Виды анализа в стратегическом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 15:30, контрольная работа

Описание

Часто организации не в состоянии оптимально распределять свои ресурсы для удовлетворения требований рынка, поэтому первостепенной задачей для них является точная оценка своих сил и средств при формировании стратегии.

Содержание

1 Виды анализа среды организации 2
1.1 Ситуационный анализ 2
1.2 STEP – анализ 3
1.3 SWOT – анализ 3
1.4 Gap – анализ 5
Список использованной литературы 7

Работа состоит из  1 файл

виды анализа.doc

— 46.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

 

1 Виды анализа среды  организации       2

1.1 Ситуационный анализ        2

1.2 STEP – анализ         3

1.3 SWOT – анализ         3

1.4 Gap – анализ          5

Список использованной литературы      7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Виды анализа  среды организации

Часто организации не в состоянии оптимально распределять свои ресурсы для удовлетворения требований рынка, поэтому первостепенной задачей для них является точная оценка своих сил и средств  при формировании стратегии.

Наиболее известными методами анализа стратегических возможностей организации являются:

- ситуационный анализ;

- STEP – анализ;

- SWOT – анализ;

- Gap – анализ;

Рассмотрим каждую их этих методик более подробно.

 

      1. Ситуационный анализ

Сущность методики ситуационного  анализа состоит в последовательном рассмотрении элементов внешней и внутренней среды и оценке их влияния на возможности организации.

Внешний ситуационный анализ – это рассмотрение информации о  состоянии экономики в целом (факторы  макросреды) и об экономическом положении  данной конкретной организации, конкуренции, рынка сбыта, наличия необходимых транспортных путей политической и экологической обстановке в стране, законодательном и правовом пространстве и т. д. [2]

Внутренний ситуационный анализ – это оценка ресурсов организации по отношению к окружающей среде и ресурсам основных конкурентов (факторы микросреды).

Суть этого анализа  состоит в оценке  ситуации, сложившейся  на рынке на анализируемый момент  времени. Основное внимание уделяется  анализу положения организации  в ее микросреде (учет и анализ поведения потребителей и конкурентов, знания и реакция организации на состояние рынка и пр.) и тем факторам, которые связаны со сбытом и прибыльностью продукции, ее достоинствами и недостатками, возможностями продвижения товаров или услуг и т. д.

 

 

      1. STEP – анализ

STEP – анализ (от англ. Step - шаг) представляет собой методику анализа ключевых элементов макросреды организации:

- социально – демографических  факторов (например, возраст и образованность населения и проч.);

- экономических факторов (сложившаяся динамика цен и налогов);

- технико – технологических факторов (появление новых материалов и технологий);

-  правовых факторов (развитие  законодательства в области рекламы,  товарных знаков, защиты потребителей);

-   экологических факторов (требования к экологической чистоте и проч.);

-   политических факторов (возможности  протекционизма); 

- этических факторов (нравственные и моральные нормы общества).

Анализ направлен на оценку существенных изменений и  новых тенденций в макросреде организации, а также на определение их значимости для организации. [1]

 

1.3 SWOT – анализ

Наибольший интерес для анализа стратегических возможностей организации представляет использование методики SWOT – анализа.

Суть методики состоит в том, чтобы определить и оценить сильные и слабые стороны организации и соотнести их с возможностями и опасностями (угрозами) рынка. При этом сильные и слабые относятся к внутренним характеристикам, а возможности и угрозы – к внешним факторам, которые организация не может контролировать.

При анализе сильных и слабых сторон  организации оценивается  ее внутреннее состояние и ее возможности  относительно рынка. При этом определяются и оцениваются факторы, нуждающиеся  в улучшении и изменении, - слабые стороны деятельности и факторы, которые представляют выигрышные позиции организации – сильные стороны. Выводы делаются на основе изучения прошлого и настоящего опыта работы организации. [4]

Анализ возможностей и угроз дает возможность оценить  благоприятные и неблагоприятные  условия внешней среды (рынка) с целью приспособления к ним потенциальных организации для удовлетворения нужд потребителей и получения прибыли. Выводы делаются на основе изучения вероятных изменений будущих тенденций по сравнению с прошлым и настоящим положением на рынке.

Анализ внешней среды  представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов  внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.

Анализ внешней среды  позволяет организации своевременно спрогнозировать появление угроз и возможностей, разработать ситуационные планы на случай возникновения непредвиденных обстоятельств, разработать стратегию, которая позволит организации достигнуть поставленных целей и превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

При проведении SWOT – анализа используются различные методики, например: 
 - ситуационный анализ с использованием кабинетных и полевых исследований;

- разработка аналитических  карт на основе экспертных  оценок (мозговой штурм);

- оценка сильных и  слабых сторон в сравнении  с основными конкурентами;

- позиционирование путем  проведения фокус - групп, анкетирования  и проч.

 

      1. Gap – анализ

Gap – анализ (от лат. gap – щель) – это анализ стратегического разрыва, позволяющий определить расхождение между желаемым и реальным в деятельности организации. [1]

По данной методике оценивается  желаемое состояние организации (уровень  ее стратегических притязаний) и реальное (что может фактически добиться организация, не меняя свою нынешнюю политику). При этом разрабатывается стратегия организации, направленная на ликвидацию данного разрыва.

Под стратегическими  разрывами понимают разницу между  выбранным (запланированным) курсом развития организации и курсом развития в новой изменяющейся среде. Стратегические разрывы могут возникать между различными элементами стратегического управления: целями и стратегией, стратегией и организационной структурой, стратегическим и текущим планированием и т. д.

Процесс оценки стратегической ситуации включает три стадии (этапа):

  1. Сбор информации о настоящем положении организации.
  2. Анализ отклонений от запланированного состояния.
  3. Проектирование сценария.

На первой стадии производится сбор информации о профиле организации  с учетом состояния внешней среды.

Профиль – это комплексная оценка организации, характеризующая ее специализацию, организационно-технический уровень, систему управления и организационную структуру.

При сравнении профиля  организации с формированием  развивающейся (изменяющейся) внешней  среды необходимо проанализировать (с позиций настоящего времени и обозримого будущего) влиянии е на организацию со стороны общества и наоборот; технологическую среду организации и технологические тенденции на ее рынке; экономическую среду и экономическую политику организации; структуру взаимосвязей со средой; входящие и выходящие коммуникации; характер законодательных ограничений и политического воздействия на деятельность организации.

На второй стадии процесса анализа стратегической ситуации центральное  место отводится  анализу ее слабых и сильных сторон.

На третьей стадии разрабатывается  сценарий будущего образа организации и путей его  достижения с учетом вновь открывающихся возможностей и угроз.

Такой сценарий позволит выявить организационные, технологические  и маркетинговые качества организации, которые обеспечат использование возможностей и дадут ей шанс избежать потенциальных угроз.

Проанализировав внешние  опасности и новые возможности, приведя в соответствие с ними внутреннюю структуру, руководство  организации может приступить к выбору стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Е. Н. Кнышова, «Менеджмент», Москва изд. ФОРУМ-ИНФРА-М, 2008
  2. В. Д. Маркова, С. А. Кузнецова, Стратегический менеджмент, курс лекций, Инфра-М, 2009
  3. Плотников М.В. Стратегический менеджмент: Материалы к курсу. 2009.
  4. Дюков И. Стратегия развития бизнеса. – СПб.: Питер, 2008



Информация о работе Виды анализа в стратегическом менеджменте