Виды контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:56, реферат

Описание

Сущность контроля, как неотъемлемой составляющей любого процесса
управления отражена, например, в ст. 1 Лимской декларации руководящих
принципов контроля, принятой X Конгрессом Международной организации высших
контрольных органов. “Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 84.00 Кб (Скачать документ)


Реферат

На тему: виды контроля.

Система налогового контроля начала активно

формироваться с начала 90-х гг. и продолжает развиваться и в настоящее

время.

При современном уровне правового регулирования налоговый контроль

является сформировавшимся самостоятельным правовым институтом.

Важное значение в правовом регулировании налогового контроля играет

соблюдение определенного баланса интересов государства по формированию

своей финансовой основы, с одной стороны, и интересов “обязанных” лиц

(налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов, банков и др.)

по защите от неправомерного вмешательства в их хозяйственную деятельность

с другой.

Цель настоящего реферата – это прежде всего обоснование понятийного

аппарата института налогового контроля; исследование правового характера

его основных элементов; определение его видов и принципов.

 

 

 

Понятие налогового контроля.

Сущность контроля, как неотъемлемой составляющей любого процесса

управления отражена, например, в ст. 1 Лимской декларации руководящих

принципов контроля, принятой X Конгрессом Международной организации высших

контрольных органов. “Контроль – не самоцель, а неотъемлемая часть системы

регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых

стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии

расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии, с тем

чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях

привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный

ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких

нарушений в будущем”.

Для обсуждения вопросов, посвященных налоговому контролю, особое

значение имеет рассмотрение сущности финансового контроля, а точнее

государственного контроля. В научной литературе финансовый контроль обычно

делят на государственный (в том числе муниципальный), негосударственный

(аудиторский, общественный) и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Финансовый контроль в соответствии с финансовым правом – это система

институтов, инструментов и методов по проверке законности и

целесообразности действий в сфере образования, распределения и

использования денежных фондов государства и органов местного

самоуправления, одна из форм государственного контроля, способствующая

обеспечению законности, охране собственности, правильному, эффективному и

экономному использованию бюджетных, заемных и собственных средств,

помогающая вскрыть нарушения финансовой дисциплины. Финансовым контролем

охватываются как сфера образования денежных фондов государства, так и сфера

распределения и использования государственных денежных средств.

 

По содержанию отношений, складывающихся в тех сферах государственного

управления, которые охватываются государственным финансовым контролем,

выделяют бюджетный (или бюджетно-финансовый), налоговый, банковский,

валютный, таможенный контроль и надзор за страховой деятельностью.

Налоговый контроль осуществляется в сфере отношений, складывающихся в

процессе уплаты налогов и сборов, вплоть до момента зачисления налоговых

доходов на счета бюджетов, т.е. охватывать все действия банков по

исполнению ими платежных поручений налогоплательщиков (налоговых агентов

или плательщиков сборов).

Налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами, представляет

собой фактически первый, начальный этап налогового расследования во всей

системе выявления и расследования налоговых преступлений.

Учитывая общие оценки, данные контролю в целом, отметим наиболее часто

встречающиеся определения налогового контроля.

Е. В. Поролло считает, что “Сущность налогового контроля можно

рассматривать с двух позиций: во-первых, как функцию или элемент

государственного управления экономикой, во-вторых, как особую деятельность

по исполнению налогового законодательства. Эти стороны налогового

контроля находятся в неразрывном единстве, что позволяет представить

налоговый контроль в виде классической кибернетической системы, сочетающей

в себе разнообразие статический элементов и их динамическое взаимодействие,

непрерывное развитие совершенствование”.

А. В. Брызгалин считает, что ”налоговый контроль – это

специализированный (только в отношении налогов и сборов) надведомственный

(вне рамок ведомств) государственный контроль ”.

Е. Ю. Грачева и Э. Д. Соколова делают акцент на деятельности

уполномоченных органов: “налоговый контроль относится к

общегосударственному финансовому контролю и может быть определен как

регламентированная нормами налогового права деятельность компетентных

органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и

правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов и

сборов в бюджет или внебюджетный фонд”.

Таким образом, налоговый контроль можно определить как составную часть

формируемого государством организационно-правового механизма управления,

представляющую собой особый вид деятельности специально уполномоченных

государственных органов, в результате которой обеспечивается установленное

нормами налогового права исполнение обязанностей лиц в сфере

налогообложения, исследование и выявление оснований для осуществления

принудительных налоговых изъятий в бюджетную систему, а также установление

оснований для применения мер ответственности за совершение налоговых

правонарушений.

 

 

 

Принципы налогового контроля.

Принцип есть научное или нравственное начало, основание, правило,

основа, от которой не отступают.

Правовой принцип концентрирует в себе общеобязательное для всех

требование, оформляющее базовую идею какого-либо явления. При этом свойство

общеобязательности он приобретает лишь тогда, когда происходит его

юридическое закрепление в нормативных актах, т. е. когда принцип

приобретает правовой характер.

Принципы налогового контроля можно определить как базовые правовые

положения, определяющие организацию и эффективное осуществление налогового

контроля, которыми должны руководствоваться субъекты налогового контроля

при осуществлении ими контрольных мероприятий в сфере налогообложения.

Общеправовыми принципами характерными для налогового контроля являются:

1. Принцип законности.

