Сущность концепции управления проектами – система взглядов, направлений к действию, подходов к решению, выводов, направленных на достижение целей проекта и реализуемых в ходе управления проектами.
Принцип непрерывности говорит о том, что управление проектами должно осуществляться непрерывно, при этом управленческие решения должны следовать одно за другим (каждое последующее начинает реализовываться после создания необходимых начальных условий в процессе реализации предыдущего).
Принцип гибкости заключается в том, что при выработке управленческих решений всегда предусматривается возможность их видоизменения в зависимости от изменения внешних условий, непредвиденных обстоятельств, целей проекта.
Принцип точности означает, что управленческие решения, принимаемые в ходе управленческого проекта, должны быть максимально конкретизированы, детализированы по времени, целям.
В процессе управления выделяются следующие объекты:
1. предметная область;
2. управление временем;
3. управление стоимостью;
4. управление качеством;
5. управление рисками;
6. управление человеческими ресурсами;
7. управление поставками и контрактами;
8. управление коммуникациями;
9. управление изменениями.
При управлении проектами выделяются следующие основные сферы:
1) экономическая;
2) политическая;
3) социальная;
4) конкурентная;
5) демографическая;
6) техногенная.
Экономическая сфера подразумевает под собой принятие решений, исходя из стадии экономического состояния общества и стадий жизненного цикла товаров, производимых проектом.
Политическая сфера определяет осуществление проекта в зависимости от конкретной политической системы.
Социальная сфера определяется требованиями социума, относящимися к данному проекту.
Конкурентная определяется действиями и возможными действиями конкурентов, приводящими к смене конкурентной среды.
Техногенная определяется используемых и планируемых к использованию технологий в рамках неизменения основных техногенных процессов, направленных на достижение целей проекта.
При управлении проектами проходят следующие основные этапы:
I. установка проблемы;
II. принятие решения по созданию структуры управления проектами;
III. формирование стратегического плана управления проектами (7-10 лет);
IV. формирование среднесрочного плана (3-5 лет);
V. формирование краткосрочного плана (до 1 года);
VI. формирование оперативного плана (до 1 месяца);
VII. контроль предметной области;
VIII. завершение проекта и формирование выводов из него.
Управление изменениями проекта осуществляется путем прогнозирования, выявления изменений; разработки и выполнения плана изменений; контроля изменений проекта и оценки результатов; определения показателей успешного управления проектами.
Существует несколько основных методов управления проектами:
1. авторитарный – методы управления проектами и структура управленческих органов остается неизменной во всем процессе реализации проекта;
2. гибкий – структура управления проектами и управленческие структуры видоизменяются в процессе реализации проекта в зависимости от внешних либо внутренних условий;
3. матричный – осуществляется управление отдельными частями проекта, при этом общее управление по этапам не осуществляется;
4. творческий – управление осуществляется естественным путем в команде единомышленников (как правило, творческие союзы, театральные коллективы).
К структуре взаимосвязей функциональных компонентов относят:
методологию управления проектами
принципы и объекты управления проектами
сами процессы управления
Существует 3 вида планов:
1. план по маркетингу
2. финансовый план (внутри него выделяют планы по расходам и доходам)
3. производственный план (по объемам производства, по затраченному ресурсу)
Тема 2. Содержание и структура проекта
При определении цели проекта различают видение, миссию, цель предприятия.
Видение – основная стратегия бизнеса, она формулируется в начальной стадии реализации проекта и остается неизменной во всем процессе реализации проекта. Включает в себя чувства/определения предприятия.
Миссия – генеральная идея проекта, которая может изменяться на каждом этапе проекта в зависимости от конкретных условий. Миссия может быть субъективно достигнута на каждом этапе проекта.
Цель – конкретно-достижимый результат в данный момент времени, поставленный четко, имеющий определенные характеристики достижимости (размер, время), соизмеримости и согласованный с внешними и внутренними условиями реализации проекта.
