Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 13:43, реферат
Развитие управленческой мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая деятельность. Для начальной стадии развития учений об управлении, когда закладывались основы современного представления об управлении, был характерен упор на какое-то одно из этих явлений. Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления все большее развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и другие явления бизнеса в единое и органичное целое.
Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть только косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельную, давно интересует историков менеджмента (Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.).
Эффективность и качество управленческого решения определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем, т.е. подходов, принципов, методов. Без хорошей теории практика слепа. Однако в настоящее время к менеджменту применяют только некоторые научные подходы и принципы. Это можно объяснить "узостью" понятия "менеджмент", отсутствием в нём цели управляющей подсистемы (коллективы, индивидуумы) — обеспечение конкурентоспособности объекта на конкретном рынке. Если руководствоваться "широким" понятием "менеджмента", то автоматически добавляются комплексный, функциональный, динамический, интеграционный подходы, которые применяются в настоящее время при управлении качеством и экономичностью продукции.
Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить необходимость применения к менеджменту 13 научных подходов:
‚Системного;
‚Комплексного;
‚Интеграционного;
‚Маркетингового;
‚Функционального;
‚Динамического;
‚Воспроизводственного;
‚Процессного;
‚Нормативного;
‚Количественного (математического);
‚Административного;
‚Поведенческого;
‚Ситуационного.
Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует одинизаспектов менеджмента.
Они не являются синонимами, не дублируют, а дополняют друг друга, чтоподтверждает сравнение их содержания.
Процессный подход.
Процессный
подход рассматривает
функции управления
как взаимосвязанные.
Процесс управления
является общей суммой
всех функций, сериейнепрерывныхвзаимосвязанн
Нормативныйподход.
Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы менеджмента. Нормативы должныустанавливаться поважнейшимэлементам:
а) целевой подсистемы (показатели качества и ресурсоемкости товара, параметры рынка, показатели организационно-технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей среды);
б)
функциональной подсистемы (нормативы
качества планов, организованности
системы менеджмента,
качества учета и контроля,
нормативыстимулированиякачеств
в) обеспечивающей подсистемы (нормативы обеспеченности работников и подразделений всем необходимым для нормальной работы, выполнения стоящих перед ними целей и задач, нормативы эффективности использования различных видов ресурсов в целом по фирме). Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективности (во времени и по масштабуприменения).
Нормативами функционирования элементов внешней среды фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы. Чем больше обоснованных нормативов по каждому элементу системы менеджмента, тем выше будет ее организованность, уровень автоматизации планирования, учета и контроля на всех уровнях управления.
Количественный подход.
Сущность количественного подхода заключается в переходе от качественных оценок к количественным при помощи математических, статистических методов, инженерных расчетов, экспертных оценок, системы балловидр. Управлятьможноцифрами, анесловами.
Административный подход.
Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положенияит.п.).
Поведенческий подход.
Целью поведенческого подхода является оказание помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, творческих способностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению фирмой. Основной целью этого подхода является повышение эффективности фирмы за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельногоработника, таки фирмывцелом.
Ситуационныйподход.
Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способа управлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимальноадаптирован кней.
Перечисленные
подходы рекомендуется
применять при
решении любой
задачи, возникающей
при функционировании
или развитии системы
менеджмента, по стадиям
жизненного цикла объекта,
при стратегическом,
тактическомилиоперативномуправ
4.2. Системный подход к разработке управленческих решений.
Системный подход — это направление методологии специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследованиеобъектов каксистем.
Системный
подход способствует
адекватной постановке
проблем в
4.3. Функциональный подход к разработке управленческих решений.
Сущность функционального подхода к менеджменту заключается в том что потребность рассматривается как совокупность (ЬУНКЦИЙ которые нужно выполнить для ее удовлетворения . После установления функций создаются несколько альтернативных объектов для выполнения этих функций и выбирается тот из них, который требует минимум совокупных затрат за жизненный цикл объекта на единицу его полезногоэффекта.
