Управление профориентацией и адаптацией персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:34, курсовая работа

Описание

Актуальность работы определяется необходимостью профессиональной ориентации и адаптации работника в коллективе, которые выступают как важный составной элемент системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и практической деятельностью. Они призваны способствовать удовлетворению потребностей организаций в рабочей силе (в необходимом качественном и количественном отношении) для повышения их прибыльности и конкурентоспособности организации.

Содержание

Введение
Профессиональная ориентация
1.1 Профориентация: цели и задачи
1.2 Система профориентации
Трудовая адаптация: понятие, виды, этапы, система управления
2.1 Понятие адаптации
2.2 Виды адаптации
2.3 Этапы адаптации
2.4 Система управления адаптацией
3. Зарубежный и отечественный опыт профориентации и адаптации
3.1 Зарубежный опыт
3.2 Украинский опыт профориентации и адаптации
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

управление персоналом 33 ГОТОВ.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ  ЗАОЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ  КВАЛИФИКАЦИИ

ФАКУЛЬТЕТ ДИСТАНЦИОННОГО И КОМБИНИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ 
 
 
 
 
 

Курсовая работа 
 

по дисциплине:

«Управление персоналом» 

тема:

«Управление профориентацией и адаптацией персонала» 
 

Выполнил  студент 

III курса 

Специальности «Государственное и муниципальное  управление» 
 

Варпаховский  Дмитрий Андреевич 
 

Группа  

Шифр УГ 03 
 
 
 
 
 
 

Новосибирск 2012 
 
 
 

Содержание 

Введение

  1. Профессиональная ориентация

1.1 Профориентация: цели и задачи

1.2 Система профориентации

  1. Трудовая адаптация: понятие, виды, этапы, система управления

2.1 Понятие адаптации

2.2 Виды адаптации

2.3 Этапы адаптации

2.4 Система управления адаптацией

3. Зарубежный и отечественный опыт профориентации и адаптации

3.1 Зарубежный опыт

3.2 Украинский опыт профориентации и адаптации

Заключение

Список  использованной литературы 

 

      Введение 

     Профориентация  и адаптация персонала на рабочем месте является необходимым звеном кадрового менеджмента. К сожалению, важность мероприятий по профориентации и адаптации работников в нашей стране не достаточно серьезно воспринималась кадровыми службами на протяжении долгого периода. До сих пор многие государственные предприятия и коммерческие организации не имеют даже базовых программ адаптации. В то же время, имеется большой зарубежный опыт использования адаптационных техник, который только в последнее время стали перенимать отечественные кадровики.

     Актуальность  работы определяется необходимостью профессиональной ориентации и адаптации работника в коллективе, которые выступают как важный составной элемент системы подготовки кадров и являются регулятором связи между системой образования и практической деятельностью. Они призваны способствовать удовлетворению потребностей организаций в рабочей силе (в необходимом качественном и количественном отношении) для повышения их прибыльности и конкурентоспособности организации.

     Новизна исследования заключается, в том, что  профессиональная ориентация представляет собой не просто систему мер, включающую предоставление информации и консультаций, а взаимосвязанный комплекс мероприятий необходимых человеку для выбора профессии, в наибольшей степени соответствующей его личным социально-психологическим характеристикам, способностям и особенностям, а также востребованной на рынке труда.

     Проблемность  работы проявляется в том, что неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности наносит ущерб не только его собственному развитию, но и оборачивается потерей для организации. Разрыв между социально-психологическими характеристиками, профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что в конечном итоге ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма.

     Поэтому целью данной работы является изучение профориентации и адаптации как одних из современных технологий управления персоналом и его неотъемлемой части. Соответственно, задачами будут: теоретическое рассмотрение таких явлений, как адаптация, профориентация; детальный разбор системы эффективного управления адаптацией в организации; анализ зарубежного опыта и попытка дать характеристику положению вещей в области управления профориентацией и адаптацией в Украине. 

 

      1. Профессиональная ориентация 

     1.1 Профориентация: цели и задачи 

     Профессиональная  ориентация – это комплекс взаимосвязанных  экономических, социальных, медицинских, психологических и педагогических мероприятий, направленных на формирование профессионального призвания, выявление способностей, интересов, пригодности и других факторов, влияющих на выбор профессии или на смену рода деятельности.

     Профессиональная  ориентация представляет собой систему  мер по профинформации, профконсультации, профподбору и профадаптации, которая помогает человеку выбирать профессию, наиболее соответствующую потребностям общества и его личным способностям и особенностям. Неполное использование возможностей работника в трудовой деятельности не только наносит ущерб его собственному развитию, но и оборачивается потерей для организации. Разрыв между профессиональной подготовкой и содержанием трудовых функций, выполняемых работником, снижает его интерес к труду, работоспособность, что в конечном счете ведет к падению производительности, ухудшению качества продукции, к росту профессиональной заболеваемости и травматизма.

     Цели  профориентации: оказание помощи молодым  людям (в основном учащимся общеобразовательных  школ) и людям, ищущим работу, в выборе профессии, специальности, места работы или учебы с учетом склонностей и интересов людей, их психофизиологических особенностей, а также с учетом складывающейся конъюнктуры рынка труда.

     Задачи  профориентации:

     1) информирование заинтересованных  лиц для облегчения выбора вида профессиональной деятельности;

     2) создание условий для развития  профессионально значимых способностей  будущих работников;

     3) определение соответствия психофизиологических  и социально-психологических качеств  обратившихся за консультацией  профессиональным требованиям избранного ими вида трудовой деятельности.