Существует взаимосвязь между понятиями программа и проект. Выражается анна в том, что внутри проекта выделяется программа его реализации, однако при управлении стратегическими объектами (государство) различают группы программ ,при реализации которых происходит видоизменение направлений развития стратегического объекта. В контексте изучаемой дисциплины программа рассматривается как способ достижения цели.
Жизненный цикл проекта начинается со стадии формирования проекта и заканчивается формированием выводов и рекомендаций после завершения проекта.
К основным фазам жизненного цикла относят:
1. начальная (преинвестиционная) фаза;
2. фаза планирования и разработки проекта;
3. фаза осуществления проекта;
4. фаза завершения.
На начальной фазе проекта основным является анализ рыночной среды, в ходе которого мы определяем сильные, слабые стороны нашего проекта, реализуемого в конкурентной борьбе, анализ влияния условий внешней среды на реализацию проекта.
На начальной стадии, как правило, осуществляются следующие работы:
1) формируется замысла проекта;
2) производится анализ рыночной ситуации;
3) разрабатывается план проведения, и проводятся маркетинговые исследования;
4) формируется инвестиционное предложение;
5) формируются сегменты рынка на основании маркетинговых исследований.
На фазе планирования и реализации проекта осуществляется разработка бизнес-плана; осуществляется получение инвестиций на реализацию проекта; разрабатывается необходимая проектно-конструкторская и технологическая документация; производится всестороннее обеспечение проекта (рекламная кампания, техническое оснащение, обеспечение трудовыми ресурсами, организация энергетического, транспортного, ремонтного обслуживания). Этот этап завершается началом осуществления проекта.
Фаза осуществления проекта реализуется под начало проекта до его завершения (как прекратившего быть экономически целесообразным проекта, либо по форс-мажорным обстоятельствам).
Фаза завершения проекта характеризуется окончанием проекта, рекреационными предприятиями, при необходимости, переподготовкой трудовых ресурсов, формированием выводов и рекомендаций для осуществления нового проекта.
Процессы задач структуризации проекта включают в себя определение модели организационных структур, модели принятых управленческих структур, принятых структур ответственности и штрафных санкций за ее неисполнение, а также избранные принципы декомпозиции и разделения проекта по функциональным признакам, структурным, штрафным санкциям, организационным признакам. Как правило, для управления структурированным проектом используются следующие специальные модели:
Дерево целей – есть генеральная цель, для решения, достижения которой можно идти поэтапно, решая предыдущие, либо минуя их, решать основную, однако, имеющихся ресурсов не всегда достаточно для решения основной цели, минуя этапы.
Дерево решений – совокупность решений, ведущих к достижению основных целей. Как правило, существует прямая взаимосвязь между целями и решениями.
Дерево работы – порядок работ, соответствующих принятым решениям, направленным на достижение определенных целей.
В зависимости от принятых решений и определенных работ реализуется та или иная организационная структура исполнителей. Для реализации соответствующих решений и организационной структуры исполнителей применяется, как правило, следующий подход:
1. строится матрица ответственности, в которой за те или иные решения, с определением времени и организационной структуры исполнителей, штраф/премия за ее реализацию;
2. реализуются сетевые модели, которые характеризуются указанием порядка исполнения работ, штрафами за их неисполнение и определением критического пути при реализации;
3. в соответствии с определенным деревом работ определяется структура потребляемых ресурсов. Структура потребляемых ресурсов включает в себя наименование ресурсов, объем его потребления, время поставки ресурсов и ранжирование потребляемых ресурсов в зависимости от дерева целей. Исходя из структуры потребляемых ресурсов и дерева цели, строится структура затрат.
4. при построении структуры затрат мы учитываем:
дефицит ресурсов вне дефицита времени;
дефицит времени вне дефицита ресурсов.
К участникам проекта относят: инициатор проекта (инвестор(ы), руководитель проекта, команда проекта. В зависимости от спецификации работы этот перечень может расширяться.
К факторам внешней среды, воздействующим на проект, относят:
1) экономическое состояние общества
2) .