 

Он подразумевает строгое соблюдение предписаний законодательных актов и

основанных на них предписаний иных правовых актов. В рамках налогового

контроля принцип законности проявляется, в частности, в том, что, согласно

ст. 1 НК РФ, полномочия налоговых и таможенных органов, а также формы и

методы налогового контроля устанавливаются исключительно Налоговым кодексом

РФ. Кроме того, на налоговые органы возлагается обязанность осуществлять

контроль за соблюдением налогового законодательства и принятых в

соответствии с ним нормативных актов (ст. 32 НК РФ).

 

2. Принцип юридического равенства.

 

В сфере налогообложения этот принцип отражается в том, что налоги и

сборы не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться

исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных

критериев (ст. 3 НК РФ). Не допускается установление дифференцированных

ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы

собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала

(за исключением таможенных пошлин), а также в зависимости от того, кто

является налогоплательщиком или покупателем товаров, работ или услуг (ст.

353 НК РФ).

 

 

3. Принцип соблюдения прав человека и гражданина.

 

Конституция РФ провозгласила, что человек, его права и свободы являются

высшей ценностью и должны соблюдаться всеми государственными органами и

организациями. Этот принцип в сфере налогообложения трансформируется в

целый ряд специально-правовых принципов, которые мы рассмотрим далее.

4. Принцип гласности.

Означает открытую и доступную для всех организаций и граждан

деятельность государственных органов, а также возможность получения

информации. В сфере налогообложения принцип гласности реализуется, в

частности, при официальном опубликовании сведений о действующих на

территории России налогах и сборах (ст. 16 НК РФ); при исполнении

налоговыми органами своих обязанностей по информированию налогоплательщиков

о действиях налоговых органов, по даче разъяснений о порядке исчисления и

уплаты налогов и сборов (ст. 32 НК РФ).

5. Принцип ответственности.

Заключается в том, что к лицу, совершившему правонарушение, применяются

меры юридической ответственности. Естественно, что данный принцип является

основополагающим для института ответственности за совершение налоговых

правонарушений.

6. Принцип защиты прав.

Защита прав субъектов гарантируется на любом этапе развития налоговых

отношений, в том числе и при проведении мероприятий налогового контроля.

Контролируемые субъекты могут обжаловать действия и акты налоговых органов

на любой стадии осуществления контрольной деятельности.

Кроме общеправовых принципов налоговому контролю присущи следующие

принципы контроля.

Принцип независимости.

В настоящее время налоговые органы РФ представляют собой организованную

государством единую централизованную систему контрольных органов,

объединенную в самостоятельное федеральное министерство, призванную

реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от

каких-либо организаций или физических лиц.

Принцип планомерности.

Подразумевает, что любая контрольная деятельность, для которой

характерно ее постадийное осуществление, всегда должна быть тщательно

подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть

соотнесены с временными рамками их осуществления.

Принцип регулярности (систематичности) контроля.

Принцип регулярности действительно очень ярко проявляется при

проведении налогового контроля. Более того, в определенных случаях

законодательно установлены периоды времени для проведения мероприятий

налогового контроля.

Принцип объективности и достоверности.

Принцип объективности и достоверности результатов налогового контроля

предполагает, что решение руководителя уполномоченного органа должно

соответствовать фактически существующим обстоятельствам, выявленным в ходе

проведения мероприятий налогового контроля, и содержать вывод о

соответствии или несоответствии налоговому законодательству совершенных

налогоплательщиком деяний.

Принцип документального оформления результатов контроля.

Надлежащее оформление документов налогового контроля создает основу для

последующей реализации налоговыми органами своих полномочий по применению

мер ответственности к виновным лицам за совершение ими налоговых или

административных правонарушений.

Принцип взаимодействия и обмена информацией с другими государственными

органами.

В настоящее время принцип взаимодействия налоговых органов с другими

уполномоченными органами, такими как органы налоговой полиции,

государственные внебюджетные фонды, органы федерального казначейства,

таможенные органы и другие (ст. 82 НК РФ), заключается не столько в

передаче сведений о совершении нарушений, сколько в аккумулировании в

налоговых органах информации о налогоплательщиках, налоговых агентах,

банках и других обязанных лицах, необходимой для осуществления налоговыми

органами своих функций.

Рассмотренные выше общеправовые принципы и принципы контрольной

деятельности не исчерпывают систему принципов налогового контроля,

поскольку специфику сферы налогообложения отражают специально-правовые

принципы налогового права, которые оказывают доминирующее влияние на

содержание налогового контроля. Научное обоснование системы специально-

правовых принципов налогообложения, а также их закрепление в Налоговом

кодексе РФ приводят к возможности установления следующих принципов

налогового контроля в дополнение к уже рассмотренным выше.

Принцип всеобщности налогового контроля.

Предполагается, что ни одна организация или физическое лицо не могут

быть освобождены налоговыми органами от проведения в отношении них

мероприятий налогового контроля, начиная с проведения учета юридических и

физических лиц.

Принцип единства налогового контроля.

Принцип единства налоговой политики и системы налогов предполагает

единообразное осуществление налогового контроля на всей территории РФ,

существование единого реестра налогоплательщиков на территории РФ, единства

форм, методов и порядка проведения налогового контроля, применяемых на всей

территории России.

Принцип территориальности налогового контроля.

Выражается в том, что в большинстве случаев взаимоотношения

налогоплательщика по поводу осуществления мероприятий налогового контроля

возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на учете.

Принцип ограничения сферы налогового контроля только вопросами

исполнения обязанностей лиц, предусмотренных налоговым законодательством.

Действующее в настоящее время законодательство предоставляет налоговым

органам полномочия по осуществлению контроля не только в сфере налоговых

отношений, но и в сфере административно-правовых и валютных отношений.

Соответственно, налоговый контроль следует отличать от административно-

Информация о работе Виды контроля