     Есть  еще одна важная задача профориентации — содействие быстрым структурным  сдвигам в занятости. В настоящее  время многоукладная экономика  предоставляет работникам с разными  способностями и интересами возможность найти место на трудовом поприще. В идеальном случае сокращение рабочих мест должно проводиться только тогда, когда будут созданы условия для переобучения высвобождаемых работников с учетом мотивационного механизма выбора профессии, когда начнут действовать программы по созданию новых рабочих мест в приоритетных для общества областях. Пока управленческие работники не воспримут профориентацию как метод регулирования предложения рабочей силы в организации, они будут испытывать экономические и психологические трудности.

     Чтобы выявить и развить психологический  и мотивационный механизм выбора профессии, необходимо использовать механизм управления профориентацией. Он представляет собой способ организации взаимосвязанных  процессов формирования личности работника, обладающего конкурентоспособными качествами, включающих профессиональное обучение, консультирование, отбор, информирование и др. 

     1.2 Система профориентации 

     Система профессиональной ориентации включает: 

     1. Профориентационное обслуживание населения (профпросвещение).

     Цель - организация информационного пространства, позволяющего клиенту получить максимум сведений о мире профессий, их рынке  в регионе; формирующего представление  о содержании профессий и специальностей, о требованиях, предъявляемых ими к человеку, путях и условиях профессиональной подготовки с учетом реальных возможностей трудоустройства, В результате создаются предпосылки для осознанного выбора клиентом сферы деятельности, профессии и образа жизни.

     Профинформация, которая доводится до населения, должна даваться с учетом возрастных, социальных и национальных особенностей граждан, получающих данную услугу, а качество и эффективность этого направления работы зависят от ее полноты, достоверности, перспективности, доступности и выразительности.

     Профпросвещепие осуществляется путем бесед, лекций, публикаций во всевозможных средствах  массовой информации, через мероприятия, проводимые в индивидуальной и групповой  формах для разных категорий населения (например, реклама не очень популярных профессий по радио, выпуск проспектов, брошюр, плакатов о них).

     Расширение  и усложнение профориеитациониых связей привело в ряде стран (Великобритания, США) к возникновению понятий "развитие карьеры", "образование и ориентация по вопросам карьеры". Образование по вопросам карьеры проводится в школе во время уроков и отвечает общим интересам школьников, а ориентация по вопросам карьеры включает мероприятия, направленные на удовлетворение их индивидуальных потребностей. Оба вида этой деятельности помогают учащимся реально оценить свои способности и соотнести их с имеющимися возможностями, готовят молодежь к переходу от школьной жизни к профподготовке, к непрерывному образованию, к выбору профессии и места работы, т.е. к трудовой жизни. В то же время они не просто часть учебного курса, а его ядро, играющее координирующую роль в учебном плане. В некоторых странах (Финляндия, Швеция, Япония) существуют подходы, близкие к пониманию профориентации как части более широкого процесса - развития карьеры. Например, в Японии такой подход нашел отражение в законе о содействии в развитии людских ресурсов, предусматривающем оказание систематического и поэтапного воздействия на развитие личности в течение всей трудовой жизни с учетом профессиональных интересов человека, его намерений, способностей, опыта и других качеств, а также таких внешних факторов, как тенденции в техническом и экономическом развитии, ситуация на рынке труда, структурные изменения в промышленности и экономике, интернационализация экономических связей. Задачи профориентации в этом случае не ограничиваются только выяснением профессиональных способностей человека и предоставлением ему необходимой информации о профессиях и консультационных услугах, а рассматриваются шире - в процессе развития личности, как средство, помогающее планировать свой трудовой путь и продвигаться по нему.

     Во  многих странах профориентация в  школе играет роль "переходных услуг", связующего звена между учебой и  трудовой деятельностью и рассматривается  как одно из средств, регулирующих вхождение молодежи в трудовую жизнь. В основном она выступает в форме профпросвещения или профпропаганды и при необходимости дополняется профконсультироваиием, проводимым консультантами-психологами или специально подготовленными учителями школы. Следует отметить, что практика специальной подготовки учителей для проведения такой работы в последнее время получает все большее распространение. Такая подготовка учителей проводится в течение одного года в университете. Подготавливаемые учителями данные о школьниках служат в большинстве стран базой для работы с учащимися консультантов-психологов, которые не только дополняют, но и корректируют деятельность учителей по вопросам профориентации молодежи.

     Следует отметить и некоторые негативные моменты, проявившиеся в развитии профориентации. Появляется обеспокоенность, что на нее все в большей степени начинают возлагать главную ответственность за решение вопросов занятости, что задачи по трудоустройству молодежи все больше перекладываются на учителей, проводящих профориентационную работу в школе.

     Профориентационная  работа может осуществляться также  через центры профориентации, которые  могут функционировать и как  самостоятельные подразделения  организаций, и как структурные  подразделения центров занятости  населения.

     В профориентационной работе с населением систематизируются и используются различные фактические и статистические данные о текущем и перспективном кадровом спросе, содержании, условиях, режиме и оплате труда по профессиям, рабочим местам, должностям, о требованиях к знаниям, личности человека, предъявляемых этими профессиями, и возможных противопоказаниях к работе по ним.

     2. Профессиональное консультирование.

     Цель - оказать обратившемуся содействие в выборе или перемене профессии  с учетом его пожеланий, склонностей и возможностей, имеющихся вакансий, перспектив трудоустройства. Профконсультант помогает клиенту: 

  • снять тревожное состояние; 
  • определить проблему, если она неясна;
  • выявить круг его склонностей и подобрать соответствующую группу профессий; 
  • получить информацию о возможностях переобучения.

Информация о работе Управление профориентацией и адаптацией персонала