3) конкурентная среда
4) техногенная среда
5) информационная среда
6) физико-географические условия
7) человеческий фактор (трудовой ресурс)
8) инвестиционный климат
Среди факторов внешнего воздействия различают:
1) факторы прямого воздействия (экономическая, политическая, техногенная, конкурентная среды)
2) факторы косвенного воздействия (человеческие ресурсы)
Тема 3. Организация управления проектом
Организационная структура управления проектом включает в себя: структуру управления проектами, персонал, привлекаемый для управления проектом.
Различают мягкие и жесткие структуры управления.
Мягкие подразумевают под собой возможность для персонала проявления собственных стремлений, оценок ситуаций, свободы в принятии решений (в пределах отпущенных полномочий).
Жесткие – невозможность для подчиненного персонала каким-либо образом видоизменять принятые подходы и решения.
Это разделение структур управления по степени влияния персонала на процесс управления, также различают разделение по способности систем к видоизменению в процессе реализации проекта. Это следующие виды:
механистические, они не изменяются в течение всего проекта;
органистические – в процессе управления могут изменяться.
К жестким структурам управления относят:
o Линейную структуру – структура управления, при которой руководитель высшего уровня впрямую управляет всеми подчиненными по всем производственным вопросам. Возможна при необходимости жесткого контроля управления и, как правило, позволяет эффективно управлять персоналом до 10-15 человек.
o Линейно-функциональную – руководитель управляет подразделениями по функциональным обязанностям, либо ставит линейные задачи обязательному, безусловному выполнению и функциональные, носящие рекомендательный характер.
o Функциональную – управление осуществляется только по функциональным обязанностям.
o Дивизиональную – заключается в создании дивизионов, т.е. структур, занимающихся выполнением отдельных работ.
o Командно-штабная - заключается в создании специализированны, разноплановых управленческих структур – штабов.
К мягким структурам относят:
o Матричную, сочетающую в себе горизонтальные и вертикальные связи, характеризующуюся тем, что в независимости от решаемых задач тот или иной руководитель становится определяющим. Руководитель внутри данного коллектива самостоятельно устанавливает порядок выполнения задач, определяет порядок привлечения соответствующих подразделений, при этом только руководитель несет персональную ответственность за выполнение определенных задач.
o Проектную – в ней для решения поставленных условий проекта формируется команда, при этом персонал проекта как изменять свое место, так и не изменять его внутри проекта.
Программно-целевые методы направлены на решение часто возникающих задач параллельно общерешаемым. Создаются централизованные и децентрализованные группы под руководством руководителя проекта., При этом централизованные становятся общими для всех привлекаемых подразделений, подчиняются руководителю проекта. Децентрализованные подчиняется руководителю проекта, носят рекомендательный характер для всех членов проекта.
o Творческие структуры подразумевают под собой выделение неформальных лидеров, которые реализуют те или иные задачи. Эта структура управления реализуется, как правило, в научных, культурных, творческих коллективах.
Как правило, к механистическим структурам управления относят функциональную, линейную, линейно-функциональную, дивизионную структуры. К органистическим – командно-штабную, матричную, программно-целевую и проектную.
Управленческие технологии делятся на:
Управление по целям
Управление по результатам
Управление на базе потребностей и целей
Управление на базе активизации персонала (мотивация, повышение нормативно-плановых показателей)
Управление в исключительных случаях (форс-мажорные обстоятельства, банкротство)
Управление на базе постоянных проверок
Управление на базе искусственного интеллекта
В задачи текущего управления входят:
1. обеспечение предприятия достаточным количеством персонала соответствующей квалификации,
2. расстановка персонала по рабочим местам,
3. разработка и применение методов, позволяющих объективно оценить степень трудового вклада каждого,
4. обеспечение социальной защищенности,
5. выполнение требований техники безопасности, создание нормальных условий труда,
6. организация повышения квалификации и обучения персонала,
7. выработка предложений для изменения структуры управления.