В настоящее время к управлению применяется в основном предметный подход, при котором совершенствуется существующий объект. Например, техническая система совершенствуется путем ее доработки по результатам маркетинговых исследований, анализа научнотехнического прогресса в заданной области, замечаниям и предложениям потребителей. Поэтому на практике перед конструкторами ставится задача достигнуть по важнейшим показателям качества объекта мирового уровня. В чем недостатки такого подхода?
Во-первых, сами конструкторы не заинтересованы в проведении широкого и глубокого анализа мирового рынка, в установлении для себя трудных задач. Мировой уровень потребностей к моменту внедрения объекта у потребителя объективно могут спрогнозировать не конструкторы, а маркетологи. Во-вторых, допустим, конструкторы очень постарались и нашли лучший мировой образец. Однако этот образец проектировался вчера и несет в себе технические идеи вчерашнего дня. Технический прогресс не стоит на месте. Поскольку еще нужно время на разработку, освоение и производство нового образца и за этот период мировые достижения в данной области уйдут далеко вперед. Применяя предметный подход, инвесторы и менеджеры всегда будут только догонять вчерашний день и никогда не выйдут на мировойуровень.
При применении предметного подхода к развитию социальноэкономических систем менеджеры идут по пути совершенствования существующих систем. И на практике менеджеры часто сталкиваются с проблемой поиска работы для существующих коллективов или работников. При применении функционального подхода идут от обратного, отпотребностей.
При применении функционального подхода абстрагируются от объектов выполняющих подобные функции, как будто они не существуют совсем, а ищут совершенно новые технические решения для выполнения существующих или будущих потребностей. Этот подход должен применяться в совокупности с воспроизводственным подходом, т.к. для удовлетворения потребностей нужно создать физический или другойобъект.
Функциональный подход совместно с другими подходами позволяет ведущимфирмам мирабытьвсегдавпереди.
Функциональный
подход реализуется
в методах
Основные школы и подходы в науке об управлении, среди основных, позволяющих в полной мере использовать современные управленческие технологии, мы отмечали ситуационныйподход.
Ситуационный подход на сегодняшний день является одним из наиболееперспективных всовременной наукеобуправлении.
С одной стороны, он сегодня один из наиболее разработанных инструментов для последовательного, комплексного, системного анализа ситуаций принятия важных управленческих решений. С другой стороны, он позволяет выявить основные тенденции, определяющие динамику развития ситуации принятия решения, а также основные управляющие воздействия способные оказать влияние на развитие ситуации.
Ситуационный
подход позволяет
руководителю наряду
с целостным представлением
объекта управления
и его функционирования
во внешней среде
осуществлять эффективное
управление конкретнойситуациейпринятияупр
Этот
подход позволяет принимать
решения, основываясь
на анализе и понимании
ситуации, динамики
ее изменения, а не исходя
из традиционного принципа
проб и ошибок. Возможность
осуществления предварительного
анализа ситуации и
предвидения ее ожидаемых
изменений делает ситуационный
подход гораздо более
эффективным и позволяетизбежатьпоройзначител
Восновуситуационногоподходапол
Ситуационный
анализ — это комплексные
технологии подготовки,
принятия и реализации
управленческого решения,
в основе которыханализотдельновзятойупр
Ситуационный
анализ является в
некотором смысле
противоположностьюстратегическ
Действительно,
стратегическое управление
идет от глобального
представления организации,
ее целей и способов
их достижения, которые
в дальнейшем конкретизируются,
детализируются, воплощаютсяввидеплановизаданий
Но путь от выработки стратегии организации до ее воплощения в видеплановизаданийдостаточно велик.
Стратегическое управление сегодня используется далеко не во всех организациях. А там, где оно действительно используется, неизбежен разрыв между оперативно принимаемыми решениями и решениями стратегического характера, точно так же как судну, плывущему к четко определенной цели, имеет смысл обогнуть встретившуюся на пути отмельилиархипелаг островов, анедвигатьсяпопрямой.
Информация о работе Условия и факторы возникновения и развития менеджмента