К задачам стратегического управления относят:
1) стратегический анализ экономической ситуации и конкурентной среды,
2) выбор стратегического направления развития и разработка возможных альтернативных вариантов,
3) реализация стратегического выбора.
К текущему управления относят:
управление персоналом
управление коммерческой деятельностью
управление финансовой деятельностью
управление инвестиционной деятельностью
К стратегическому управлению относят:
управление экономическим ростом предприятия
управление повышением его конкурентоспособности
управление увеличением его доли на рынке
Персонал делится на категории:
a) служащие
b) рабочие
По участию в производстве:
a) производственный
b) не производственный
В зависимости от места работы:
1. состоящий в штате
2. работающий по совместительству
2.1 работающий по совместительству, занимающий штатное место
2.2 работающий по договору
2.2.1 выполнение определенного объема работ
2.2.2 выполнение работ в течение определенного срока
По имущественным отношениям :
1. владельцы
2. наемные работники
Тема 4. Управление начальной стадией проекта
На начальной стадии проекта осуществляется:
1. формирование инвестиционного замысла;
2. предварительная проработка целей и задач проекта;
3. осуществляется ходательство о намерениях.
Начальная стадия проекта начинается с разработки концепции проекта и заканчивается получением ресурсов для осуществления проекта. На стадии инвестиционного замысла осуществляются маркетинговые исследования, направленные на определение потребностей, путей их удовлетворения, способов продвижения товаров и услуг до потребителя.
На стадии проработки целей и задач проекта осуществляется оценка жизнеспособности проекта (на основании проведенных маркетинговых исследований), осуществляется предпроектное исследование инвестиционных возможностей, осуществляется технико-экономическое обоснование проекта (ТЭО).
На стадии ходательства о намерениях на основании маркетинговых исследований, ТЭО и оценки инвестиционных возможностей разрабатывается бизнес-план.
Для проведения маркетинговых исследований как правило используется командно-проектная структура управления, базирующаяся на следующих принципах:
1. принцип понимания предприятия;
2. принцип борьбы за потребителя;
3. принцип максимального приспособления производства к требованиям потребителей.
Для формирования стратегии маркетинга существуют следующие основные концепции:
1. совершенствование производства;
2. совершенствование товаров;
3. совершенствование сбыта товаров;
4. совершенствование потребителя;
5. социально-этическая – подразумевает под собой определение потребительских и общественных структур в целом.
На основании выработанных концепций разрабатывается план маркетинговых мероприятий, которые включают в себя:
1. цели и стратегии маркетинга;
2. механизм ценообразования;
3. реклама;
4. схема распространения товаров;
5. методы стимулирования продаж;
6. организация послепродажного обслуживания.
В комплекс маркетинговых исследований входит:
- анализ рыночных возможностей;
- оценка предложенных товаров и услуг;
- изучение потребительских свойств;
- анализ используемых форм сбыта;
- изучение конкурентов;
- сегментирование рынка.
Сегментирование рынка – выделение из общей совокупности покупателей той части, которая имеет потребительские запросы, сходные с предоставляемой продукцией.
Ценообразование зависит от:
1. себестоимости продукции;
2. цен на аналогичный товар у конкурентов;
3. уникальность товара;
4. спроса на товар, определяющий его стоимость.
Методы стимулирования сбыта:
- стимулирование потребителей;
- стимулирование торгового персонала;
- стимулирование торговой сферы.
Предпроектные исследования инвестиционной сферы включают в себя:
- оценку собственных финансовых возможностей;
- оценку кредитных возможностей рынка;
- оценку возможностей заимствования денежных средств;
- разработку стратегии финансирования проекта.
После проведения предпроектных исследований производится оценка жизнеспособности проекта на основании методов прогнозирования и планирования будущего состояния. Методы прогнозирования и планирования делятся на:
1. интуитивные – на основании знаний экспертов (экспертные оценки, «мозговой штурм», круглый стол);
2. аналитические – на основании статистического анализа или математического моделирования (статистические, теоретико-вероятностные, экономические, математические модели).
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта разрабатывается как основа для создания бизнес-плана и содержит в себе:
1. основные экономические показатели проекта - план по инвестициям, планы по доходам и расходам, объемы производства (планы производства);
2. основные технические параметры проекта – размеры производственных площадей, необходимость становочных парт и привлекаемых инструментариев, привлекаемая рабочая сила, сырье и энергия, необходимые транспортные ресурсы, возможные направления развития вышеперечисленных факторов;
3. требования к используемым стандартам – требование по экологической безопасности, эргономическим составляющим (требования к рабочему месту).
ТЭО разрабатываются технологическими и экономико-плановыми органами либо специализированными структурами и утверждаются и согласовываются руководителем проекта и инвесторами. ТЭО перерабатывается или изменяется в случае существенного изменения проекта.
На основании проведенных маркетинговых исследований, оценки жизнеспособности ТЭО разрабатывается бизнес-план, который включает в себя:
- резюме;
- определение и оценки рынков сбыта;
- определение и оценку конкурентов и конкурентной среды;
- планы по рекламе и маркетингу;
- планы по производству;
- финансовый план;
- организационные планы;
- ГОСТы;
- оценки рисков;
- правовое обеспечение деятельности;
- планы по ресурсам (с учетом трудовых);
- планы по обеспечению экологической безопасности объекта.
После изучения бизнес-плана необходимо иметь ответы на следующие вопросы:
1. Как начать дело?
2. Как наиболее эффективно организовать его?
3. Когда будут получены первые доходы и будет осуществлен выход на запланированный уровень рентабельности?
4. Когда будет осуществлен расчет с кредиторами и инвесторами?
5. Каким образом будут уменьшены риски от неблагоприятной экономической среды, техногенных факторов, природных воздействий? (Какие наиболее целесообразные формы страхования; как уменьшить риски от неблагоприятных воздействий конкурентов?)
В резюме необходимо осветить следующие вопросы:
1. стратегия проекта, цель стратегии;
2. избранная программа их достижения;
3. персонал проекта;
4. объемы и сроки получения прибыли кредиторами и инвесторами;
5. прогнозируемые риски для инвесторов.
В разделе «Конкурентная среда» определяются конкуренты, способы ведения ими бизнеса, сильные и слабые их стороны, перечень и сроки применения ответных мер в целях противодействия конкурентам и наиболее действенные ответные меры.
При анализе рынков сбыта определяется:
1. сегмент рынка, на котором будет работать предприятие;
2. доля на этом рынке;
3. потенциальные объемы продаж;
4. реальные объемы продаж.
ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ ПЛАНИРОВАНИЕМ И РАЗРАБОТКОЙ ПРОЕКТА.
При планировании проекта выделяют следующие основные области:
1. временные параметры;
2. стоимостные параметры;
3. качественные параметры;
4. рисковые параметры;
5. избранные методы планирования;
6. методы и принципы контроля;
7. методы воздействия.
Временные параметры - время осуществления проекта.
При временных параметрах оценки проекта решаются следующие задачи:
1) постановка общих задач календарного планирования;
2) определение перечня работ с указанием времени их осуществления;
3) разработать расписание работ;
4) определение взаимосвязи работ и продолжительности проекта.
Стоимостные параметры.
При определении себестоимости проекта затраты делятся на:
1. затраты первичного элемента (сырье и материалы);
2. покупные изделия и полуфабрикаты;
3. топливо, энергия;
4. основная заработная плата производственных рабочих;
5. дополнительная заработная плата производственных рабочих;
6. отчисления на социальные нужды;
7. общепроизводственные расходы;
8. общехозяйственные расходы;
9. потери от брака;
10. непроизводственные расходы.
Все эти расходы калькулируются и из них вычитают возвратные отходы.
По времени отнесения затраты делятся на:
1) текущие;
2) будущих периодов (производятся в данный момент, но их относят на себестоимость будущей продукции) с учетом планируемого уровня инфляции;
3) затраты предстоящих периодов (резервируются в смете и используются на расширение производства, ликвидацию чрезвычайных происшествий).
Различают следующие виды калькуляции:
1. сметная – используется как цена при расчетах с заказчиками;
2. нормативная – исчисляется, исходя из нормативов затрат сырья. Подвидом ее является хозрасчетная;
3. проектная – заложенная в ТЭО;
4. плановая – максимально допустимая при данном виде производства;
5. отчетная – фактически затраченные деньги.
Рассчитав все виды калькуляции мы разрабатываем бюджет.
Качественные параметры.
При определении качественных параметров проекта рассчитывается управленческие и технические аспекты.
Управленческие аспекты – это избранная методология, концепция и организационная структура управления проектом.
Технические аспекты – это показатели качества продукции, которые определяются оценочными, классификационными и функциональными показателями.
Классификационные показатели относят продукцию к определенному классу по:
- наименованию;
- способу использования;
- размерам;
- и т.д.
Функциональные показатели делятся на:
1) функциональные;
2) ресурсосберегающие;
3) природоохранные;
4) антропометрические.
Оценочные показатели характеризуются численными значениями, определяющими степень брака.
Риски.
Для оценки рисков применяются следующие методы:
1. экспертный;
2. статистический;
3. расчетно-аналитический.
Цены риска бывают:
1. передача риска на страхователя – стоимость страховки;
2. стоимость незастрахованного риска;
3. расходы на создание и функционирование проекта с точки зрения затрат на контроль и регулирование.
Различают долгосрочные и краткосрочные риски.
Долгосрочный риск – это:
1) малое отчисление на совершенствование производства;
2) изъяны (недостатки) в кадровой политике;
3) низкая конкурентоспособность продукции.
Краткосрочные риски – это конъюнктурные риски.
В зависимости от формирования различают следующие риски:
- производственные;
- коммерческие;
- финансово-кредитные;
- процентные.
Инвестиционные риски выделяют как подвид.
Определение методов планирования в проекте осуществляется, исходя из длительности проекта.
Методы и принципы контроля.
Контроль осуществляется:
1. разработчиком проекта;
2. инвесторами;
3. государственными органами.
Начальным этапом любого вида контроля является наблюдение за процессом разработки и планирования и соотнесение фактически выполняющихся планов к соответствующим этапам (с определением приоритетности взаимосвязи).
В зависимости от принятой концепции управления проектами и методов воздействия на проект избирают следующие способы управления проектами:
1) административный;
2) финансовый;
3) организационный;
4) технологический;
5) информационный.
В данный момент организация торгов для поставки товаров и услуг государственными и муниципальными органами осуществляется в соответствии с 94 ФЗ 2005г.
ТЕМА 6. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОЕКТА.
При организации работ проекта осуществляется:
1. организация документооборота проекта;
2. организация информационного обеспечения;
3. организация работ по техническому обеспечению проекта (технологическое, инструментальное, ремонтное, транспортное, энергическое, кадровое обеспечение);
4. определяется выполнение сводного плана проекта;
5. осуществляется анализ и проверка состояния предметной области проекта;
6. организуется контроль и регулирование стоимости проекта;
7. контроль и регулирование выполнения проекта.
В организации всех работ по проекту основным является организация производства (выпуска продукции, оказания услуг).
Организация производства – система подходов, технологических решений, организационных и управленческих методик, направленных на изготовление продукции или оказание услуг, при этом производящие из имеющихся ресурсов.
Организация производства есть конкретная реализация любого проекта.
ТЕМА 7. УПРАВЛЕНИЕ ЗАВЕРШЕНИЕМ ПРОЕКТА.
Завершение проекта может быть:
1.плановым:
1.1. по истечению срока реализации проекта;
1.2. по достижению результатов проекта;
1.3. если дальнейшая реализация проекта экономически или социально не целесообразна;
2. внеплановым:
2.1. при возникновении форс-мажорных обстоятельств;
2.2. при банкротстве.
К основным этапам завершения проекта относятся:
1. послепроектное обслуживание, включающее в себя комплекс реквиационных мероприятий;
2. гарантийное обслуживание;
3. переподготовка или переквалификация кадров;
4. накопление и обработка данных, формирование выводов для осуществления последующих проектов.
В процессе завершения проекта:
- осуществляется промежуточный анализ эффективности и оценка результатов проекта;
- определяется поэтапное достижение целей проекта;
- осуществляется оценка поэтапной эффективности системы;
- осуществляется окончательная оценка результатов проекта, эффективности управленческих решений;
- формируются выводы, применяемые в последующих проектах по управлению проектами.
ТЕМА 8. УПРАВЛЕНИЯ КОМАНДОЙ ПРОЕКТА.
Управление командой проекта – это формирование и совместная деятельность персонала, задействованного в процессе реализации проекта; организационная культура и структура команды, методика организации совещаний и принятия решений; ориентировочный состав и организационное развитие персонала; структура и способы психологических аспектов управления (мотивации и стимулирование персонала), методика управления конфликтными ситуациями и организация и проведение переговоров.
В зависимости от принятой организационной структуры определяется вид управления командой.
К ориентировочному составу команды проекта относится:
- руководитель;
- специалисты;
- рабочие.
К промышленно-производственному персоналу относятся рабочие и служащие, которые непосредственно задействованы в производственной деятельности.
Квалификация – степень овладения человеком способностями и собственной специальностью, соответствующими квалификационными требованиями, установленными нормативными документами.
Производительность труда – эффективность результатов труда на единицу продукции.
Производительность живого труда – затраты рабочего времени в каждом отдельном случае.
Организационная культура команды – структура и связи внутри команды, подразумевающие под собой систему управления командой, организацию и принятие решений, систему межличностных взаимосвязей, организации рабочего места.
Организационная культура команды определяется основными целями проекта, избранных системой управления и общим уровнем организационной культуры руководителя.
Составной частью организационной культуры является организация совещания и проведение переговоров, способ принятия управленческих решений, доведение их до исполнения и контроль за их исполнением.
Система управления персоналом проекта делится на линейную, функциональную, горизонтальную и вертикальную.
К основным функциям управления персонала относят:
1. всеобъемлющесть;
2. адресность;
3. понятность;
4. устойчивость;
5. взаимопроникновение;
6. равновесность;
7. гибкость.
При управлении командой проекта особое значение приобретает психологические аспекты управления, включающие в себя мотивацию персонала, основанную на приоритетном использовании психологических методов стимулирования, формировании атмосферы сотрудничества с обязательным учетом национально-религиозных особенностей отдельных личностей и групп, с использованием качественной информации, культурных особенностей данного региона.
При этом допускается стимулирование персонала за счет материальных факторов при обязательном информировании всего персонала команды об используемых методах стимулирования и действиях, приведших к этому методу.
ТЕМА 9. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ.
К информационной системе и технологиям управления проектами относятся элементная база этих систем (ПК, системы связей, поддерживающее оборудование).
К информационным технологиям управления проекта следует также отнести технологии размещения информации о реализуемых проектах в СМИ. При этом необходимо учитывать экономический эффект, который приносит эти рекламные акции.
В зависимости от стадии жизненного цикла проекта происходит избрание той или иной методологии обмена информацией с внешним миром.
На начальной стадии реализации проекта рекомендуется уменьшать объем информации, имеющей свободное обращение.
На стадии завершения проекта рекомендуется увеличить объем информации, имеющей свободное обращение (сюда включается информация о результатах проекта, сведении о возможном трудоустройстве персонала, наличии необходимости в персонале для проведения реквиационных мероприятий в перспективе для последующих проектов.
Основными информационными технологиями является:
1. устное сообщение;
2. письменное сообщение (в форме приказа, инструкции, распоряжения, устава, платежных документов, договоров, актов);
3. электронные документы.
К информационным технологиям предъявляется следующие требования:
1) безусловное получение информации;
2) защита информации;
3) надежность функционирования;
4) простота;
5) возможность сопряжения с другими системами.